Анна Тихонова: «Отец считал, что говорить о женщинах и болезнях неприлично»

Анна Тихонова: «Отец считал, что говорить о женщинах и болезнях неприлично»

Комментарии: 2
Анна и Вячеслав Тихоновы. Дочери очень трудно говорить теперь об отце в прошедшем времени...

Еще до Нового года мы уговаривали Анну Тихонову, дочь великого актера, дать нам интервью, рассказать об отце. Тем более она почти неотлучно находилась с ним, все вместе жили на даче актера на Николиной Горе: Вячеслав Васильевич и Анина семья - ее муж Николай, пятилетние внуки. Но Тихонова все откладывала этот разговор.

- Трудно найти слова, чтобы говорить об отце в прошедшем времени, - призналась нам Анна. - По-моему, очень точно сказал Валентин Гафт. И я, наверное, сейчас не смогу подобрать лучше слова. Отец снимался с Гафтом в Швеции в фильме «Человек с другой стороны». И Валентин Иосифович позже рассказывал, что Тихонов тогда поразил его аристократической воспитанностью. Гафт называл отца абсолютно чеховским персонажем, кристально чистым человеком. Он был мудрым, сдержанным, элегантным человеком. Не был кондовым в советские времена и не стал распущенно-отвратительным в наши, «свободные». Отец был красив сам по себе. Прост, скромен, но не застенчив. Ему не надо ничего «добавлять». Он был именно таким, и процесс внутреннего самосовершенствования в нем не прекращался до конца. Кстати, снимавшаяся на той картине с Тихоновым знаменитая шведская актриса Биби Андерсон признавалась, что, когда играла с отцом, у нее слегка кружилась голова. В киногруппе над этим подсмеивались: «Биби, у тебя нет шансов. Тихонов предан жене». Продюсер фильма с шведской стороны как-то сказал: «Если бы Тихонов работал в Голливуде, я бы его не смог снимать - он стоил бы десятки миллионов долларов». Удивительная особенность отца заключалась в том, что он был абсолютно достоверен, естествен и правдив.

- Сейчас, когда Вячеслава Васильевича нет с нами, невольно начинаешь его идеализировать. Но он был живым человеком, неужели никогда не сердился, ни на что не жаловался?

- Он был сдержанным и достаточно закрытым человеком. Говорил, что в жизни его все устраивает. Папин друг, кинорежиссер Станислав Ростоцкий, однажды мне объяснил характер отца. Он вживается настолько в свои персонажи, что, помимо воли, перенимает их черты. Так сложилась его кинематографическая судьба, что герои Тихонова - сплошь «благородные рыцари без страха и упрека». Вы можете представить Штирлица или князя Болконского, которые бы жаловались на жизнь или рассказывали скабрезности о любимых женщинах? Он играл в кино идеальных героев и сам, может быть, помимо воли, неспециально, старался быть на них похожим. Недаром до последних дней женщины писали ему восторженные письма, объяснялись в любви, рассказывали о своих житейских драмах. Наверное, они в нем видели то, чего не находили в жизни. Причем писали и папины ровесницы, и школьницы. Недавно пришло письмо от 16-летней девочки, которая влюбилась в папу после того, как посмотрела «Войну и мир». Я ее письмо отцу читала вслух. Он был растроган детской искренностью. Красавица Ирина Алферова признавалась, что была влюблена в Тихонова. А чьи-то рассказы или воспоминания о том, что отец был в жизни сухим, неэмоциональным человеком, - выдумки. Эти люди отца плохо знали. Папа был остроумным, искрометным, ироничным человеком, он замечал красивых женщин и реагировал на них, как любой нормальный мужчина. Но считал, что говорить о болезнях и женщинах неприлично.

- Как по-вашему, откуда в нем было столько благородства? Он же из простой семьи, родился в рабочей слободке в Павловском Посаде, учился в ремесленном училище…

- Папа вырос в провинции, но в интеллигентной семье. Его мама была педагогом, отец - директором ремесленного училища. Дядя был артистом.

- Ваш отец был увлеченным рыбаком. Часто брал вас с собой на рыбалку?

- Помню, мы ездили с ним ловить селедку. Это было на море, мы рыбачили с катера и ловили на спиннинг. И сразу же засаливали рыбу в бочках. Правда, папа так и не сумел меня пристрастить к рыбалке.

- Коллеги Вячеслава Васильевича говорили, что он переживал, что вы не так много снимаетесь в кино, как ему хотелось бы. И он не может вам в этом помочь.

- Это не совсем так, даже если отец и высказывался в таком духе. На самом деле он считал, что женщина вообще не должна работать, когда у нее есть семья. Муж и дети важнее съемок в кино. Я немного сейчас снимаюсь, потому что занялась продюсированием. В этом году должен выйти фильм «Глазами волка», в котором отец сыграл свою последнюю роль. Снял фильм режиссер Николай Вороновский, мой муж, а я - продюсер этой картины.

ДОСЛОВНО

«Какой из меня граф, посмотри на мои рабочие руки»

Анастасия ПЛЕШАКОВА.

У режиссера Сергея Бондарчука Вячеслав Тихонов сыграл вначале князя Болконского в «Войне и мире», а потом солдата Николая Стрельцова в «Они сражались за Родину». Вдова режиссера, актриса Ирина СКОБЦЕВА, поделилась с нами воспоминаниями:

- За четыре года съемок у Бондарчука Тихонов прошел такую актерскую школу, которая помогла ему сыграть и в «Доживем до понедельника», и в «Семнадцати мгновениях...». Слава был из породы самоедов, все время в себе сомневался, ему нужна была поддержка режиссера. Он говорил Бондарчуку: «Какой из меня граф, посмотри на мои рабочие руки». А Бондарчук подсказывал: «Будешь играть в перчатках». Актеры не то что не знали, как мундир носить, никто не умел носить лосины. Поэтому их надевали влажными, чтобы не сборились…

Через несколько лет Бондарчук вновь встретился с Тихоновым на картине «Они сражались за Родину». И снова Слава проявил дотошность в работе. Он с кондачка играть не мог. Его дочка Анечка Тихонова рассказывала мне, что вначале не могла понять, почему папа стал заикаться. Оказалось, он дома заикался, чтобы вжиться в образ своего героя Николая Стрельцова.

Слава был глубоким, хорошим человеком, но, по-моему, очень одиноким. Самой большой  любовью в его жизни и отдушиной была дочка Аня…

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Светская хроника и ТВ

Спорт