Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Политик Алексей МИТРОФАНОВ: «Юля Черномырдину нравилась. Он за ней ухаживал»

Политик Алексей МИТРОФАНОВ: «Юля Черномырдину нравилась. Он за ней ухаживал»

Виктор Степанович Черномырдин - яркая фигура в российской политике. Он в паре с Рэмом Вяхиревым создал и возглавил самое влиятельное коммерческое предприятие - «Газпром». Сделал головокружительную карьеру, пройдя путь от обычного слесаря до второго человека в государстве. Кто-то его ругает, связывая с его именем ваучеризацию, рыночный капитализм, появление финансовых пирамид. Кто-то уверен, что Черномырдин в тех сложнейших экономических условиях, напротив, сумел поставить заслон полному финансовому краху и банкротству страны. Все отмечают, что он выкладывался в работе по максимуму - делал все, на что был способен. А уж его неожиданные изречения, мгновенно становящиеся крылатыми («Хотели как лучше, получилось как всегда»), давно ушли в народ, придав образу серьезного политика неподражаемую изюминку.

Черномырдин похоронен на Новодевичьем кладбище с большими почестями. Его именем на его родине в Оренбургской области будет названа улица. Мы поговорили с теми, кто работал с ним бок о бок и чье мнение о Черномырдине, хоть и субъективно, но возникло при личном общении. Вот что рассказал нам политик Алексей Митрофанов.  

«Он слишком понадеялся на Кремль»

- Очень тяжелые моменты пришлись на годы его премьерства. Один путч 1993 года чего стоил. У него были потрясающая интуиция и отличные знания в области экономики, политики, - рассказал «КП» Алексей Митрофанов. - Черномырдин вытаскивал страну в момент, когда Россия была в переходном периоде. Об этом все говорят, но никто не объясняет суть этого периода. А суть в том, что в этот момент в 90-е годы умирал военно-промышленный комплекс, который составлял 70 процентов советской экономики, когда вся страна работала на ВПК - строили ракеты, самолеты, артиллерию, танки. И вот в тот момент остановились огромные заводы ВПК, кадры уходили, люди оставались без работы. Представляете, как было социально опасно? Надо было «держать страну». И именно в этот тяжелейший момент на премьерский пост пришел Черномырдин. У него уже был огромный опыт создания и работы в «Газпроме», который громадные деньги перемалывал, решал государственные задачи, платил пенсии, оказывал поддержку регионам, дыры в бюджете затыкал, многие вопросы решал социальные и экономические. Не зря Черномырдин пришел в тот момент, понимаете? Другой бы не справился. Вот в чем его историческая роль.

Вы знаете из истории, что Ельцин отправил его в отставку за пару дней до его 60-летия, и он сильно переживал.

После этого всего за несколько месяцев произошел дефолт, упала экономика. Конечно, он бы не допустил дефолта. И не дал бы проводить такие меры, которые выбрали молодые реформаторы. Он вообще резких мер не допускал. И Ельцин понял это и попросил его вернуться. В тот момент Черномырдин знал, что Кремль его поддерживает, чувствовал, что премьерство идет в руки. Но в России за все надо бороться. Он не ожидал, что его кандидатура, поддержанная Кремлем, не пройдет голосование в Думе, что его предаст фракция коммунистов.

Вот в этот важный момент, когда Черномырдин был в шаге от премьерства, его подвела интуиция. Он поверил в свой выигрыш. А надо было подстраховаться и, не доверяя фракции коммунистов, поработать с многочисленными депутатами-одномандатниками, чьи голоса могли перевесить в его пользу. Мало кто знает подоплеку тех политических событий. Расскажу вам. Ведь это Лужков тогда боролся за должность премьера и смутил коммунистов, уговорил их проголосовать против Черномырдина. А в итоге Лужков сам себя перехитрил. Потому что он отобрал премьерство у Черномырдина, но и сам не стал премьером, а стал им третий - Примаков, который не очень-то и рвался к этой должности на самом деле. 

Как всегда в России и бывает: двое дерутся, а третий, тихий, проходит. И вот это был переломный момент политической истории. 

