Осень - самая горячая пора для хозяев и нанимателей жилья. Сегодня мы отвечаем на некоторые из накопившихся вопросов о найме
Кто должен оплачивать «коммуналку»
Я впервые буду снимать квартиру. Риэлтор нашел неплохой вариант и предупредил, что телефон и все жилищно-коммунальные услуги я должна буду оплачивать за свой счет. В то же время моя подруга, которая снимает жилье уже больше трех лет, платит только за междугородные телефонные переговоры, а остальное оплачивают хозяева квартиры. Я переживаю: не дурят ли меня? Как вопрос оплаты «коммуналки» решается по закону, на что мне сослаться?
С уважением Женя.
По закону этот вопрос решается следующим образом. Наниматель обязан самостоятельно вносить плату за коммунальные услуги, если другое не установлено договором найма (ст. 815 Гражданского кодекса Украины). Исходя из этого, возможны следующие варианты:
В договоре, который заключают хозяин и наниматель жилья, предусматривается, что основную часть жилищно-коммунальных услуг оплачивает собственник-наймодатель квартиры. На практике преобладают договоры именно с таким условием (как у вашей подруги).
- При этом наниматель, как правило, самостоятельно и за свой счет вносит плату за электричество, поскольку расход электроэнергии (и соответственно размер платежа) зависит исключительно от нужд «временного жильца».
- В договоре указывается, что все коммунальные услуги оплачивает наниматель.
- В такой ситуации фактически повышается плата за квартиру, поскольку к ней добавляются регулярные ежемесячные платежи за ЖКУ.
- Наниматель и хозяин жилья вообще не оформляют договор в письменной форме либо подписывают договор, в котором нет пункта об оплате жилищно-коммунальных услуг. В этом случае применяется положение закона: наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи (см. выше).
Вопрос оплаты телефона регулируется в договоре отдельно. Обычно, если собственник квартиры сам оплачивает «коммуналку», он же несет расходы и по абонентской плате за телефон, а за межгород, другие соединения с повременной тарификацией и дополнительные платные услуги (справки и т. п.) вносит платежи наниматель. Если же по договору на постояльца возлагается оплата ЖКУ, то, как правило, он же платит и за все услуги телефонной связи.
Что делать, если случится поломка
Я снимаю квартиру эконом-класса: мебель далеко не новая, сантехника периодически ломается, а недавно при попытке открыть дверь переломился пополам ключ. Пришлось вызывать службу для вскрытия двери, оплачивать ее услуги, потом ставить новый замок. Причем специалисты, посмотрев старый ключ, сразу сказали: это он от времени сточился. В общем, я потратил несколько тысяч рублей и теперь думаю: нельзя ли удержать эти деньги из платы за квартиру хозяйке? Как это обосновать юридически?
Михаил.
При возникновении неполадок в снятой квартире нужно определить, по какой причине они появились, - от этого зависит распределение расходов на ремонт и прочих сопутствующих трат.
- Если поломка стала последствием скрытых дефектов, в том числе разрушительных процессов, которые уже имели место на момент сдачи квартиры внаем, то наниматель может отстаивать свои права на основании ст. 768 Гражданского кодекса Украины.
Согласно ей, арендодатель (хозяин жилья) отвечает за недостатки сданного в аренду имущества (в нашем случае - квартиры, оборудования, интерьера и т. д.), полностью или частично препятствующие пользованию этим имуществом, даже если во время заключения договора аренды он не знал о таких дефектах.
Арендатор (наниматель) при обнаружении недостатков вправе по своему выбору потребовать от арендодателя (собственника жилья) безвозмездного устранения дефектов, либо возмещения своих расходов на ремонт, либо непосредственно удержать сумму понесенных расходов из арендной платы, предварительно уведомив об этом арендодателя.
- Если причиной поломки стали умышленные или небрежные действия нанимателя либо его посетителей (гостей, родственников и т. п.), то это расценивается как порча имущества, за которую несет ответственность квартиросъемщик. То есть ремонт и материалы для него обязан за свой счет оплачивать постоялец.
- Если имущество выходит из строя в результате естественного износа и требуется обычный текущий ремонт, то по закону он возлагается на квартиросъемщика, если иное не предусмотрено договором (ст. 819 ГК Украины). На практике собственник квартиры и наниматель, как правило, оговаривают, что нормальное состояние квартиры и обстановки (сантехника, мебель и т. п.) поддерживает наймодатель (хозяин). Соответственно расходы нанимателя на вызов сантехника, слесаря и т. д. вычитаются из платы за наем.
ЭТО ПРИГОДИТСЯ
Какие документы вам понадобятся
Для заключения договора найма будущий квартиросъемщик предъявляет паспорт. Наймодатель - хозяин квартиры должен предоставить:
- свой паспорт,
- свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру;
- справку об отсутствии задолженностей по коммунальным платежам и за услуги телефонной связи.
Также осматриваются и указываются в договоре показания счетчика электроэнергии на момент вселения нанимателя.