Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Легенды Киевского вокзала

Легенды Киевского вокзала
Фото: Несмотря на то что в Киеве регулярно рушатся старинные здания, вокзал держится с 1932 года. Фото: Оскар Янсонс

Комнату дежурного администратора найти легко: это "окошко" находится у центрального входа, слева, если стоять лицом к эскалатору. Толстое оргстекло до середины закрывают жалюзи. 

- Это не от посетителей, - смеется симпатичная девушка-администратор, - это чтобы теплее было. У нас тут такие сквозняки бывают - выдувает все живое. 

Посетителей здесь много: до тысячи человек в день доходит. Вопросы у всех разные. Например, где купить торт "Киевский"?

- Но бывают такие откровенные хамы, от них не только стекло - колючую проволоку стоит  устанавливать, - жалуются девушки. 

По их словам, сложнее всего угомонить ветеранов АТО и курсантов военных училищ. Но на этот счет есть полиция, куда мы и отправляемся.

Поговорим и отпустим

Верная примета комнаты полиции - доска фотороботов подозреваемых преступников и фотографии пропавших людей. Помещение внутри крошечное. Из обстановки - стол, несколько стульев, стеллаж с бронежилетами. Все очень аскетично.

- Вы сюда не садитесь, - показывают копы на стул у двери. - Это для задержанных. Сами понимаете, какой тут контингент. Как ни пьянь-рвань, так бомж. Подержим немного и отпускаем. Вчера вот беседу с цыганкой проводили, которая грудного ребенка своего била. Девахе лет шестнадцать, малышу - год от силы. Поговорили и отпустили, а она опять тут ходит. 

Чаще всего с поездов "снимают" сердечников

Помещение медпункта находится практически у платформ: людей, которым стало плохо, сюда вести ближе, чем в центральное здание. Тут несколько очень чистых комнаток: приемный покой, манипуляционная. 

- К нам чаще всего попадают сердечники. Хотя бывало всякое - и с травмами, полученными в поезде, обращались, и с отравлениями, и с переломами. Но обычно с мелочевкой - с тем, что серьезнее, вызывают карету скорой помощи и едут в больницы, - рассказывает нам заведующая медпунктом. 

Торт "Киевский" - нарасхват

Центральный вокзал может похвастаться обилием кафешек, забегаловок, буфетов. 

- Мы посетителей делим на три категории, - рассказывает продавщица кафе на втором этаже, - первая - "командированные". Эти, как правило, хорошо кушают. Берут бутерброды, салатики, пирожки и чай или коньяк. Вторая - "встречающие". Они просто пьют кофе, пока ждут кого-то. Как только поезд прибывает - бросают чашку и мчатся встречать на платформы, будто любящий зять к теще дорогой. Всегда стараются стать так, чтобы было видно, когда поезд покажется. И третья - "гости". Эти всегда покупают торт "Киевский". Берут сразу несколько штук, чтобы всех одарить.

 Что касается цен, то нельзя сказать, что тут дешево. Средний перекус обойдется гривен в 50, а обед - в 150-200 на человека. А торт "Киевский" стоит дороже, чем в магазинах, в среднем гривен на 20-30. 

Потерянные вещи ждут владельцев месяцами

На полках бюро находок в основном разномастные сумки и чемоданы  с одеждой, обувью, игрушками и т. д. Реже - пакеты. Бывает, что "потеряшки" стоят на полках по нескольку месяцев, пока хозяева смогут забрать свое добро.

Чтобы получить потерянную вещь, нужно иметь документы, удостоверяющие личность, и написать заявление с описанием того, что находилось в сумке или чемодане. 

СПРАВКА "КП"

  • Вокзал рассчитан на 72 пары поездов и 400 тыс. пассажиров в сутки.
  • Вестибюль площадью свыше 1200 м2 и высотой 31,5 м. 
  • Здание имеет каркасную конструктивную схему. Каркас - из монолитного железобетона, заполнения - из шлакобетонных блоков.
  • Киевский вокзал относится к Юго-Западной железной дороге, название которой осталось со времен СССР, фактически же ЮЗЖД находится на севере Украины. 
  • Характерный запах на вокзале - это запах угля. 

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Первое здание 1868 года постройки повредил пожар.

Потратили колоссальную сумму - 13 миллионов рублей

Киев-Пассажирский стал первым большим железнодорожным вокзалом в СССР. Его возвели на месте двухэтажного здания, построенного в 1868 году. Его длина была 133 метра, немногим меньше размеров пассажирской платформы, которая тянулась на 144 метра. Для "высочайших особ" предназначались специальные, роскошно обустроенные помещения, а грязные и тесные залы ожиданий принимали пассажиров третьего, низшего класса. 

Первый поезд со стороны Курска на станцию прибыл 18 февраля 1870 года. До этого поезда в Киев из северных городов Российской империи доезжали лишь до Днепра. Средняя скорость поездов в то время составляла всего 20 км/час, и вокзал обслуживал семь поездов в сутки. 

В 1877 году здание пострадало от пожара. В 1908-м старый вокзал был разобран, на его месте возведен временный деревянный барак, и началась подготовка к строительству нового по проекту архитектора Щуко. Но грандиозные планы были прерваны началом Первой мировой войны, потом Октябрьской революцией и Гражданской войной. 

В 1925 году опять начали разрабатывать новую схему Киевского железнодорожного узла. Изначально планировали построить здание нового вокзала возле Брест-Литовского шоссе, на пересечении Павловской улицы и Воздухофлотского шоссе, но потом решили оставить вокзал на старом месте. В 1927 году был объявлен закрытый конкурс на лучший проект фасада. Интересно, что в программе конкурса отдельным условием оговаривалось, что "основная конструкция здания предполагается железобетонной. Проектирование башен, доминирующих над зданием, не допускается". 

Торжественная закладка здания состоялась 7 ноября 1927 года - в десятую годовщину Октября и десятилетний юбилей восстания киевских железнодорожников против Центральной Рады. 

Осенью 1929 года построили леса огромного центрального корпуса и весной 1930 года начали строить каркас стен из железа и бетона.

Длина фасада здания составила 260 метров, главного корпуса - 180. Высота вестибюля - 37 метров. Размеры вокзала были проектированы с расчетом на увеличение количества пассажиров далекого движения и транзитных до 40 тысяч ежесуточно. Строительство нового здания в стиле украинского барокко с элементами конструктивизма было завершено 23 февраля 1932 года и стоило космическую по тем временам сумму - 13 млн советских рублей.

Во время Второй мировой войны здание вокзала очень пострадало. 

Век назад, как и cегодня, на вокзале много людей в военной форме.

В начале 1950-х годов по проекту архитектора Домашенко реконструировали интерьер: арки заменили спаренными колоннами, потолок "усеяли" звездами, в залах ожидания между ригелями бетонных рам установили производственно-идиллические пейзажи, а плафонам на смену пришли тяжелые "театральные" люстры.

В 1954-1955 гг. были проложены пешеходные подземные тоннели, которые связывают Вокзальную площадь с вокзалом и платформами. В 1967-1969 гг. над первой платформой сделан навес, два перехода на уровне второго этажа заменены одним большим залом для ожидания с выходами на платформы. 

К Олимпиаде-80 состоялся очередной косметический ремонт. В 1996-1997 гг. осуществлен капитальный ремонт вокзала с частичной перепланировкой и модернизацией помещений, на центральном фасаде установлен лепной герб Украины.

В 2001 году вокзал был реконструирован, построен Южный вокзал.