«ЯНУКОВИЧ ОТ НЕГО ДАЛЬШЕ»

- Примечательный, интересный и неизвестный эпизод его биографии - это Юлия Тимошенко. Юля - очень загадочный человек в его жизни. Это было в его уже следующем этапе: 2000 год, Украина. Он с ней был в очень хороших отношениях. Он учил Юлю уму-разуму еще в Газпроме. Всегда ставил на нее. 

- Он расстраивался, что она не стала президентом Украины?

- Да. Янукович от него дальше. Но это уже была ситуация, когда он сильно болел (у него обнаружили рак) и ему было ни до чего. А вот в 2000-е годы ему Юля нравилась. Причем не только как выдающийся политик, но и как женщина. Политически она была в другой коалиции, а по-человечески она была ему близка. Так часто бывает - когда партия против вашей партии, но человек в другой партии вам лично нравится и у вас хорошие взаимоотношения, даже более чем.

- Уточните - что значит «более чем»? 

- Может быть, симпатия была на ранней стадии. В конце 90-х годов… 

90-е годы, когда Юля бегала по «Газпрому». Она знаете как ходила по «Газпрому»? За ней везде следовал ее охранник и носил коробки с платьями на вешалках. Она от одного начальника к другому ходила, переодеваясь. 

- Зачем?!

- Ну, знаете, чтобы не быть лохушкой - в одном платье ко всем начальникам! (Смеется.) Приходила в одном, попроще, а уж к высшему руководству, к Черномырдину, шла - надевала все, что можно! Юля была непроста. Черномырдин замечал красивых женщин, начинал «пылить» и улыбаться. И Юля ему нравилась, сто процентов. Он за ней ухаживал.  

Виктор Черномырдин, Алла Пугачева и Юлия Тимошенко на концерте в Киеве 22 апреля 2009 года. 

 

 

«Газпром не отдал немцам»

- А какое наследство оставил Черномырдин родным? Где-то читала, что он был обладателем больше трех миллиардов долларов, кучи недвижимости, в том числе в Сочи, на Красной Поляне. 

- Он, конечно, был не беден, но вот в чем дело. Он бы в те лихие 90-е годы мог бы ЛЕГКО разрубить «Газпром» на куски и лучшие жирные куски забрать себе и вместе с немцами приватизировал бы его - и кто бы ему чего сделал?! Газ-то идет в Германию. А он оставил свое детище государству. Потому что он государственник. И это очень ценил Путин. Между Путиным и Черномырдиным, кстати, были хорошие личные отношения… Во многом именно потому, что Черномырдин отдал свою империю государству и сказал: «Я сделал для страны все, что мог. Не подведите - сделайте лучше». 

- А он в интригах участвовал?

- Ну а как же! Вся политика состоит из интриг. Виктор Степанович был мастером интриг… Приведу пример.

Я боролся за привлечение иностранных инвесторов к газовому крупному месторождению. Все зависело только от решения Черномырдина. Если бы он дал добро, иностранцы бы инвестировали в месторождение громадные деньги. Но он… так изысканно, мягко «сливал» иностранцев. Культурно принимал их, заговаривал зубы, что-то объяснял, даже пел и развлекал… Он не говорил сразу: ничего не получится! А так мягко уходил от ответа. Не отказывал, но и не пускал. Это и есть интрига. И такие интриги у него каждый день были. Он много обещал. Что-то делал, что-то нет. Многим подписывал кучу бумаг, которые не решались совершенно. Поступал правильно, так жизнь политическая устроена. Да и как политик такого класса может быть не вовлечен в интриги?!

- В жизни каким он был?

- Общительным, веселым, компанейским. Он собирал оружие. Ему часто дарили ружья. Он был охотником. Мог выпить на отдыхе. Прекрасно играл на гармошке, балалайке. Любил петь. Любил украинскую кухню. Вареники со шкварками.

- Когда вы с ним последний раз общались?

- Этим летом мы виделись, когда он приехал с отдыха с Украины. Уже ощущалось, что он неважно себя чувствует. У него не было настроения. Обычно веселый, тут он показался непривычно мрачным. 

- Одна из его последних фраз, которая вам запомнилась?

- Запомнилась фраза про меня. Поэтому и запомнил. Он сказал про меня: «Ну, Митрофанов, он ну такой… понимаете, он такой немножко...» И скороговоркой добавил: «Но такие тоже нужны, нужны обязательно!» Это было в фирменном черномырдинском стиле. 

Фото Рейтер.