Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Участник кругосветки украинец Родион ЛУКА: «Перед камбузом висела сумка с мешком для трупа»

Участник кругосветки украинец Родион ЛУКА: «Перед камбузом висела сумка с мешком для трупа»
Фото: Родион Лука за штурвалом «Касатки»

С «КП» Родион Лука поделился впечатлениями об экстремальной гонке на российской яхте «Касатка».

«Выжить без палатки при минус 18°C»

- Родион, как вы попали в экипаж «Касатки» и скольких кандидатов на место рулевого вам пришлось опередить?

- Я всегда мечтал ходить на океанских яхтах и когда узнал, что в гонке собирается участвовать российская лодка, послал свое резюме. Говорят, я был одним из 7000 претендентов… На тренинг вызвали в Австрию. Сутки нужно было выжить в горах без палаток при морозе 18°C. Смысл такой тренировки - превратить малознакомых людей в спаянную команду. Потом нас тренировали в Великобритании, в бассейне, где обучают подразделения «морских котиков». В темноте сбрасывали в бассейн, где специально поднимали океанские волны. Нужно было найти спасательный плот, раскрыть его, в полной экипировке взобраться внутрь самому и помочь друзьям.

- С маленькой олимпийской лодочки класса «49» вы пересели на океанскую громадину. Сложно было привыкнуть?

- Яхта, на которой соревнуются на Volvo Ocean Race, - гоночная машина, пожиратель морских миль. В ней все принесено в жертву скорости. Интерьер углепластиковой каюты по аскетизму не уступает теплушке времен Второй мировой войны. В каюте только узкие подвесные койки, крохотная мойка и газовая горелка. Для экономии веса членам экипажа разрешено взять только одну смену белья, хотя на яхте 99-процентная влажность и одежда не сохнет.

«…Пару ведер вылью и на четвереньках ползу к навигатору»

- Гонка в океане - не романтическая прогулка. Как десять человек умудряются неделями безостановочно гнать лодку через океан?

- У каждого за сутки три вахты. Отстояв 4 часа, спускаюсь вниз. За мной через люк заливается вода. Лужа в каюте по щиколотку. Вначале начинаешь вычерпывать воду. Пару ведер вылью и, как кот, на четвереньках ползу к навигатору, чтобы увидеть позицию «Касатки» относительно соперников. Яхту кидает во всех плоскостях. Приходится все время остерегаться, чтобы не удариться головой об механические приводы лебедок. Зато если идем близко к лидерам - настроение повышается.

И так - три раза в сутки. Так проходит «увлекательное» кругосветное путешествие. 

«Выпавшего за борт - не спасти»

- Какое самое сильное воспоминание осталось после гонки?

- В Индийском океане мы в штилевое пятно попали. Пять дней стояли… Штиль выдержать тяжелее, чем ураган. Жара, духотища, и вынужденное безделье сводят с ума. Пить хочется постоянно. Это как в пустыне, только кругом вода. Спали мы в обнимку с маленьким вентилятором. Когда налетел дождь, мы радовались ему, как чуду. Это была единственная возможность помыться.

Неподалеку от Африки попали в шторм. Мы неслись со скоростью 33 узла (60 км/час) в кромешной тьме. Луны не было, даже линия горизонта не угадывалась. Видны были лишь приборы. Яхта обгоняла волну и ударялась в предыдущую, застревала в ней и тормозила. По палубе проносился поток воды, как на горной реке. Все непристегнутое моментально смывалось. В этот момент каждый понимал, что если его смоет волна - он труп.

- Неужели выпавшего за борт бросят тонуть в океане?! Разве нельзя повернуть и подобрать человека?

- Чтобы остановить яхту ночью на скорости около 60 км/час, необходимо как минимум 10 минут (разбудить команду, которая должна одеться и подняться на палубу, опустить и закрепить паруса, и под двигателем возвращаться). Движение против ветра и волны займет еще полчаса, если тебя сразу обнаружат с помощью GPS. На перегородке перед камбузом висела сумка с мешком для трупа. Никто не хотел стать его содержимым, и все пристегивались…

- В Сингапуре объявили: для продолжения гонки российской яхте требуется 1 млн долларов. Для чего нужно столько денег, ведь лодка есть, больших поломок не было?

- Громадные расходы на логистику. На берегу работает команда из 36 человек. Когда мы приходим в порт, они готовы заняться яхтой. Только один парус строит от 60 000 евро.

Цена гонки увеличилась. Из-за кризиса или нет, не знаю. Но у владельца яхты не хватило средств. Потому и сошли с дистанции…

Обидно, конечно, не увидеть финиш, когда столько усилий уже вложено. Но я надеюсь, это не последняя моя Volvo Ocean Race.

Видео с «Касатки» смотрите на сайте http://www.teamrussia.org/

ЛИКБЕЗ «КП»

Впервые кругосветную регату Volvo Ocean Race провели в 1973 году. Теперь она входит в пятерку самых значительных состязаний яхтсменов мира. Соревнования 2008-2009 годов - десятые в истории регаты.

Старт первого из десяти этапов гонки состоялся в Аликанте (Испания) 11 сентября. Промежуточные финиши: Кейптаун (ЮАР), Кочи (Индия), Сингапур, Циндао (Китай), Рио-де-Жанейро (Бразилия), Бостон (США), Голуэй (Ирландия), Гётеборг и Стокгольм (Швеция). Регата финиширует в июне 2009 года в Санкт-Петербурге.

В гонке стартовало 8 команд: две из Швеции и две из Испании, по одной из США, Ирландии, Голландии и России.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО 

Родион ЛУКА, 34 года, женат, двое детей.

Заслуженный мастер спорта, чемпион мира 2005 года, серебряный призер Олимпийских игр-2004. Парусным спортом занимается 25 лет.

Трехкратный чемпион Украины 1992, 1995, 1996 годов, обладатель Кубка Европы (1994 г.), бронзовый призер Гран-при Европы (2000 г.), призер Кубка мира и неоднократный призер чемпионатов мира, бронзовый призер чемпионата мира 2001, 2003 годов, участник Олимпийских игр 1996, 2000 годов, серебряный призер Всемирных игр ИСАФ-2006.  

ТТХ

  • Вес - 14 тонн.
  • Длина -  25 метров.
  • Глубина подводной части - 5 метров.
  • Высота мачты - 35 метров.
  • Стоимость яхты - около 3,5 млн евро.