Война   тарифов

Война тарифов

Комментарии: 9
Виктор Янукович и Николай Азаров потребовали от местных властей приветси расценки в коммунальной сфере к экономически обоснованному уровню. Фото УНИАН

Новая политика

В этом месяце власть объявила о новом курсе своей политики. На одно из заседаний правительства приехал президент Украины Виктор Янукович. Туда же позвали глав областных государственных администраций. Глава государства дал установку на проведение стратегических социальных реформ, главная задача которых преодолеть бедность и построить в стране справедливую социальную политику для людей.

- Реализация новых социальных инициатив - это персональная ответственность каждого члена правительства и местных органов власти, - сказал Виктор Янукович. - Не люди должны идти к нам, а мы к людям. Нужно очистить органы местного самоуправления от тех, кто не чувствует боль людей и их проблемы. Люди должны знать, что мы будем делать сегодня, завтра и послезавтра, какая будет государственная политика. Люди  будут оценивать нас по делам…Мы должны действовать максимально эффективно, решать проблемы, и я хотел бы, чтобы люди видели результат нашей работы.

Одним из основных направлений социальных реформ, по его словам, должна стать глубокая модернизация сферы социального обеспечения. 

- Нужно перейти от бессистемных выплат к адресной помощи и социальным услугам, которые отвечают потребностям конкретного человека и семьи, - подчеркнул глава государства.

Также, по его словам, нужно, чтобы по всей стране были установлены справедливые коммунальные тарифы. Необходимо исключить из них все потери, которые туда включены. 

- Я требую, чтобы до конца 2012 года на местном уровне тарифы на жилищно-коммунальные услуги были приведены до экономически обоснованного уровня. Это вопрос государственного регулятора и местных властей, - сказал Виктор Янукович. - Мы должны найти средства для модернизации коммунальной инфраструктуры. Платежей граждан для этого недостаточно. Критическое состояние ЖКХ Украины на фоне роста тарифов - недопустимое явление. На первый план мы должны ставить реформу жилищно-коммунального хозяйства.

Он также предложил губернаторам найти механизм сотрудничества с инвесторами для модернизации ЖКХ в стране.

Правительство против мэров

Кстати, над последним пунктом программы в правительстве работают давно. Однако большинство попыток навести порядок в коммунальном хаосе наталкиваются на нежелание местных царьков что-либо менять. Самым запоминающимся был конфликт сумского городского головы с премьером. 

Мэр Сум Геннадий Минаев заявил, что премьер Николай Азаров не должен вмешиваться в политику местных властей по установлению тарифов на жилищно-коммунальные услуги. 

- Премьер не должен указывать местной власти, что ей делать, - сказал Минаев. По его словам, права местных общин и органов местного самоуправления ограничены, поскольку местная власть сейчас устанавливает тарифы на услуги по обслуживанию жилья и придомовых территорий, проезд в транспорте и за вывоз мусора, хотя и полностью отвечает за жизнедеятельность на вверенной территории.

В свою очередь премьер-министр Николай Азаров считает, что органы местного самоуправления в некоторых регионах занимаются излишним самоуправством.

- Местное самоуправление у нас в последние годы считает, что никто не должен вмешиваться в их дела. Вот они сами  с усами, - сказал премьер. - Есть такой господин Минаев - мэр Сум. Он публично выступил, говорит: да что там Азаров… А вот мы приняли решение, и нам Азаров не указ. Но он  отменил уже свое решение. Нашлось достаточно аргументов, чтобы его убедить в том, что премьер-министр есть премьер-министр.

При этом он отметил, что правительство примет все необходимые меры для неповышения каких-либо тарифов без веских оснований. Подобная ситуация происходит во многих регионах. На все попытки облегчить жизнь простым людям местные власти закручивают гайки все сильнее.

- В ответ на требования премьера бросить все резервы на социалку и обеспечить максимальную лояльность мелкому бизнесу  на местах создают новые поборы! - говорит советник президента Дмитрий Выдрин. По его словам, нужно применять карательные меры на местах к таким исполнителям.

Давайте проанализируем, какими методами может государство снижать себестоимость тарифов в регионах и на что идут деньги законопослушных плательщиков за услуги ЖКХ.

За что мы платим

Вопрос целесообразности тарифов поднимают во многих городах. Однако многие компании не могут объяснить, куда уходят деньги.  Так, например, даже в Киеве власти признают, что компании по предоставлению коммунальных услуг не могут в полной мере контролировать собственные сети. Летом прошлого года провалился асфальт на одной из крупных транспортных артерий столицы. Оказалось, что канализация не выдерживает множества незаконных врезок, которые осуществили предприниматели за последние годы. А обнаруживают их отнюдь не коммунальные службы.

- Диггеры предложили составить карту, где отмечены незаконные врезки, - рассказал "КП" генеральный директор Киевавтодора Георгий Глинский. -  Комиссия проверила 26 указанных на карте мест, из них 23 подтвердились. В основном незаконным сливом занимаются частные компании. 

По его словам, реальным методом борьбы с таким явлением оказалось физическое перекрытие таких стоков или их тампонирование. Ведь за все эти врезки фактически платят честные официальные потребители.

Второй проблемой являются устаревшие коммуникации. Ни для кого не секрет, что из-за них происходят огромные потери.

- Возьмем для примера стоимость воды, - рассказывает "КП" академик Академии строительства Украины Марк Монин. - Если платить за нее без счетчиков, то придется отдавать за воду около 15% от общей суммы оплаты коммунальных услуг. А после установки счетчиков сумма снижается до 6%. Это говорит о том, что вся вода, вытекающая из трубопровода, включается в тариф. 

Пути снижения тарифа

Чтобы избежать нецелевого использования средств, Госфининспекция проводит проверки. Уже были обнаружены злоупотребления госпредприятиями на сумму 60 млн грн.

- В 2008-2009 году государством было потрачено 5,5 млрд грн., связанных с возмещением и выплатой дотаций и компенсации потерь многим коммунальным хозяйствам, но, вместо того чтобы эти деньги реально вложить в сектор жилищно-коммунального хозяйства, многие руководители и дельцы пошли по абсолютно другим схемам и организовали схемы криминальные, - рассказал глава Госфин­инспекции Петр Андреев. -  По многим тем фактам, которые… я озвучу, возбуждены уголовные дела, задержаны соответствующие должностные лица, которые допускали эти факты... и организовывали эти схемы. Только за 2011 год финансовой инспекцией установлено более 60 млн грн. хищений субвенций, которые получены из госбюджета, и эти деньги были выведены на счета коммерческих структур.

Сейчас много разговоров об экономически обоснованных тарифах. Как говорят эксперты, в это понятие включаются производственные затраты самих коммунальщиков, норма прибыли и инвестиционная составляющая, то есть средства, которые в теории должны идти на обновление основных фондов ЖКХ. Однако у нас трубы меняют только в случае, если они прорывают. 

- Поднимая тарифы, компании-монополисты повышают свои доходы, а не покрывают убытки, - уверен директор Института города Александр Сергиенко. - Украинское законодательство позволяет коммунальным предприятиям работать с рентабельностью до 12%. Но такой подход не стимулирует компании снижать затраты, уменьшать себестоимость и внедрять энергосберегающие технологии.

Чтобы не давать пускать деньги простых людей на ветер, с каждой из коммунальных компаний поработает недавно созданная Комиссия регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг. Основная задача, которая стоит перед ней, - это определить себестоимость коммунальных услуг. А в этом вопросе участники рынка до сих пор руководствуются собственной логикой. И как количество составляющих себестоимости, так и их стоимость каждый производитель определяет по своему усмотрению.

- Мы собираемся рассмотреть суть всех расходов, которые сегодня составляют цену, - сказал глава НКРРКУ Валерий Саратов. - Теоретически, чем больше выделено вот этих операций, тем точнее будет себестоимость. Есть операционные моменты формирования затрат. Поэтому будем пристально рассматривать каждую составляющую себестоимости. Теперь уже не будет такого, что один регион на ту же операцию тратит больше денег.

