Из «Бурана» космонавты спасались, съезжая на попе ВИДЕО

Бетонные плиты будто кто-то густо посолил. Что поделать: солончаковая степь. И посреди этой степи безумная ржавая махина - фермы врастопырку, переходы, бункера с выломанными запорами. В глубокой яме, похожей на кратер вулкана, озеро с зеленой, непрозрачной водой. Увы, это то, что осталось от стартового комплекса ракета «Энергия» - орбитальный корабль «Буран»... 

Успех, который не нужен

По-настоящему «Буран» слетал только раз - 15 ноября 1988 года. Мы уже затерли от частого применения слово «уникальный». Но этот полет был именно таким. 100-тонный аппарат взлетал и садился без космонавтов, махиной управляла автоматика. (Американцы автоматическую систему за 30 лет эксплуатации шаттлов так и не сделали - приземлением командуют два пилота.) Но сработает ли техника? Сможет ли все просчитать и аккуратно вывести на посадочную полосу?  Рассказывают, что перед  стартом под городом Ленинск (теперь Байконур) развернули зенитные расчеты, чтобы уберечь в случае чего людей от «заблудившегося» корабля.

Предосторожности оказались лишними. «Буран» справился с сильным боковым ветром, все просчитал своими электронными мозгами и почти идеально вышел на посадку. 


На транспортере катали даже маршала Язова, приезжавшего на старт с проверкой.

На транспортере катали даже маршала Язова, приезжавшего на старт с проверкой.

Спустя несколько дней стало ясно: успех равнозначен поражению. На вернувшемся из космоса «Буране» даже не проводили детальных исследований возникших в полете дефектов. Программу сворачивали - страна распадалась, денег не было. Последний раз челнок поднялся в небо на спине тяжелого самолета «Мрiя», чтобы показаться на Парижском авиашоу 1991 года. В 2002 году в байконурском монтажно-испытательном корпусе, где грустно старела связка «Энергия» - «Буран», обвалилась крыша. Раритеты размолотили в клочья бетонные балки.

В середине девяностых стартовую площадку даже не охраняли, из нее выломали, выгрызли все самое ценное. Сейчас за площадкой присматривают. Но скорее чтобы какой-нибудь запоздавший любитель поживиться цветными металлами не свернул себе шею на ржавых переходах. Комплекс восстановлению не подлежит...

Как в аквапарке

Я забираюсь еще выше - к выцветшим серо-голубым фермам обслуживания. От одной из них вниз тянутся две гигантские трубы, похожие на желоба аквапарка. Это агрегат экстренной эвакуации (АЭЭ).  В «Буране» были сотни неожиданных придумок  из серии «голь на выдумки хитра». Средства спасения экипажа - тоже отсюда.

 Площадка с трубами подводилась прямо к посадочному люку «Бурана». И отходить от него должна была примерно за минуту до начала подъема ракеты. Авария? Громадная площадка возвращалась обратно всего за 10 секунд! У космонавтов был выбор - каким путем спускаться. К наземному забетонированному бункеру можно было добраться «малой скоростью» - по широкой трубе, которая на самом деле была наклонным лифтом. Здесь установили восемь пар кресел, как в автобусе. Народ усаживается, а затем, как на американских горках, все дружно катятся вниз.

Второй вариант - экстренный - на попе! Да-да - вторая труба среди бурановского народа именовалась метким словом «склиз». Это желоб из полированной нержавейки, уходящий под углом около 30 градусов под землю. Длиной сотни метров. Идея такая - космонавту нужно упасть на пятую точку, а дальше по закону всемирного тяготения тебя понесет к матушке-земле.

На выходе скорость «транспортируемого тела» уже была приличная. Вылетев из трубы, космонавт должен был сгруппироваться и гасить скорость кувырками по разложенным матам.  Не удавалось? В десяти метрах ждала вертикальная стена, тоже предусмотрительно прикрытая матом. Бум... Твою мать...

Затем стоило тут же отползти вправо или влево - ведь за тобой следом несется такое же разогнанное ускорением тело (в экипаже до шести человек!). За матами - коридор с герметическими дверями, как в подлодках. За каждой пространство метр на метр. Забежав в такую ячейку, нужно было наглухо закрыть дверь и ждать. Потому как если наверху рванет гигантская ракета - даже ад покажется легким солярием.


А это тот самый «склиз», откуда съезжали на пятой точке.

А это тот самый «склиз», откуда съезжали на пятой точке.

Скоростные качества нетрадиционной системы эвакуации испытывали на бойцах. А тем что? Двадцатилетние пацаны - чего бы не покататься на космической горке? Так что космонавты, приезжая на тренировки,  наблюдали следы солдатских сапог не только на матах, но и на вертикальной стене... почему-то на высоте метров трех.

Со смазкой

«Склиз» поначалу нужную скорость спуска не обеспечивал, вспоминает участник программы «Буран» Владимир Ермолаев. Как ни старайся, а время от времени скользить он не хотел. Испытатели тормозили в самых неожиданных местах.  Нужно было подниматься на ноги в полный рост, разбегаться и снова падать на пятую точку. К моменту встречи с матами от штанов в самом важном месте оставались одни лохмотья. Бойцы придумывали усовершенствования - под попу подкладывалась картонка либо «склиз» сверху проливался водой - вот и водный аттракцион! Но откуда у уносящих ноги с корабля космонавтов подстилка или вода? Рацпредложение: в самом начале трубы устанавливать подушку, наполненную... маслом. На нее грохался первый космонавт. Емкость рвалась, и из нее выливалась тягучая жидкость, смазывавшая пятую точку первого космонавта и ускорявшая путь к бункеру.

Эвакуационную систему со всеми улучшениями испытывали сами космонавты. В «сухом» варианте АЭЭ уж слишком перегревал пятую точку. А в «смазанном» вертикальная стенка уж слишком близко оказывалась от конца трубы... Зато все целы и оказывались в безопасности за считанные секунды. В общем, удивительное отечественное - как его там? - ноу-хау. Американцам со своими шаттлами такой экстренный способ даже в голову не пришел. У них надежда на комфортный лифт...

Благодарим Вадима Лукашевича, автора сайта http://www.buran.ru/, за помощь в подготовке материала.

загрузка...
загрузка...

Политика

Австрийцы выбирают президента
Австрийцы выбирают президента 56

Лидером страны может стать кандидат от правопопулистской Австрийской партии свободы Норберт Гофер или представитель "зеленых" Александер Ван дер Беллен.

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт

работа сервис-инженером Донецк