Газотурбинная империя

Газотурбинная империя

Конкурентами «Зори» являются «General Electric» и «Rolls-Royce».

Еще лет 30 назад на этот завод нас не пустили бы. При Советском Союзе он, как и многие другие николаевские предприятия тяжелой промышленности, работал на «военку». Сюда и сегодня попасть нелегко. Но для «Комсомолки» сделали исключение. 

Авиационный двигатель конвертировали в морской

Как нам объяснили, газовая турбина или, как ее здесь привыкли называть, «сигара», – по сути, прототип авиационного двигателя. Именно с него все и началось, когда руководство страны приняло решение наладить производство подобных установок для боевых кораблей.

– На строящийся завод в Николаев прибыл интеллектуальный «десант» – группа конструкторов и технологов из Казани. И уже в 1954 году на торпедном катере был установлен первый морской двигатель М1, конвертированный из авиационного, – рассказывает генеральный директор Андрей Хоменко. – Сегодня предприятие проектирует, изготавливает и поставляет заказчику силовое оборудование в соответствии с любыми требованиями проектировщиков корабля. 

Турбины «прижились» в газовой промышленности и энергетике

С распадом СССР военная промышленность оказалась не нужна. Финансирование полностью прекратилось, и перед предприятием встал выбор: остановить разработки или в срочном порядке переводить производство на рыночные рельсы.

– Еще в семидесятых годах прошлого века на заводе создали первый двигатель для перекачки газа, – поясняет Андрей Хоменко. – Этот переход к производству наземных установок стал судьбоносным. Двигатели прекрасно зарекомендовали себя. А в тяжелые 90-е работа на газотранспортную отрасль позволила предприятию выжить. Сегодня только в системе российского «Газпрома» эксплуатируется более 850 наших двигателей. 

Гендиректор Андрей Хоменко рассказывает, что в 50-е на заводе создали первый двигатель.
Гендиректор Андрей Хоменко рассказывает, что в 50-е на заводе создали первый двигатель.

Заткнуть за пояс «General Electric» и «Rolls-Royce»

«Сигарами» отечественного производства удалось заинтересовать даже таких промышленных монстров, как Китай, Индия и Южная Корея. На сегодняшний день газотурбинными установками научно-производственного объединения оснащено более 500 кораблей в 20 странах мира и свыше 150 компрессорных станций и 60 электростанций по всему земному шару.

– «Зоря» – «Машпроект» входит в мировую тройку уникальных предприятий – разработчиков и производителей морских корабельных установок, – делится с нами Андрей Иванович, – два других – американская компания «General Electric» и британская «Rolls-Royce». В СНГ мы – монополисты. 

Секрет успеха – наука плюс грамотный менеджмент

Конкуренты признают: коллектив разработчиков «Машпроект» – одна из самых сильных научных школ в мире. Предприятие постоянно ведет новые разработки, в том числе и для иностранных заказчиков. Для испытаний двигателей построено 10 специальных стендов. Еще 5 находится в поселке Каборга, где сооружено специальное загрузочное газовое кольцо для проверки на прочность газоперекачивающих агрегатов.

«В нынешнем году планируем выпустить без малого 100 двигателей, а в следующем – более 130, хотя еще три года назад эти цифры многим казались фантастическими: тогда цеха с трудом «выжимали» лишь около сорока установок, – рассказывает генеральный директор. – Предприятие обеспечено заказами на 3 года вперед. С каждым годом портфель заказов значительнее. Наши продажи позволяют больше средств инвестировать в модернизацию оборудования. Только инвестиции этого года составят 200 миллионов гривен. Новые разработки также требуют больших затрат. В июне отправляется на испытания наш новый газотурбогенератор мощностью 45-60 мегаватт. Над этим проектом мы работали с 2004 года. Сегодня на него уже есть спрос». 

Председатель профкома Владимир Жак: – За три года зарплату подняли в 2 раза.
Председатель профкома Владимир Жак: – За три года зарплату подняли в 2 раза.

За вредность дают молоко

И это – далеко не все достижения НПО. Сумев в сложное время сохранить материальную базу и ресурсы, выбившись в неоспоримые лидеры, предприятие смогло сохранить всю социальную инфраструктуру. На сегодняшний день при заводе работают 5 учебно-воспитательных комплексов «Школа-детский сад», Дворец спорта, медсанцех, дневной стационар, профилакторий, 3 приморских базы отдыха и 2 детских лагеря. Причем путевка для ребенка на 21 день с пятиразовым питанием стоит всего 200 гривен.

К слову, областной бюджет «Зоря» – «Машпроект» сегодня наполняет примерно на 15%.

– Средняя заработная плата рабочих-сдельщиков составляет более 5 000 гривен, – отмечает председатель профкома Владимир Жак и показывает нам ведомость. – За три года зарплату мы подняли почти в 2 раза. Правда, и требования к сотрудникам у нас высокие. Все-таки предприятие режимное, дело имеем с высокими мощностями. Но попасть к нам сегодня уже тяжело. Потому что ученик, которого мы берем в цех, со старта получает 2 000 гривен в месяц, не считая востребованной специальности. Наши сотрудники обеспечены всем необходимым. Бесплатный транспорт, спецодежда, спецпитание – все это есть. Летом мы прямо в цеха поставляем работникам минеральную воду, а за вредность даем молоко.

Фото Алексея Кравцова.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт