Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Сергей Тигипко: «Пенсионная реформа получилась действительно мягкой»

Сергей Тигипко: «Пенсионная реформа получилась действительно мягкой»
Фото: Вице-премьер заявил, что в реформе учтены все здравые пожелания.

Эксперты называли реформу испытанием страны на зрелость. В конце полугодового марафона «КП» решила еще раз задать главные вопросы о пенсионной реформе ее идеологу, вице-премьеру Сергею Тигипко.

Из зарубежного опыта взяли только самое нужное

- Сергей Леонидович, первый вариант законопроекта о пенсионной реформе был готов около полугода назад. Сейчас он доработан и внесен в повестку дня ВР. Каким было все это время для вас?

- Вынужденную паузу мы использовали не только для того, чтобы смягчить пенсионную реформу. Что важно, мы продвинулись по легализации зарплат, по детенизации экономики. Экономические преобразования в стране должны проводиться в комплексе - сегодня у нас уже нет времени тянуть, делать постепенно. Пенсионная реформа - это сложный шаг для страны, необходимая мера. Задача была сделать так, чтобы найти среди граждан страны тех, кто это понимает, убедить. Кстати, не только обычных граждан, но и некоторых коллег во власти, депутатов.

- У вас не было ощущения, что реформа нужна только вам - вы даже однажды заявили, что власть саботирует курс страны на реформы, затягивая с проведением пенсионной.

- Я всегда чувствовал свою ответственность за эту реформу. Я точно знаю, что альтернативы ей нет и что проводить нам ее нужно. Я положил много сил, чтобы она была подготовлена. За последние месяцы я изучал опыт Эстонии, Словакии, Польши, Австрии, Чехии, Болгарии. В свое время эти страны провели пенсионную реформу, и мы изучили их опыт, взяли то, что подходит для Украины. Сейчас, например, в Эстонии пенсия - 305 евро в среднем. У нас средняя - 104 евро. Но есть, к сожалению, люди, у которых пенсия меньше 800 гривен. Я представляю власть, а значит, отвечаю за этих людей. Поэтому я сделал все, чтобы реформа была принята. Это будет хорошим шагом для нас как для страны - если Украина смогла осуществить такую сложную реформу, значит, она выросла как страна из пеленок, с ней можно иметь дело.

«Мы все-таки провели общественное обсуждение»

- Сколько вы поставите себе за реформу?

- Эта реформа - сложнейший баланс интересов общества, которое требует повышения выплат и социальной справедливости, и экспертов, которые требуют более радикальных и резких изменений. Этот баланс, как мне кажется, мы нашли, и это самое главное. Мы прописали те решения, которые помогут нам улучшить обеспечение самых бедных пенсионеров за счет пополнения доходной части бюджета ПФ, сделать пенсионную систему социально справедливой, ограничив максимальные пенсии и увеличив нормативный и минимальный стаж. Кроме того, для тех, кто сейчас еще только начинает работать, мы заложили основу для самостоятельного накопления достойной пенсии. Когда дефицит бюджета Пенсионного фонда будет сведен к нулю, мы сможем ввести общеобязательное накопительное страхование, когда каждый работающий будет откладывать часть своей зарплаты на личный счет. Уверен, что сегодняшней молодежи мы даем отличную возможность накопить себе достойную пенсию.

Но еще больше меня радует то, что мы все-таки провели общественное обсуждение реформы. Наверное, впервые в истории независимой Украины вопрос такого уровня обсуждался с общественностью. Высказались все: и пенсионеры, и профсоюзы, и работодатели. Понятно, что базовые принципы, с учетом мирового опыта, остались, но все здравые пожелания мы учли. Обсуждение - наш большой шаг вперед как общества в целом.

- А какие пожелания были учтены?

 - Например, та же норма об ограничении максимальных пенсий на уровне 10 минимумов для нетрудоспособных. Сначала мы предлагали максимальную планку в 12 минимумов и только для вновь назначенных пенсий. Во второй редакции закона мы предложили распространить эту норму и на действующих спецпенсионеров. А это депутаты, судьи, прокуроры. Знаете, людям просто обидно, что большинство получают по 800 грн., а некоторые имеют пенсию по 20-30 тысяч. И об этом люди говорили во много раз чаще, чем о повышении пенсионного возраста.   