И проверки уже начались. Госфин­инспекция в феврале-марте проводит проверки коммунальных предприятий сферы ЖКХ по жалобам граждан.

- После того как обнародовали телефон доверия, мы получили более сотни обращений на факты злоупотребления со стороны коммунальщиков, - говорит Петр Андреев. - Люди платят, но в обмен не получают качественных услуг. Все эти объекты мы включили в план контрольных мероприятий.

До конца текущего года комиссия проверит тарифы тепло- и водоснабжающих предприятий. Проконтролировать придется формирование стоимости услуг в 193 предприятиях теплоснабжения и 69 лицензиатов по водоснабжению.

Первые результаты

У ведомства уже есть позитивные результаты проверок. Как оказалось, в некоторых городах чиновники завышали тарифы вдвое. А во многих ­ЖЭКах берут плату за услуги, которых никто не оказывает. Также во многих городах тарифы устанавливаются не для каждого дома отдельно, а в среднем по городу, в зависимости от степени благоустройства жилья. Такие нарушения были выявлены в Донецке. Думаем, что после полноценной проверки во многих городах тарифы снизятся.

Между тем многие города решили снижать тарифы, не дожидаясь проверок. Так, в Симферополе руководителям ЖЭКов дано поручение в кратчайшие сроки провести анализ на соответствие тарифов экономической обоснованности.

- В 1000 домов корректировка тарифов уже выполнена. В некоторых из них они снизились до 12 процентов. В среднем же по городу мы планируем снижение на 8 процентов, - рассказал начальник местного управления ЖКХ Анатолий Рогов. 

Снизить тариф на водоснабжение и водоотвод решили и в Алуште. Там комиссии Министерства регионального развития и жилищно-коммунального хозяйства АРК и Украины  проверили обоснованность тарифов на коммунальные и другие услуги в городе. Оказалось, что их можно снизить. Так что ждем результатов работы ревизоров по всей Украине. 

КСТАТИ

Каждому по потребности

Еще одним методом экономии денег граждан могут стать дифференцированные тарифы: кто потребляет меньше, тот меньше и платит. Такой метод решили применить к водоснабжению. Сейчас эта схема работает в газовом хозяйстве.

Предлагается следующая градация. Будут сформированы 5 категорий плательщиков. В первую войдут те, кто расходует до 2 кубов холодной воды в месяц. Они заплатят 1,5 грн. за каждый кубометр. Этот тариф будет единым по стране. Во вторую  категорию войдут те, кто расходует  от 2 до 6 кубов воды, в третью - 6-10, в четвертую - свыше 10 кубов (на эти категории тарифы пока не рассчитаны). Предположительно пятая категория будет платить больше всех, так как в нее войдут все те, у кого нет счетчика на воду. Их тариф будет выше на 5-10%, чем у четвертой категории. 

МНЕНИЕ

Стимулировать эффективность

- Стимулировать переход на новые технологии предприятий теплокоммунэнерго можно, например, давая возможность устанавливать инвестиционную надбавку на тариф только тем компаниям, которые показывают стремление экономить, - говорит старший экономист Международного центра перспективных исследований Ильдар Газизуллин. - Они должны также нормально предоставлять свои услуги, то есть у них не должно быть перебоев с тепло- и электроснабжением населения. Это будет пряник, а в качестве кнута надо вводить штрафы. Сегодня же, сколько бы в тариф ни закладывалось, все равно часть средств используется неэффективно. 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Народный депутат убежден, что документ, обновленный с учетом пожеланий президента, соответствует всем международным стандартам. 

