Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Ринат Ахметов: «Кризис – это аудит того, что мы делали хорошо, а что плохо»

Ринат Ахметов: «Кризис – это аудит того, что мы делали хорошо, а что плохо»
Фото: Ринат Ахметов: "Нужно определить масштабы кризиса, и назначить правильный курс лечения".

Владелец «System Capital Management» и один из самых богатых людей страны редко общается с прессой. Для «Комсомолки» сделал исключение. С нашим спецкором Екатериной КУЗИЧЕВОЙ в преддверии нового года он беседовал о том, что требуется Украине, чтобы вернуться к экономическому росту.

«Когда мы приходим к врачу, сперва нужно сделать диагностику»

- Ринат Леонидович, чем для вас запомнился уходящий год?

- Он как в диаграмме: то вверх, то вниз. Кризис… Я убежден, что из всех трудных ситуаций мы должны выходить сильнее. Считаю, что нельзя принимать решение, когда сильно хорошо или когда сильно плохо. В таких ситуациях любое решение будет неверным. Бог дает испытания сильным. Мы обязаны найти в себе возможности, и следующий год сделать годом прорыва.

Кризис – это аудит того, что мы делали хорошо, а что плохо, что получалось, что не получалось. Чтобы победить кризис, мы должны быть организованной командой с экономической и с политической элитой. Мы должны объединиться и противостоять кризису так, как «Шахтер» недавно противостоял «Базелю». Если мы не будем организованной командой, то нас ждет участь «Базеля». Чтобы кризис сам пришел и сам уйдет, такого не получится.

- Как, по-вашему, что нужно делать, чтобы преодолеть кризис?

- Когда мы приходим к врачу, сперва нужно сделать диагностику – определить что у нас не так. После этого необходимо назначить лечение. Здесь - то же самое. Нужно определить масштабы кризиса, и назначить правильный курс лечения.

- Будет ли сокращаться финансирование на благотворительность? Вы весной заявляли, что будете выделять на это 10 млн. долларов ежегодно.

- Мы сказали, что потратим 150 млн. долларов за пять лет! И сдержим свое слово. Некоторые проекты мы завершили, и после этого начали говорить о новых. 150 млн. долларов за пять лет – мы будем полностью отчитываться перед обществом, чего добились, а чего нет. И пусть общество оценит, насколько эффективно мы этими средствами распорядились. Кризис психологически давит, но я не хочу попадать под это давление. Нам нужно развернуть ситуацию и победить кризис.

«Важно единство экономической и политической элит»

- Как вы оцениваете ту коалицию, которая сегодня есть?

- Пока трудно что-то сказать, очень хотелось бы, чтоб она смогла победить кризис. Сегодня важно быть организованной командой. Украина – сильная.  Нужно только реально оценить ситуацию, понять какова глубина кризиса. Проблема есть во всем мире. Эта беда уже постучалась и в нашу дверь, факт -  кризис случился. Теперь важно оценить его масштабы. Будет трудно, но справившись, Украина станет еще сильнее.

- Вы уже оценили масштабы кризиса?

- Мы, наверное, стали первыми ощущать кризис. Перестали покупать сталь - не именно нашу, а вообще в мире снизилось ее потребление. То есть, производится больше, чем нужно. Я сказал, что нужно помогать не металлургам, а потребителям стали: машиностроение, строительство… Нужно, чтобы эти сектора экономики заработали. После этого заработает и экономика. Здесь важно единство политической и экономической элит. Но для этого еще нужно приглашать лучшие умы, которые понимают, что происходит в других странах, которые могут посоветовать и помочь взглянуть на проблему иначе, с другой стороны. Это позволит нам не совершить ошибку, на нее мы не имеем права. 

"Полтора–два года: много это или очень много?"

- Как долго, на ваш, затянется кризис, и когда мы сможем его преодолеть?

- Все эксперты говорят, что все это будет полтора-два года. Много это или очень много? Может быть, у нас сил осталось на три-шесть месяцев. Вот здесь нужно прислушаться к лучшим умам. Не нужно этого стесняться. Кризис был и в других странах, и если там нашли рецепт против него, то давайте посоветуемся с этими людьми.

- Кто должен пригласить этих людей?

- Правительство, президент.

- Вы лично кого-нибудь приглашали?

- Я финансирую фонд, который пригласил экспертов и консультантов. Они предлагают свои решения. Вопрос в том, чтобы их услышали. Не обязательно следовать их словам безоговорочно. Важно вступить в дискуссию, с чем-то можно согласиться, с чем-то нет. Чтобы потом не оглядываться в прошлое и сожалеть, что не воспользовались, может быть, правильными советами. Где-то амбиции руководили разумом, где-то наоборот, а на выходе получили «двоечку». Вот этого не хотелось бы. Если сегодня вы меня спрашиваете, что делать? Для того, чтобы я ответственно сказал, я должен пригласить экспертов, послушать их аргументы, и если они окажутся убедительными, я обязательно пойду этой дорогой. Наша задача – вступить в такую дискуссию, ведь истина рождается в споре. Повторяю, не нужно стесняться пригласить лучших мировых экспертов и консультантов.

«Необходимо помочь людям жить лучше»

- Предвыборная гонка следующего года помешает выходу из кризиса?

- В любом случае, во время выборов существует политическая не стабильность. И, разумеется, для экономики это будет плохо.

- Понижение курса гривны помогло стабилизировать ситуацию для предприятий экспортеров? И кто на этом заработал?

- Допустим, у вас есть парикмахерская. У нее есть расходная часть – 100 000 долларов, а доходная – 150 000. Но люди стали жить хуже и перестали приходить в вашу парикмахерскую. Доходная часть уже стала 50 000. Вы тогда говорите о том, что у вас проблемы, нужно адаптировать. А я говорю, не нужно адаптировать, необходимо помочь людям жить лучше. Я при этом выиграю конкуренцию, клиенты придут в мою парикмахерскую, и доходы возрастут. Что касается курса гривны, то для нас важно, чтобы продукцию покупали. А мы зависим от внешних рынков, потому как 70 процентов продукции продаем именно там. Украина зависит от горно-металлургического комплекса. 40 процентов валютной выручки – это металлургия. На сегодняшний день в страну не поступает валюта. Производила же Украина 3 млн. тонн в месяц, и мы это продавали. И, допустим, получали 2,5 млрд. долларов. А сегодня производим 1 млн. тонн, и уже заплатят нам 300 млн. долларов.

«Кто принимает быстрые решения и меньше ошибается, - тот самый успешный»

- Максимальный срок выработки стратегии в Украине…

-  Моя формула успеха – это скорость принятия решения с маленьким коэффициентом брака. Кто принимает быстрые решения и ошибается меньше конкурентов, тот самый успешный. Украина должна принимать быстрые и эффективные решения. Но для этого нужна уверенность в правильности этих решений.

- Вы считаете, Тимошенко способна принимать быстрые решения?

- Я хочу это увидеть. Очень хочу, чтобы коалиция принимала те решения, которые выведут страну из кризиса. И что для этого нужно сделать, я сделаю с удовольствием.