Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Первый тайм мы уже проиграли, или Невыученные уроки Евро-2012

Первый тайм мы уже проиграли, или Невыученные уроки Евро-2012
Фото: Сергей Левочкин, народный депутат Украины, фракция Партии регионов.

Для Украины Евро-2012 - это не просто футбольное событие международного уровня. Праздник самого популярного вида спорта на планете является одновременно и тестом на состоятельность отечественных деклараций о европейском цивилизационном выборе.

ВСКРЫТИЕ ПОКАЗАЛО…

В ходе подготовки к Евро-2012 донельзя обнажились и скрываемые «болячки» нашей страны - устаревшая и недореформированная управленческая и политико-экономическая модели, сложившиеся в Украине, проблемы самостоятельного развития, самооценки и неуклюжие попытки сформировать позитивный международный имидж. Украине нужны амбициозные проекты и масштабные задачи, решение которых позволит задействовать экономический и культурный потенциал страны. Евро-2012 должен был стать катализатором положительных процессов. К сожалению, пока получается, как в плохом футбольном матче: когда игрок грубо нарушает правила, получает желтую карточку, после чего хватает за футболку арбитра и рискует получить карточку уже красного цвета. В нашем случае перед Украиной вырисовывается вполне реальный шанс смотреть на Евро-2012 «из раздевалки».

Континентальный чемпионат - это тест на состоятельность деклараций о европейском выборе, который является ориентиром не только для украинской власти, но и для украинского общества. Но многие так и не поняли главного - Евро-2012 является гигантским пилотным проектом, в рамках которого Украина получила предельно четкий кредит доверия со стороны Евросоюза. Футбольный форум международного уровня - это не только спорт, но и пакет экономических стимулов и возможностей для городов и регионов, для национального бизнеса, для туристической, строительной и массы других отраслей.

Во-первых, получение права на Евро-2012 - это шанс для правительственных и региональных чиновников освоить принципиально новые для страны управленческие технологии, провести инвентаризацию отечественной инфраструктуры, разработать и реализовать в короткие сроки пакет программ и проектов, которые способны дать не только комплексный экономический эффект, но и консолидировать общество.

Во-вторых, Евро-2012 обладает мощным мобилизационным эффектом для страны и органов управления. Украинская власть получила потенциальную возможность отработать принципы сотрудничества и партнерства между государством, национальным бизнесом и крупными международными инвесторами.

В-третьих, Евро-2012 - это прорыв Украины на международный информационный рынок, это презентация экономического и социокультурного потенциала страны.

Наконец, Евро-2012 - это серьезный экзамен для украинской власти. Экзамен на профессионализм, зрелость, способность к эффективному администрированию в условиях рыночных реалий.

НАКАНУНЕ ПОЗОРА?

Ситуация вокруг подготовки к Евро-2012 вызывает уже не грусть, а злость. Уже сейчас даже самому непосвященному гражданину страны видно, насколько косной, неповоротливой и неэффективной является наша современная управленческая система. Правительство и властные институты так и не научились работать в рыночных условиях, в рамках международной финансово-инвестиционной среды. Неспособность создавать точки роста и инвестиционные коридоры развития, эффективно координировать и адекватно нормировать частно-государственное партнерство свидетельствуют о непрофессионализме и несостоятельности украинского госаппарата. Пока экономика и государство будут развиваться в параллельных мирах, у нас не будет шансов провести модернизацию страны.

Подготовка к Евро-2012 позволила получить руководству страны объективную оценку качества рыночных институтов, сформированных в Украине. Как правило, они предельно деформированы административным вмешательством правительства. Коррупция, всевластие монополий и неконкурентные рынки превратились в непреодолимый барьер для международных инвесторов. Не остановив деградацию и огосударствление рыночной инфраструктуры, не придав второе дыхание рыночным реформам, у нас нет шансов быстро и безболезненно выйти из кризиса, «сохранить лицо» в процессе подготовки и проведения Евро-2012. В конечном счете сегодня недореформированность экономики и консервация управленческой модели превратились в главные причины, которые продуцируют риск того, что Евро-2012 может стать непосильным испытанием для нынешнего правительства и власти в целом.

Ситуация с подготовкой к Евро-2012 сегодня является критической, а завтра может обрести черты катастрофы, которая осрамит Украину перед всей планетой. Во всех украинских городах, претендующих на право принимать матчи чемпионата, существуют серьезные инфраструктурные недостатки.

Конечно, какие-то шаги властями предпринимаются, но под вопросом остается сама перспектива проведения матчей во Львове, Донецке и Харькове. Даже Киев может гарантированно рассчитывать только на матчи групповой стадии и четвертьфиналы, а также на один матч полуфинала. Финал Евро-2012 столица сумеет принять только в том случае, если до 30 ноября 2009 года будут выполнены условия, касающиеся стадиона, инфраструктуры аэропорта, регионального транспорта и размещения участников соревнований и болельщиков. В списке украинских городов - претендентов на проведение матчей Львов является самым слабым звеном. Это тем более странно, учитывая особый европейский имидж Львова и его громады. Строительство стадиона находится на начальном этапе, а строительство аэропорта еще, по сути, не начиналось. Здесь так и не удалось найти стратегического инвестора, все работы предстоит финансировать из бюджета.

Но львовские проблемы - лишь часть «мозаики». Общая картина еще печальнее. Ситуация усугубляется несостоятельностью действий правительства в сфере финансов. Разбалансированность в системе государственных финансов, нереальный бюджет, ручное управление доходной и расходной частью бюджета не могли не отразиться на правительственных обязательствах по финансированию подготовки к Евро-2012. По данным Счетной палаты Украины, инфраструктурные проекты, связанные с Евро-2012, по состоянию на июнь были выполнены лишь на 10-12%. В соседней Польше дела обстоят несравненно лучше. Готовность Польши к чемпионату оценивают на 35%. Практически готова транспортная и гостиничная инфраструктура, отставание только за стадионами. При этом в Польше не только приняты, но и практически выполняются (!) планы по подготовке к Евро-2012.

