Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
17 апреля
Загрузить еще

Польский опыт децентрализации власти, или Почему у них получилось

Польский опыт децентрализации власти, или Почему у них получилось
Фото: Старый город в Варшаве – одна из достопримечательностей, любимая иностранными туристами

Четверть века для реформы – не предел

То, о чем активно говорят в Украине последний год, в Польше начали внедрять еще 25 лет назад. Сами поляки говорят, что децентрализация власти у них все еще продолжается. Но, тем не менее, нелегкий путь в четверть века дал свои результаты.

Если кратко, то суть реформы местного самоуправления в Польше состоит в укрупнении громад и передачи власти на места. Польские органы самоуправления самостоятельно распоряжаются всеми своими средствами, и несут за это полную ответственность. Именно на  местах решают, на что потратить бюджетные деньги – на ремонт дорог, больницы, школы или другие цели. Укрупнение -  когда несколько маленьких сел были объединены в гмину – административно-территориальную единицу, которая в среднем насчитывает 5-8 тысяч жителей,  -  способствовало лучшему наполнению местных бюджетов. Но для этого пришлось потрудиться – не везде жители маленьких местечек шли на объединение добровольно.

А что у нас? У нас некоторые села с 200-500 жителями по отдельности влачат откровенно жалкое существование и перспектив для развития ноль: все разворовано и раскурочено. При этом объединения страшатся, почему-то забывая о том, что "гуртом і батька легше бити".

Объяснить и убедить в необходимости проведения реформы в Украине по большому счету некому.

Бывший мер Варшавы и депутат Сейма X, II и VII каденций Марцин Сьвенцицки говорит, что у истоков реформы местного самоуправления в Польше, по сути, стоял один человек. В 1989-1990 годах никто в Парламенте не понимал, с чего начинать и что нужно делать. В "теме" был лишь один профессор, академик Ежи Регульски, который говорил о необходимости проведения реформы, понимал суть ее успеха и имел кое-какие наработки. Не смотря на то, что он не был политиком, его назначили замом тогдашнего Премьер-министра.

 - У Ежи Регульского была всего лишь одна задача – подготовить реформу местного самоуправления, - говорит пан Сьвенцицки. – Этот человек вместе со своими помощниками пересмотрел около 100 законов и сформировал четкое разграничение полномочий: за что отвечает муниципалитет, а за что – правительство. К примеру, если местные власти решат капитально отремонтировать дорогу, то они будут выделять деньги на это из местного бюджета, не дожидаясь финансовой помощи государства.

 В 1998 году замминистра занимался подготовкой реформы на уровне районов.

 - Базовые единицы самоуправления не могут быть маленькими, поскольку не смогут принимать важные решения, - уверен другой польский политик, судья Конституционного суда в отставке, а ныне постоянный консультант Украины по вопросам децентрализации Ежи Стэнпень. – В 90-м году, когда мы вводили реформу, мы отдали на места сразу 40 % всех финансов. А сейчас — 60 %. Когда деньги есть на местах, у самоуправления, люди, прежде чем потратят каждый злотый, очень серьёзно думают, что можно сделать с ним.

Результаты реформы местного управления можно проследить на примере маленьких городков, ведь Варшава, как и любая другая столица, живет несколько по иным законам.

 

Гигантские мыльные пузыри приводят в восторг и детей, и взрослых.

Юзефув: школа-мечта

Мы отправляемся в городок неподалеку от Варшавы, в котором проживает порядка 18 тысяч человек. По дороге обращаем внимание на "стеклянные" стены вдоль обочины – так называемые шумозащитные экраны. Оказывается, они нейтрализуют "голос" проезжающих машин. Таким образом, жители домов, проживающие вблизи магистралей, избавлены от гула транспорта.

Дороги в Польше – это отдельный разговор. Ты можешь снимать видео на телефон, и картинка выходит идеальная, потому что никаких тебе ям и выбоин. А еще вдоль обочин, и не только, очень зелено. Цветы же (хоть на клумбе, хоть в горшочках) можно увидеть почти возле каждого магазина, кафе и офисного здания. От этого сразу становится как-то уютно.

Возле гимназии в Юзефуве бросается в глаза количество велосипедов: средние, небольшие, цветные, с корзинками, спортивные – выстроены вдоль стен ровными рядами.

-Небось, и директор школы на велосипеде ездит, - говорит кто-то из нашей группы, и все остальные понимают, что это никакая не шутка, а реальность.

Польские тинейджеры вовсю колесят на велосипедах. И не только в парк, но и в школу. Фото: автор.

Это так называемая средняя школа, включающая обучение с 6 по 9 классы. Ученики – подростки 12-15 лет. У каждого из них в школе есть свой шкафчик, куда можно положить и вещи, и учебники. Прогулять занятия не получится, поскольку дверь строго контролируется наблюдающим в отдельной комнате, где расположены экраны всех камер, установленных в учебном заведении.

Пока идет урок, нас ведут по кабинетам. Ничем от украинских они не отличаются, разве что почти в каждом  – мультимедийная доска.

А вот что действительно удивило, так это бассейн. Полноценный, на несколько дорожек, а вдобавок – водный аттракцион. Настоящий кусочек аквапарка в обычной школе! Занятия в бассейне, по словам заместителя директора, входят в уроки физкультуры: каждую неделю на плаванье выделяется по часу. Это обязательно и совершенно бесплатно.

Желающих прогулять урок физкультуры, который проходит в таком бассейне, по всей гимназии не сыскать. Еще бы – бесплатный кусочек аквапарка!

