Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
28 марта
Загрузить еще

Кто следующий на выход?

Кто следующий на выход?

НЕЭФФЕКТИВНЫЕ МИНИСТРЫ

17 мая ушел со своей должности Илья Емец, министр здравоохранения. По словам президента Украины, подписавшего указ об этой отставке, Емец оказался «неэффективным». 

- Ему не удалось наладить работу министерства надлежащим образом - чтобы Министерство здравоохранения начало эффективно работать и, главное, - чтобы начали осуществляться реформы, которые мы наметили и которые крайне необходимы, - объяснил Виктор Янукович. 

Еще до отставки Емца эксперты предполагали, что в Кабмине грядут кадровые перемены. Кроме, собственно, экс-министра здравоохранения называли еще целый ряд чиновников высшего ранга, которым вскоре, возможно, придется «собирать чемоданы».

Говорили об этом и официальные лица, в частности советник президента Анна Герман. 

Сейчас эти прогнозы выглядят особенно актуальными, но еще интереснее вопрос не «кто будет уволен?», а «почему возможны увольнения?»  

- Если посмотреть на работу правительства Николая Азарова, то в 2010 году оно вроде бы взяло крутой старт, - отмечает эксперт Украинского центра независимых экономических исследований Александр Горянчик. - Были снижены темпы инфляции, сокращен бюджетный дефицит, увеличился рост ВВП, предприняты реальные шаги по привлечению иностранных инвестиций… Одним словом, если не пятерку, то твердую четверку можно поставить. А хорошистов ведь не наказывают, как двоечников. Но это если не присматриваться к деталям. Если же детально изучать работу правительства, то видно, что в правительстве переборщили с администрированием, и это могло дать эффект лишь в краткосрочной перспективе - в смысле наведения элементарного порядка. А вот что касается развития и реформирования, то здесь нужна слаженная командная работа и новаторский подход, что не в природе многих министров нынешнего Кабмина.  

НА СКАМЬЕ ЗАПАСНЫХ - ПУСТО

То, что в Украине не проводятся реформы, подтверждают и зарубежные эксперты. Например, экономист Андерс Аслунд из Института международной экономики Петерсона недавно очень жестко оценил процессы преобразования в Украине. 

- Мы не видим реформ в этом году, единственное исключение - закон о доступе к публичной информации. Нет пенсионной реформы, реформ газового сектора, экспорт агропродукции заблокирован, предпринята попытка монополизировать сектор зерновых. Соглашение с МВФ просто мертвое: ни одно из обязательств не выполнено, - заявил Аслунд. 

И это лишь одна публичная оценка западного эксперта. А сколько аналогичных критических высказываний раздается в кулуарах? 

Надо полагать, что в такой ситуации власть задумалась об ускорении реформ. Вот и пошел разговор об отставках. 

Но не все так просто. Увольнять министров легко, гораздо сложнее найти адекватных, эффективных руководителей, которые могли бы прийти на смену. 

- Политиков, кто не связан по рукам и ногам «донецкими» обязательствами и при этом готов переступить через себя и сотрудничать с властью ради проведения реформ, в стране попросту нет, - отмечает эксперт Алексей Бойко. - Молодые и перспективные предпочитают прятаться за оппозиционными юбками и критиковать. Хотя, возможно, если бы в Кабмине, да и во власти в целом, было больше «белых ворон», реформы шли бы быстрее. Однако, несмотря на то что в Партии регионов есть много желающих «порулить», реальных эффективных менеджеров на скамье запасных практически нет. 

Ситуация сложная по самым разным причинам. Во-первых, разумеется, критиковать гораздо проще, чем работать, особенно в нынешних условиях. Во-вторых, остро стоит вопрос самого реформаторского потенциала кадров Партии регионов. Ну и главное, пожалуй, - персональный фактор. Кто возьмет на себя ответственность за реформы?

- Невозможно предугадать, кто может прийти на замену правительству Азарова, потому что реально вряд ли сейчас есть другая команда, которая бы устроила все политические силы, - считает директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала. - Гарантировать, что вновь прибывшие руководители резко «запустят» реформы в своих отраслях, невозможно. Еще меньше уверенности в том, что в случае ухода того же Тигипко кто-то сможет довести до ума реформу системы пенсионного обеспечения или легализацию заработных плат.  Объективно, сегодня она не проходит только потому, что Тигипко - не член провластной коалиции, а лишь ее ситуативный союзник. Если завтра будет указание провести реформу в точно таком же виде из Администрации президента – парламент, скорее всего, не будет сопротивляться. Но вряд ли это случится. 

ФЕНОМЕН ТИГИПКО

Прогнозируя отставки в Кабмине, некоторые эксперты называют имя вице-премьера Сергея Тигипко. Но в отличие от остальных «кандидатов», Тигипко не упрекнешь в саботировании реформ. Скорее, наоборот, - он, пожалуй, единственный в правительстве, у кого в буквальном смысле слова «горят глаза», когда речь идет о реформах, и кто твердо уверен, что он делает правильное и нужное для страны дело. Самый яркий пример - отстаивание необходимости пенсионной реформы, которая все не проходит в Верховной Раде. И ее торможение, кстати, весьма показательный момент. 

- Оставшееся, казалось бы, глубоко в «оранжевом» прошлом противостояние Кабмина и парламента теперь может стать еще одним затором на пути реформ, равно как и закостенелость, и неумение отдельных чиновников современно мыслить, - отмечает Алексей Бойко. - Ведь именно неслаженность исполнительной и законодательной ветвей власти во многом путает карты реформаторам. Там, где нужно быстро и эффективно раздербанить бюджетные деньги - запинок во взаимодействии нет. Но как только речь заходит о болезненных изменениях, законодатели тут же прячутся в кусты. Более того, они готовы повесить на одного человека весь негатив, лишь бы умыть руки и не портить свои личные отношения с электоратом.

- «Повесить» на кого-то одного или на все правительство непопулярные реформы, которые тем не менее необходимы стране, - это совковый подход. Например, приостановка пенсионной реформы - это не только проблема Тигипко. Тигипко - это же не комиссар с маузером, который должен всех заставить силой дольше работать до пенсии. Нужна слаженная работа всех органов власти в этом направлении. А чиновникам присуща инерционность, и ее нужно преодолевать, - отмечает директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский.

Самые разные эксперты отмечают один любопытный момент. Любая громкая отставка в Кабмине - будь то министр, вице-премьер или даже сам глава Кабмина - способствует увеличению президентского рейтинга. Этот момент подтвержден историей последних 20 лет независимости. Тогда вопрос в мотивах отставок. Если цель - реформы, то отставки сами по себе пользы не принесут. Ведь проблема не только в политической воле проводить изменения в слаженности властной команды, но и собственно в качественных реформаторских кадрах. И, похоже, во власти остро нуждаются в апологетах реформ. В частности, спикер ВР Владимир Литвин дал очень низкие шансы - всего до 100 голосов - проекту постановления об отставке Сергея Тигипко, зарегистрированному  НУ-НС.  

- Отставку Тигипко готовы поддержать коммунисты, часть НУ-НС и часть БЮТ. Поэтому, думаю, этот проект постановления позитивно сработает собственно для Тигипко, - заявил Литвин, отметив, что украинцы воспринимают Тигипко как реформатора.

Фото Максима ЛЮКОВА, Людмилы МАРЧУК, УНИАН. 

САМЫЕ ВЕРОЯТНЫЕ КАНДИДАТЫ НА УВОЛЬНЕНИЕ СРЕДИ МИНИСТРОВ*

 
 
 
 
 

Кто

Вице-премьер Виктор Тихонов

Министр финансов Федор Ярошенко

Министр обороны Михаил Ежель

Министр АПК Николай Присяжнюк

За что

Коммунальное хозяйство в регионах не соответствует по качеству постоянно растущим тарифамНеэффективность реформ Спорная военная доктринаЖесткое администрирование и концентрация сельскохозяйственных активов вокруг себя

*По данным экспертов, опрошенных сайтом «Подробности».