ВОЛШЕБНИК В ГОЛУБОМ ВЕРТОЛЕТЕ НЕ ПРИЛЕТИТ

Самая сложная ситуация во всех городах с аэропортами. Строительство взлетно-посадочной полосы по европейским стандартам занимает 24 месяца. Если мы начнем строительство в июле 2009-го, то закончим соответственно в июле 2011 года - а это вплотную к Евро-2012. Если немедленно, в июле, не откроется финансирование, то правительство превращает еврочемпионат в Украине в нечто нереальное.

Не лучше обстоят дела в части согласованности и координации украинских властей при подготовке к Евро-2012. Дуализм исполнительной власти и конфликт полномочий - ахиллесова пята управленческой модели в Украине. Закономерно, что уже на первых этапах подготовки к Евро-2012 возникли значительные претензии к хаотичной структуре управления проектом и действенности коммуникаций на государственном, региональном и местном уровнях.

А ведь в той же Польше Евро-2012 рассматривается в первую очередь как бизнес-проект. Его реализацией занимается один субъект - агентство PL.2012, в котором всего лишь семь менеджеров отвечают за каждое отдельное направление - спортивную инфраструктуру, транспорт, гостиницы и т.п. При этом, в отличие от украинских реалий, нет никакого вмешательства со стороны правительственных чиновников, которые слабо разбираются в футболе и менеджменте, но очень любят командовать и демонстрировать собственную необходимость.

Специалисты PL.2012 своими силами разработали подробный бизнес-план подготовки страны к турниру и действуют четко согласно плану, контролируя работы в каждом из городов-участников. И поэтому именно эффективное управление проектом в Польше может перевесить чашу весов в пользу наших соседей, когда в ноябре УЕФА будет принимать окончательное решение о том, где именно будут проходить групповые матчи и финал.

КОМУ ВЫГОДЕН «УКРАИНСКИЙ ПРОВАЛ»?

Не исключаю, что фиаско нашей страны в подготовке к Евро-2012 может быть выгоден тем, кто на неудачах Украины убедит Брюссель в неготовности Украины к евроинтеграции, в нецелесообразности активной политики Евросоюза в украинском направлении. Кроме того, учитывая огромную бизнес-привлекательность футбольного форума, допускаю и лоббистскую заинтересованность в дискредитации Украины с целью переноса места проведения европейского чемпионата в другие страны Евросоюза. В условиях развернувшегося экономического кризиса такой подарок приветствовала бы любая из стран Старого Света. О чем или о ком думают в украинском правительстве, допуская нынешние срывы и скандалы, - вопрос открыт. Но еще полгода назад мы уже сталкивались с ситуацией, когда вопреки национальным интересам и в угоду третьей стороне подписывались невыгодные для Украины, но очень выгодные для России и «Газпрома» газовые соглашения. Очередные такие провалы и поражения просто недопустимы.

ПАН ИЛИ ПРОПАЛ

Нельзя допустить, чтобы безответственность чиновников и популистских лидеров вылилась в провал Евро-2012. Выводы из уроков провала первого этапа подготовки к Евро-2012 необходимо сделать уже сегодня. Любой ответственный политик и гражданин Украины понимает: Евро-2012 - это прежде всего репутация страны, а не повод для саморекламы правительственных чиновников. Поэтому все патриотические силы в парламенте страны и за его стенами просто обязаны организовать общественное и политическое давление на правительство в вопросе выполнения Украиной взятых на себя обязательств. За шансы Украины в Евро-2012 необходимо бороться до конца. Не допускать паники и остановить деморализацию в рядах тех, кто непосредственно включен в подготовку Евро-2012 (бизнес, инвесторы, региональные власти).

Голоса Партии регионов, которые были отданы за постановление о внесении изменений в Государственный бюджет на 2009 год в части финансирования Евро-2012, еще раз показали, что правительство не может не считаться с общественным и политическим давлением на власть. Уверен, что при подготовке бюджета на 2010 год мы должны разработать бюджетную программу минимум на три бюджетных года (2010-2012), с опорой на отечественное производство и внутренний рынок. Кроме того, необходимо привлечь и отечественного кредитора к государственным программам, пойти путем смешанного финансирования. Создание финансово-инвестиционного пула частных инвесторов (банки, инвестиционные фонды, страховые компании) под проекты Евро-2012 - один из таких механизмов антикризисного финансирования.

Украина все еще сохраняет шанс подготовить и провести Евро-2012 на надлежащем уровне. Но для обеспечения контроля за действиями правительства - как нынешнего, так и будущего - необходимо усилить парламентский контроль за выполнением Государственной целевой программы подготовки и проведения Евро-2012 в Украине. Каждые полгода Кабинет министров должен отчитываться в стенах Верховной Рады о выполнении программы. Парламент и граждане страны должны знать имена тех, кто ответствен за срыв сроков реализации планов подготовки к Евро-2012.

Если по крайней мере это будет сделано, то нам с вами не придется краснеть перед болельщиками, которые ждут приезда в нашу страну звезд кожаного мяча. Нам не придется краснеть и прятать глаза, слыша за спиной хихиканье европейцев, для которых мы можем оказаться самой настоящей Тьмутараканью - страной, которая имела уникальный шанс продемонстрировать свою мощь, а показала лень и безалаберность.

Сергей ЛЕВОЧКИН, народный депутат Украины, фракция Партии регионов.