В принципе, все в гимназии – бесплатно, а об обязательных "фондовых" сборах, которыми привыкли грузить родителей украинских школьников, здесь понятия не имеют. Заведение финансируется полностью из местного бюджета, а кандидатов на должность директора рассматривают и утверждают на сессиях горсовета.

Урок в гимназии Юзефова можно сравнить с киносеансом: на экране мультимедийной доски маленькое кино по изучаемой теме

Целестинов: дом для бездомных животных

Бродячих собак и котов в Польше нет по определению. За недельное пребывание там мы не увидели ни одного бездомного животного на улице. Псов и котиков ловят там не для того, чтобы увезти на живодерню, а чтобы устроить их сначала в приют, а потом – в добрые руки.

Вспоминая о том, сколько времени длится строительство приютов в украинских городах и каким количеством скандалов и раскраденных денег сопровождается – невольно начинаешь завидовать.

Директор приюта для бездомных животных в Целестинове знает имена и истории всех своих четырехсот "подопечных". 

Приют для животных в Целестинове – один из старейших в Польше. До модернизации здесь содержалось 50 собак, а ныне – порядка 400 животных. Глава приюта Лукаш Балцер знает их всех по именам, а четвероногие, завидев его, перестают лаять на иностранных гостей и начинают ластиться.

- Приют частично содержится на деньги местного совета, но основное финансирование – это спонсорские деньги, - рассказывает Лукаш. –  У нас работает 16 человек, 4 ветеринара. Кроме того 250 волонтеров каждую субботу выводят порядка 130 собак на прогулку. Сейчас 50 животных проходят так называемую "социализацию", привыкают к людям и окружающей среде.

Для некоторых четвероногих действует строгая диета. Никаких лакомств!

Мы просим разрешения покормить животных сосисками, захваченными нами из отеля, но получаем отказ. Питомцев кормят специальным кормом. В среднем на каждого из них уходит по полкило сухого корма в день, на всех – около 200 кг. Есть и те, кого держат на строгой диете по состоянию здоровья. О ней свидетельствует табличка на клетке.

Чтобы взять собаку или кошку из приюта, потенциальному владельцу следует пройти настоящий "кастинг".

- Не думайте, что мы отдаем животное первому, кто приходит к нам с таким желанием, - удивляет нас глава собачье-котячьего "царства". – Ему следует заполнить анкету, указать, имел ли он опыт содержания животного.

Когда все тонкости согласованы, новому владельцу выдают паспорт, чип, а еще подписывают с ним контракт, согласно которому волонтер приюта будет проведывать "подопечного" и контролировать условия его содержания.

Кстати, не прошедшим такой отбор, категорически отказывают.

Прушков: детсад без очереди и мусорный завод с маками

Мер Прушкова Ян Стажинський занимает свой пост уже пятый срок подряд. Шутит: за это время в Польше поменялось шесть Премьер-министров, а он – бессменный. Утверждает, что реформа местного самоуправления способствовала развитию всех отраслей и привлечению инвесторов.

О добром и вечном. Уголок в детском саду Прушкова. 

Сегодня самый большой доход в бюджет города поступает от налогов физических лиц – 38%. Также деньги поступают от недвижимости и от собственников машин, грузоподъемность которых составляет более 3 тонн. Львиная доля бюджета, около 40%, идет на образование. Примечательно, что садики и ясли в Прушкове, за исключением частных, финансируются за счет местного бюджета и не получают никаких субвенций от государства.

Про очереди в детсады мамы Прушкова даже не слышали, а что касается денег, то родители платят за пребывание и питание ребенка 8 злотых ( 50 гривен в  день), а также 30 злотых (200 гривен), которые тратятся на театральные представления, походы в кино и экскурсии.  В среднем, на все про все в государственном садике уходит до 300 злотых в месяц (1800 грн.). Для сравнения: в частных садиках плата составляет в три раза больше.  На 250 детей приходится 75 специалистов, в том числе есть психологи и логопеды.

О европейской чистоте кто только не рассказывает. И, нужно признаться, разбросанных фантиков и целлофановых пакетов, летающих по окрестностям, здесь действительно не сыскать. И дело не в том, что поляки скрупулезны в сортировке мусора. Многие из них грешат тем, что вообще его не сортируют. Но выбрасывают. И в урну, а не мимо нее.

На мусороперерабатывающем заводе в Прушкове применение найдут даже старым шинам.

Никаких договоров на вывоз мусора тоже никто не заключает. Просто каждый обязан заплатить "мусорный" налог – порядка 11 злотых (70 гривен) в месяц.

А как вам цветущие маки возле коммунального предприятия по вывозу бытовых отходов? Не правда ли, такая картина говорит сама за себя?  По сути, это мусороперерабатывающий завод, куда привозят отходы не только из Прушкова, но еще из 20 ближайших гмин. Часть отходов перерабатывается, часть – компостируется в специальных парниках под высокой температурой.

Твердые бытовые отходы сортируют, просеивают, "перемалывают" и отправляют на переработку.

P.S.

Возвращаясь к реформе, пан Свенцицьки и пан Стэнпень советуют Украине найти того самого единственного и необходимого эксперта, подготовить территориальное укрупнение и провести изменения в Конституции, а еще – отстрочить местные выборы, хотя бы на полгода.

И напоследок: польские реформаторы убеждены, что развитие самоуправления в Украине нанесло бы куда больший удар России в рамках конфликта на Донбассе, нежели военная помощь от Европы и мира.

*Автор выражает благодарность Инициативе "Вольная Бялорусь" (Варшава, Польша) и Центру информационных исследований и ресурсных услуг "Меридиан" (Львов, Украина), а также проекту "Украинская школа журналистики".

Новости по теме: Польша децентрализация