Денис СИМОНЕНКО (20 августа 2007)
Президент Украины поднял со дна Черного моря средневековую амфору

Президент Украины поднял со дна Черного моря средневековую амфору

Глава государства с женой и специалистами рассматривают «улов».

В прошлом году американские и украинские археологи в ходе совместной экспедиции обнаружили недалеко от Севастополя византийский торговый корабль, который затонул предположительно в XI веке. А неделю назад легендарный историк и океанолог Роберт Баллард, нашедший «Титаник», вернулся к крымским берегам, чтобы вместе с нашими археологами поднять с затонувшего средневекового судна несколько глиняных сосудов.

В самый ответственный момент, когда амфоры вот-вот должны были поднять, на арендованное археологами немецкое судно «Альянс» неожиданно нагрянул… президент Украины. Виктор Ющенко вместе с первой леди взошел на борт с корабля ВМСУ. Украинско-американская экспедиция так заинтересовала президента, что он попросил провести экскурсию по научно-исследовательскому судну. А после этого сел за штурвал манипулятора «Геркулеса» и предложил самостоятельно поднять одну из амфор. Услышав такую просьбу, руководство экспедиции не на шутку перепугалось. С одной стороны, нехорошо отказывать первому человеку страны, а с другой - он ведь по неопытности может повредить ценнейший артефакт!

- Американцы были в шоке! - рассказал корреспонденту «КП» руководитель экспедиции начальник Департамента подводного наследия Института археологии НАН Украины Сергей Воронов. - Но мы нашли выход из положения: доверили Виктору Андреевичу управлять роботом, а рядом посадили профессионального оператора. И все равно, пока президент поднимал из песка амфору, все сидели затаив дыхание. Зато когда все закончилось, члены экспедиции стоя аплодировали Виктору Андреевичу. Еще бы - проделать работу, которой обучают 2 года!

КСТАТИ

Что хранилось амфорах?

На борту 17-метрового корабля предположительно находилось около 160 амфор. Что именно в них перевозили средневековые моряки, пока неизвестно. Как и то, в каком направлении двигался корабль - из Константинополя в Херсонес или наоборот - из Крыма в сторону Босфора. Ведь положение носа и кормы ни о чем не говорит: в случае кораблекрушения при шторме судно могло развернуть в любую сторону. Историки предполагают, что грузом могло быть вино, масло или так называемый греческий огонь - горючая смесь, которая использовалась в Средневековье в военных целях. Но есть еще одна версия. При обследовании «Геркулесом» амфор археологи наткнулись… на лавровый лист! Поэтому сразу появилась байка о том, что корабль перевозил лавровые венки для Сената. Причину гибели корабля также пока выясняют. Самая распространенная версия - нападение пиратов.

- Характерная пробоина на одном из бортов может говорить о том, что корабль стал жертвой морских разбойников, которых в то время было очень много, - предполагает Сергей Воронов. - Пираты протаранили судно, но, видимо, перестарались, и торговый корабль мгновенно ушел под воду вместе со всем грузом.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт