Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

У Кучмы закончились адвокаты

У Кучмы закончились адвокаты
Фото: Экс-президент остался без помощи юристов? Фото УНИАН.

Звезда потускнела

Известие о приезде в Киев Алана Дершовица, профессора Гарвардской юридической школы, защищавшего целый «батальон» американских знаменитостей, буквально «взорвало» информационное пространство. «Адвокат у Кучмы - что надо, с таким отвечать и по делу Гонгадзе не страшно», - отзывались о нем депутаты в беседе с «КП».

Однако на поверку оказалось, что блеск американской юридической звезды в украинских реалиях тускнеет. Во-первых, Алан Дершовиц - специалист в прецедентном праве, а в нашей стране действует континентальное. То есть у нас основа правосудия - закон, а за океаном - предыдущая судебная практика. Во-вторых, в США исключительную роль играет суд присяжных, а в Украине его нет.

- Да и согласно уголовно-процессуальному законодательству защитником в судебном процессе может быть только лицо, которое имеет украинское адвокатское свидетельство. По закону об адвокатуре его может получить только гражданин Украины, который закончил аккредитованный украинский вуз и сдал соответствующие экзамены на право заниматься практикой, - пояснил «КП» Сергей Осыка, до осени 2010 года бывший адвокатом у Алексея Пукача. - У Дершовица же такого «набора» нет. Он не знает украинского языка, украинских законов, процессуального законодательства. В конце концов не знаком с уголовным процессом.

Эксперты-юристы признают: в Украине американский юрист может - лишь гипотетически - трудиться «бытовым» советником Кучмы. В США у Дершовица есть право работать лишь на территории одного штата: если он попробует заявить клиенту, что хочет вести практику в штате, на который лицензия не распространяется - на него тотчас наденут наручники. По американским законам, это - обман клиента.

- Право работать юристом в США подтверждается лицензией: например, если адвокат получил лицензию в штате Нью-Йорк, то уже через несколько миль, в штате Нью-Джорджия, практиковать он не имеет права, - рассказал Осыка. - Думаю, об украинских реалиях профессии лучше знает первокурсник юридической академии - и, со всем уважением к Леониду Даниловичу, я бы предложил ему остановить свой выбор именно на выпускнике украинского вуза, чем тратиться впустую.

Фомина отстранили из-за журнала Пукача

Между тем Кучма лишился еще одного адвоката - Игоря Фомина, известного тем, что он представлял интересы экс-министра экономики Богдана Данилишина, бывшего главы МВД Юрия Луценко и экс-замминистра юстиции Евгения Корнейчука. На днях «защитник оппозиции» выступил с заявлением, что следователь отстранил его от дела.

- Но я не имел ничего общего с делом Гонгадзе ранее. Не понимаю такой мотивации следователя, - рассказал Игорь Фомин «Комсомолке». - Я буду опротестовывать это решение прокуратуры.

Как стало известно «КП», на самом деле Фомин ни единого дня не проработал защитником Леонида Кучмы. Следователь по делу экс-президента Владислав Грищенко нашел основания вообще не допускать его до работы: по причине того, что ранее Фомин оказывал помощь Пукачу в уголовном деле 2003 года, связанном с уничтожением журнала с записями о наружном наблюдении за Георгием Гонгадзе.

- Тогда в ГПУ рассматривали уголовное дело по факту гибели журналиста. И было выявлено, что за Гонгадзе следили оперативные работники, находившиеся в подчинении непосредственно у Пукача, - подтвердил Сергей Осыка. - Несколько раз Пукача вызывали, задавали ему вопросы о том, знал ли он журналиста, велось ли за тем наблюдение.

Что любопытно, сегодня у Кучмы вообще не остается «активных» адвокатов, о которых было бы известно общественности. Вероятно, «рутинную» работу может исполнять юридическая служба Фонда экс-президента «Украина», но защитой все же должен заниматься конкретный специалист по уголовному праву.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Пукачу «скостят» 4 года

По мнению Сергея Осыки, бывшего защитника генерала Пукача, обвиняемый занял самую выгодную позицию - сотрудничества со следствием. В этом случае адвокат ему вообще не нужен, в отличие от Кучмы.

- При наличии пассивного адвоката или вообще без него он получит приговор 9-11 лет заключения при максимальных 15 годах, - считает Осыка. - Ген­прокуратура договорилась с Пукачем, об этом свидетельствуют все его действия. Фактически сейчас защиты у него нет, он занимает позицию ГПУ, работает в тесном контакте со следователем. Сегодня главный защитник у Пукача - это фраза, которую изложит следователь ГПУ в обвинительном заключении. Там напишут: «прокуратура просит смягчить статью». Эта формулировка «скостит» Пукачу минимум 4 года. Для него это - идеальный вариант.

Адвокат Сергей Осыка.