Виталий ХОМУТЫННИК: "Новый Таможенный кодекс усилит приток инвестиций" 

Глава профильного комитета рассказал, почему принятие документа можно считать полноценной реформой 

Таможенный кодекс, принятый Верховной Радой, стал одним из самых обсуждаемых законов марта. Документ поступил в парламент уже с президентскими правками: ранее, в конце прошлого года, глава государства ветировал его и взял на доработку. Сегодня в Раде бытует мнение: в кодексе столько кардинальных изменений, что уместно говорить о таможенной реформе. "КП" расспросила о сути изменений автора документа, председателя Комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Виталия Хомутынника. 

- Виталий Юрьевич, почему кодекс не сразу нашел понимание у президента? Какими были изменения? 

- Один из главный вопросов, из-за которого кодекс был ветирован, касался таможенной стоимости (ТС). Глава государства указал, что документ не установил прозрачного механизма ее определения и давал возможность таможенным органам самостоятельно корректировать заявленную стоимость, используя свою базу данных. Кроме того, механизм не совсем соответствовал нормам ВТО. Предложения президента касались этих моментов и направлены были на обеспечение максимальной прозрачности процедуры контроля правильности заявленной ТС товаров и приведение ее в соответствие с международными стандартами. 

Кроме того, это согласуется с программой экономических реформ на 2010 - 2014 годы. 

Одно из предложений президента касалось даты введения кодекса в действие. Он предложил дату - 1 января 2013 года. Однако после консультаций решили ввести его скорее, мы пришли к дате 1 мая. 

- Как отразится введение нового закона на жизни простых украинцев? 

- Кодекс повышает лимит для ввоза товаров без уплаты налогов до 1000 евро для пунктов пропуска, открытых для авиасообщения, и 500 евро для всех остальных. Кроме того, в нем есть целый ряд положительных изменений (см. КСТАТИ). 

- В чем заключается новизна в определении таможенной стоимости? 

- В самой процедуре. В новом кодексе закреплен основной метод, применяемый в большинстве случаев, - это использование цены сделки. Если таможенный орган считает, что стоимость определена неверно, то он должен объяснить свои сомнения. Если обоснований нет, то автоматически считается, что ТС определена правильно. 

- Согласно новому ТК контрабанда не является уголовным преступлением, а относится к разряду административных нарушений. Не вызовет ли такое смягчение увеличения объемов контрабанды? 

- Вопрос, на мой взгляд, сформулирован не совсем корректно. Декриминализация товарной контрабанды - свершившийся факт. Ее провели в соответствии с прошлогодним законом, декриминализировавшим  "хозяйственные" преступления. 

- Какой эффект для госбюджета может дать Таможенный кодекс? Вырастут ли цены на импортные товары? 

- Он может реально улучшить инвестиционный климат в Украине. Увеличение инвестиций приведет к развитию экономики. Соответственно, должны вырасти налоговые поступления. В отношении роста цен на товары: такое может иметь место только в случае неправомерного завышения таможенной стоимости таможенными органами, что часто бывает. Такое завышение приводит к переплате пошлины, импортного НДС, и естественно, такие переплаты закладываются в стоимость товаров. Если Таможенный кодекс уменьшит возможности для таможенных органов завышать ТС по результатам контроля, то о росте цен говорить неуместно.

Хотел бы отметить, что нормы, заложенные в новом ТК, не только откроют новые возможности для бизнеса, но и минимизируют возможности использования теневых схем. Полученные благодаря этому дополнительные поступления в бюджет (по оценкам экспертов профильного комитета, это более 10 млрд гривен) можно будет направить на реализацию социальных инициатив президента. 

Беседовал Сергей МЕДВЕДЬ. 

КСТАТИ 

Плюсы нового кодекса

Возможность оформления товаров в любой таможне без дополнительных согласований. 

Сокращение сроков таможенного оформления до 4 часов. 

Усовершенствованы условия применения таможенных режимов. 

Ограничится количество документов при ввозе товаров (в перспективе - до инвойса и контракта). 

Появится возможность обжаловать не только решения таможенников, но и их бездействие - и возместить ущерб. 

Таможенные проверки закреплены законодательно. 

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт

вакансия наборщика текста в ОдессеосадкиАльберт Брукс