Пенсионный возраст в Украине не менялся с 1928 года

- Вы не раз говорили о том, что пенсионная реформа делается не потому, что ее хочет МВФ. А почему тогда?

 - Потому что у нас сегодня соотношение пенсионеров и плательщиков взносов в Пенсионный фонд - 98 процентов, то есть 100 работающих обеспечивают пенсию для 98 пенсионеров, а уже в 2014 году один работающий будет поддерживать одного пенсионера - и пенсии придется уменьшать. 

- И это единственная причина?

 - Нет, не единственная. Плюс к этому пенсионный возраст у нас самый низкий в Европе - не менялся с 1928 года, а дефицит Пенсионного фонда огромный, перекрывать его приходится из бюджета. Это с одной стороны. С другой - у нас 60 процентов пенсионеров получают меньше тысячи гривен. И такая же перспектива ожидает всех, кто будет выходить на заслуженный отдых, если мы реформу не проведем. Я не встречал ни одного человека, которого бы устраивало такое положение вещей. И выход у нас один - реформа. Я бы сказал, что наша пенсионная система стоит на краю пропасти, и, не проводя реформу, мы ее сами туда подталкиваем.

По социологии даже получается, что абсолютное большинство украинцев считают, что пенсионную реформу нужно проводить. В этом уже ни у кого нет сомнений.

- Пенсионный возраст будет все-таки повышен. Почему мы не слышали об альтернативе повышению?

- Потому, что ее просто нет. Без увеличения числа работающих мы не сможем наполнить Пенсионный фонд. Сегодня пенсии выплачиваются только потому, что это защищенные статьи расходов, то есть государство может экономить на чем-то другом - инфраструктуре, например, но пенсии платить обязано. А собственно пенсионных денег не хватает уже сейчас.

Поэтому реформа предполагает постепенное повышение пенсионного возраста для женщин - до 60 лет и на два года, до 62 лет, для мужчин-госслужащих. Но, в отличие, скажем, от той же Франции, делаем это мягко. Для мужчин на госслужбе повышение растянется на 4 года, для женщин - на 10 лет. Кроме того, для женщин в течение трех первых лет будет действовать «переходный период», когда на пенсию можно будет выходить в 55 лет с потерей 0,5 процента пенсии за каждый недоработанный месяц. Те же, кто выйдет на пенсию после 55, получат доплату в 2,5 процента за каждые 6 месяцев отсрочки. А дальше те, кто будет работать после пенсии, получат доплату в 6 процентов за каждый год в течение первых пяти лет и 9 процентов - начиная с шестого года. Кроме того, мы упростили механизм начисления пенсии при отсрочке выхода на заслуженный отдых. Не нужно будет носить никаких документов в Пенсионный фонд, все будет пересчитано автоматически.

«Пройдет несколько лет, и все забудут, как все проходило»

- Когда вы ожидаете введения накопительного уровня?

- Не позже 2014 года. К этому времени мы устраним дефицит ПФ. Кроме того, мы пропишем гарантии сохранности денег, которые будут накапливаться в системе, установим четкие правила их использования. Они чрезвычайно ценны для экономики - это «длинный» ресурс, который можно направить на ипотеку, другие социальные программы и инвестировать в развитие страны. Но гарантии защиты, жесткий контроль использования - прежде всего.

- С каким настроением вы ожидаете завершения пенсионной эпопеи?

- С оптимизмом, конечно. В нашей стране делать реформы и не надеяться на лучшее нельзя. Будет правильно, если пенсионную реформу примут до конца этой сессии. Посмотрите - пройдет несколько лет, и все забудут о том, как все проходило, но результат будет, и он будет хороший.

 

КСТАТИ 

Большинство украинцев уверены, что в стране необходимо проводить пенсионную реформу. Об этом свидетельствуют результаты телефонного опроса, проведенного Институтом Горшенина. Так, 77,1% респондентов считают, что Украине нужна пенсионная реформа. Из них более половины (52,3%) выбрали ответ «точно нужна», почти четверть (24,8%) - «скорее нужна».