Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Почему Порошенко вернулся в Кабмин

Почему Порошенко вернулся в Кабмин
Фото: Представляя нового главу ведомства, Николай Азаров детально остановился на его будущих задачах: развитии экономики и ее модернизации, энергосбережении, ценовой стабильности. Фото УНИАН.

Вчера указом президента Петр Порошенко был назначен на должность министра экономического развития и торговли. Оппозиционеры раскритиковали его решение, а экономисты порадовались, что в Кабмине появилась свежая кровь. 

ПОСЛЕ ДОЛГИХ КОЛЕБАНИЙ

О том, что Петр Порошенко получил от президента предложение возглавить экономическое ведомство, стало известно еще две недели назад. Однако с ответом Петр Алексеевич тянул. Хотя в свое время он активно принимал участие в создании Партии регионов, потом пути самого Порошенко и набиравшей обороты политической силы разошлись. И вот вчера практически одновременно появился указ на сайте президента и запись на страничке Порошенко в социальной сети Facebook.

"Последние недели были для меня очень непростыми, - написал новоназначенный министр. - Решение, которое я должен был принять, вероятно, принимается несколько раз в жизни и дается нелегко. Поставив на одну чашу весов личные политические амбиции, а на другую - ситуацию в экономике, я и принял решение".

Также Порошенко заявил, что перед назначением "кратко изложил свои предложения, которые отдал президенту".

"Считаю справедливым, если вы также будете ознакомлены с их содержанием. Это то, что я собираюсь делать, - добавил он. - Демократические приоритеты развития должны быть главными в государственной политике".

Свою программу он изложил в виде 12 тезисов. В частности, Порошенко пообещал упростить систему госзакупок, избавив ее от коррупции. Снова сделать публичными статистические показатели экономики, защитить бизнес от силового давления и даже ввести финансовую ответственность за нанесение экономического ущерба. Среди его обещаний есть дерегуляция и упрощение бизнеса, защита национальных производителей на внешних рынках, а также создание цивилизованных условий для проведения земельной реформы. 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Не исключено, что президент таким кадровым назначением пытается исправить ситуацию в экономике. Ведь, несмотря на то что в правительстве говорят о росте экономики, статистика на начало года выглядит уныло. Так, по информации НБУ, рост валового внутреннего продукта страны за первые два месяца замедлился с 6,5% до 2%. И новоназначенный министр подтвердил, что ему придется повышать этот показатель.

- Одним из приоритетов деятельности Министерства экономического развития и торговли является обеспечение дальнейшего роста национальной экономики, в частности уровня ВВП, - сказал Порошенко по окончании встречи с президентом. - Ведь это залог успешной реализации объявленных главой государства социальных программ.

МИНИСТР-ЛИБЕРАЛ БЕЗ ПАРТИЙНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

За последние годы кресло главы экономического ведомства обычно занимали чиновники, которые не были крупными бизнесменами. Именно с тем, что Петр Порошенко хорошо знает проблемы бизнеса, а также заинтересован в том, чтобы украинские товары были конкурентоспособными на мировых рынках, эксперты и связывают основные надежды. 

- Я позитивно воспринял назначение нового министра экономики, - говорит директор экономических программ центра Разумкова Василий Юрчишин. - Причем это назначение я бы рассматривал в паре с недавним назначением первого вице-премьера (Валерия Хорошковского. - Ред.). Именно потому, что в основе обоих назначений лежит квалификация и опыт, а не родственные или партийные принадлежности. Во-первых, оба руководителя имеют значительный политический опыт государственного управления. Они работали, причем результативно, в политически разных командах на самых высоких государственных позициях. Во-вторых, они крупнейшие и успешнейшие признанные бизнес-менеджеры, которые знают и понимают проблемы развития экономики и предпринимательства. В-третьих, оба являются открытыми публичными политиками, в совершенстве владеют не только родными украинским и русским языками, но и английским, что позволяет улучшить прямую коммуникацию и взаимопонимание с международными политиками и инвесторами. Все это позволяет надеяться, что для Украины наконец-то появилось "окно возможностей" для развития. Пусть оно пока маленькое, но все же появилось.

Правда, не все экономисты уверены, что Петру Алексеевичу удастся реализовать свои идеи в этом правительстве.

- Порошенко известен своими либеральными взглядами, - говорит президент Центра экономического развития Александр Пасхавер. - Другой вопрос, сможет ли он реализовать свои взгляды в существующей системе власти. Мне бы очень хотелось верить в то, что власть осознала реальные проблемы бизнеса и пытается таким образом улучшить жизнь предпринимателей. Но не исключено, что там хотят сделать так, чтобы имидж либерала Порошенко теперь работал на все правительство.

По словам эксперта, судить о том, получилось ли реализовать ему свои идеи, можно будет не раньше чем через полгода.

12 тезисов Петра Порошенко

1. Прозрачная, упрощенная и понятная система государственных закупок.

2. Открытая публикация статистических показателей экономического развития в общенациональном, региональном и отраслевом разрезах по международным стандартам. Обеспечение общественности и инвесторов информацией относительно текущего экономического положения. Приведение системы показателей экономического развития к единым европейским стандартам.

3. Оценка действий исполнительных органов относительно влияния на ВВП. Обязательная экспертиза Минэкономики финпланов государственных компаний и предприятий, обнародование их финансовой отчетности.

4. Защита бизнеса от силового давления, ликвидация возможностей безосновательного вмешательства правоохранительных органов в хозяйственную деятельность. Введение финансовой ответственности за нанесение экономического ущерба.

5. Упрощение системы регистрации прав собственности. Открытый доступ к ЕГРПОУ. Организация работы чиновников с предпринимателями по принципу "прозрачного офиса".

6. Дерегуляция ведения бизнеса, сокращение перечня, упрощение порядка и снижение стоимости предоставления услуг органами государственной власти и государственными предприятиями.

7. Реформирование рынков энергетических и продовольственных ресурсов в соответствии с европейскими стандартами и критериями экологической безопасности.

8. Трансформация системы национальных проектов в перечень приоритетных направлений государственной поддержки инвестиций, в частности в сферах энергосбережения и диверсификации источников поствок энергоресурсов.

9. Действенная поддержка экспорта путем внедрения системы экспортного кредитования и страхования рисков, политической поддержки украинских производителей на внешних рынках.

10. Защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных производителей в соответствии с нормами и правилами ВТО. Противодействие поступлению на украинский рынок недоброкачественной и опасной продукции.

11. Создание цивилизованных условий для земельной реформы, которые будут обеспечивать защиту прав собственности земельных участков, содействовать развитию сельскохозяйственного производства и привлечению инвестиций в аграрный сектор. Законодательное урегулирование минимальной цены на землю и обеспечение развития инфраструктуры села.

12. Коренное реформирование системы государственных резервов стратегических ресурсов.

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Петр Порошенко родился 26 сентября 1965 г. В 1982-1989 гг. учился в Киевском государственном университете имени Тараса Шевченко на факультете международных отношений и международного права по специальности "экономист-международник".

В 1989-1992 гг. учился в аспирантуре и работал ассистентом кафедры международных экономических отношений Киевского университета им. Шевченко.

С 1993 по 1998 гг. - генеральный директор концерна "Укрпроминвест".

1998 год - избран депутатом. 

С 2000 по 2004 гг. - заместитель председателя Совета Национального банка Украины.

2004-2005 гг. - секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины.

2006-2007 гг. - депутат, глава парламентского Комитета по финансам и банковской деятельности.

2007-2009 гг. - глава совета НБУ.

2009-2010 гг. - министр иностранных дел Украины.