Перебираем пальчики

Перебираем пальчики

В первые годы жизни активно растут и развиваются все системы организма ребенка. Кроме того, в возрасте от одного до трех лет происходит формирование характера и личности малыша. Головной мозг ребенка работает по принципу «губки»: активно накапливает информацию, трансформирует ее в умения, навыки и речь. И это время является самым подходящим для обучения.

- Главная задача родителей  - помочь ребенку в развитии путем предоставления наиболее полного объема информации, - говорит педагог семейного центра «Азбука для родителей» Инна Мураль: - Это можно делать  весело, активно и, главное, любя! Внимание маленького ребенка еще непроизвольно, поэтому, чтобы заинтересовать его, нужно использовать яркие, красивые, звонкие игрушки. Лучше, когда игрушки сделаны своими руками, в них мама вкладывает душу и любовь к малышу. Важно окружать ребенка изобилием музыки и природных звуков. Это играет главную роль в развитии речи малыша. В раннем возрасте нужно уделять много внимания развитию мелкой моторики кисти руки малыша. На помощь придут крупы (их можно перебирать, сортировать, пересыпать), мягкий пластилин или тесто, а еще есть веселая гимнастика для пальчиков.

Эти упражнения просты, легко запоминаются и доставляют массу удовольствия как детям, так и родителям. А самое главное, они делают неоценимый вклад в развитие мелкой моторики пальцев рук и формирование речи. Ведь не зря говорят, что тонкая моторика рук отражает интеллектуальные способности. Пальчиковая гимнастика готовит руку ребенка к рисованию, кисти приобретают подвижность и гибкость, что в свою очередь облегчает приобретение навыков письма.

Осваиваем упражнения вместе со специалистом семейного центра «Азбука для родителей» Еленой Яковенко и юной киевлянкой Вероникой.

Птичка

Большие пальцы выпрямите и переплетите (зацепите друг за дружку). Остальные пальчики максимально разведите в стороны. Большие пальцы имитируют голову птички, прочие - крылья. Читайте стишок и шевелите пальчиками-крыльями.

Летели две птички,

Собой невелички,

Как они летели -

В книжку залетели.

По листкам кружились,

С нами подружились.

Цепочка

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускайте колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой - средний и т.д. Повторяя движения, меняйте руки и пальцы.

Пальчики

перебираем

И цепочку

получаем.

Кошка

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец (ушки) подняты вверх. Приговаривая стишок, шевелите пальчиками-ушками.

Жил-был кот,

Ростом он был с комод,

Усищи - с аршин,

Глазищи - с кувшин,

Хвост трубой,

Сам рябой.

Ай да кот!

Собака

Указательный, средний и безымянный пальцы прижмите друг к дружке. Большой палец поднимите вверх, указательный согните. Мизинец попеременно опускайте и поднимайте.

Вышел бы Егор во двор,

Только трусит:

У дверей сидит Трезор -

Вдруг укусит?

И Трезор вошел бы в дом,

Только видит:

У окна сидит Егор -

Вдруг обидит?

Гусь

Все пальцы прижмите друг к другу, кроме большого. Ладонь расположите под прямым углом к предплечью. Большой палец попеременно опускайте и поднимайте, как будто открывая и закрывая клюв гуся.

- Гуси, гуси!

- Га-га-га!

- Есть хотите?

- Да-да-да!

- Hет, нет, нет!

- А чего?

- Конфет, конфет.

Стул

Левая ладошка вертикально вверх. Правую ладонь сожмите в кулачок. К нижней части левой ладони приставьте правую, сжатую в кулак. На счет раз попеременно меняйте положение рук.

У него две пары ног,

Он без них стоять б не смог.

Чтоб ты сел и отдохнул,

Есть у нас в квартире стул.

Колокольчик

Тыльные стороны ладошек обращены вверх, пальцы обеих рук собраны в замок. Средний палец правой руки опущен вниз. Активно им вращайте, приговаривая потешку. По очереди меняйте пальцы.

Колокольчик - музыкант,

У него большой талант

Радость людям приносить,

Может он весь день звонить.

Барабанщик

Указательный и средний пальчики поднимите вверх и прижмите друг к другу. Безымянным пальцем и мизинцем поочередно стучите по большому пальцу, имитируя барабанные удары.

Левой, правой! Левой, правой!

На парад идёт отряд.

На парад идёт отряд,

Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд!

Левой, правой! Левой, правой!

Барабан уже дырявый!

Птенчики в гнезде

Пальцы левой руки сожмите в щепоть, обхватите их правой ладонью. Шевелите пальцами левой руки. Смените руку и проделайте то же самое.

На подстилке пять птенцов,

Пять пушистых близнецов.

У детей такие рты -

Слышен писк за полверсты.

Краб

Положите руки на стол ладошками вниз. Все пальцы, кроме больших, перекрестите. Рассказывая стишок, передвигайтесь на пальчиках ладони сначала в одну, а затем в другую сторону.

В море синем и глубоком,

Где качает и тошнит,

Ходит краб по гальке боком,

Растопырив две клешни.

Смотрите также видео-уроки других упражнений:

ВАЖНО!

  • Занимайтесь 1 раз в день по 5 минут.
  • Старайтесь, чтобы в гимнастике участвовали все пальчики (особенно безымянный и мизинец).
  • Чередуйте три вида движений: сжатие, растяжение, расслабление.
  • Занимайтесь в хорошем настроении и с удовольствием! 

НА ЗАМЕТКУ

Три наивных вопроса к психологу

Отвечает Татьяна Деркач

Как объяснить «нельзя»…

- До осознания категории «нельзя» малышу еще надо расти. В 1-3 года все, что «нельзя», должно быть вне зоны видимости и досягаемости. Если это выключатель - заклейте его скотчем, если игрушка - спрячьте ее. Постоянно повторяйте, чего делать нельзя, и старайтесь не наказывать.

...приучить к горшку…

- Когда ребенок научился уверенно сидеть и ползать, можно приучать к горшку. Пусть это будет ежедневный ритуал: перед сном и после сна обязательно сажайте на горшок (чтобы процедура не вызывала неприятных ощущений, нагревайте горшок), а также каждые 40-50 минут (это нормальный физиологический интервал для детского туалета). Главное в этом процессе - проявлять настойчивость, но не прибегать к насилию. Важно, чтобы горшок всегда был в поле зрения ребенка и стоял в одном и том же месте.

…и отучить от пустышки?

- Для каждого ребенка время прекращения общения с пустышкой индивидуально. Если малыш сосет палец засыпая, не паникуйте. Если палец во рту постоянно - значит, ребенка что-то беспокоит. Сосание - это врожденный условный рефлекс, ребенок так сам себя успокаивает. Найдите причину беспокойства и устраните ее. Тогда насильно отбирать пустышку не придется.

КСТАТИ

Можно ли наказывать детей?

- Не ругайте детей за шалости. Если провинность серьезная и без кары не обойтись - помните: наказание должно быть мгновенным (сделал - наказали), неотвратимым и разовым, - советует психолог Татьяна Деркач. - Шлепать - не рекомендую. Ребенок подрастет и будет драться. Лучше поставить в угол или посадить в кресло и запретить вставать с него - это равносильные наказания. Ведь важно, что он находится на одном месте, не может играть, а значит, должен обдумывать свой проступок. Достаточно 10-20 минут такого ограничения. Хорошо после поинтересоваться, что ребенок думал, пока был наказан. Дайте ему возможность осознать и проговорить эту осознанность.

загрузка...
загрузка...

Политика

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт