Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Сергей Кивалов: Никто не может упрекнуть нас, что мы игнорируем замечания европейских юристов

Сергей Кивалов: Никто не может упрекнуть нас, что мы игнорируем замечания европейских юристов
Фото: В Италии Кивалов убеждал коллег в правильности решения Украины вернуться к президенстко-парламентской форме правления.

Напомним, решение об их визите было принято на последней сессии Венецианской комиссии. Как известно, во время заседания был заслушан доклад и о ситуации в Украине после возвращении к Конституции 1996 года. Члены венецианской комиссии также рассмотрели ряд законопроектов, касающихся свободы собраний и реформирования судебной системы в Украине.

О том, как проходило рассмотрение украинских вопросов и что может последовать  вслед за выводами европейских специалистов, в интервью журналистам рассказал заместитель члена Венецианской комиссии от Украины, председатель комитета Верховной Рады по вопросам правосудия Сергей Кивалов. 

ОТВЕДЕННОГО ВРЕМЕНИ ОКАЗАЛОСЬ МАЛО

-  На днях секретарь Венецианской комиссии Томас Маркерт очень удивился  трактовкой его высказываний в некоторых украинских СМИ о том, что Конституционный Суд Украины превысил свои полномочия, отменив политическую реформу 2004 года. Маркет утверждает, что ничего подобного не говорил. Все же, о чем шла речь во время заседания? 

- Юристы советуют: не верь словам, смотри документы. А документы  говорят следующее. 18 октября на официальном сайте Венецианской комиссии уже были выложены принятые комиссией рекомендации по «украинскому вопросу». И любой гражданин, а тем более журналист, может лично прочитать этот документ. Манипулировать информацией можно тогда, когда остро ощущается ее недостаток. В данном случае вся информация есть в открытых источниках.

- Но почему «украинский вопрос» появился в повестке дня сессии  внепланово?

- Венецианская комиссия начала его рассмотрение  15 октября. Он состоял из четырех пунктов. И если первые три были в плане давно, то последний - об отмене политреформы 2004 - возник за несколько дней до заседания, что вполне объяснимо. Ведь КС Украины принял свое решение лишь 30 сентября.  

- Информации о том, как происходило обсуждение,  не много. Может, в этом кроется одна из проблем различного толкования выводов комиссии? 

- Заседание Венецианской комиссии всегда проходит в закрытом режиме. Прессу допускают лишь на протокольную часть, в самом начале мероприятия. Это касается рассмотрения всех вопросов во время сессии. Тем не менее итоги работы Комиссии всегда широко обнародуются. 

Как происходило обсуждение «украинского вопроса»? Планировалось, что вся процедура займет полтора часа. Однако темы, поднятые авторитетной европейской комиссией, оказались настолько важными и актуальными, что многие пожелали выступить, и отведенного времени оказалось недостаточно. Поэтому наши вопросы рассматривали и во второй половине дня.  

ЕВРОПЕЙЦЫ ПРИЗНАЛИ РЕШЕНИЕ КС ОКОНЧАТЕЛЬНЫМ

- Как оценили докладчики решение Конституционного суда Украины признать политреформу не соответствующей Основному закону? 

- Рассмотрение вопроса о конституционной ситуации в Украине в связи с известным решением КС, который в наших СМИ называют «отменой политреформы», инициировал мониторинговый комитет ПАСЕ. Докладчик Томас Маркерт сразу сделал акцент на том, что решение Конституционного Суда Украины от 30 сентября является окончательным, соответствует закону и комиссия не будет подвергать его сомнению. Он также отметил, что «проблемы юридической определенности, легитимности государственных институтов в связи с решением КС требуют детального изучения». Таким изучением и займется рабочая группа экспертов, специально созданная комиссией. 

- Известно, что рабочая группа приедет в Украину через месяц. Кто войдет в нее?

- Ангелика Нусберг (Германия), Карло Туори (Финляндия), Эрбун Оз Буддун (Турция), Евгений Танчев (Болгария). Рабочая группа должна прибыть в Украину в ноябре, чтобы на месте изучить ситуацию и затем подготовить проект заключения для Венецианской комиссии. Предполагается, что на следующей, 

85-й сессии, данный проект вынесут на обсуждение. 

Что же касается нашей позиции по этому вопросу, то она основана на неоспоримых фактах. Ведь нарушения конституционной        процедуры при принятии закона №2222 «О внесении изменений в Конституцию Украины»  8 декабря 2004 года были очевидны. 

Последствия отмены политреформы Конституционным судом будет изучать европейские эксперты.

ПЯТЬ ЛЕТ НАЗАД О ПОСЛЕДСТВИЯХ ПОЛИТРЕФОРМЫ ПРЕДУПРЕЖДАЛИ

- Тем не менее некоторые эксперты утверждают: отмена конституционной реформы спустя несколько лет после ее принятия вызывает недоумение… При этом многие обращают внимание, что такое решение принимал не парламент, который утверждал реформу, а Конституционный Суд.

- Я тоже считаю, что решение КС в сентябре этого года было абсолютно правильным. Аргументы тут известны. Во-первых, парламент перед утверждением политреформы был обязан заранее получить заключение Конституционного суда. И лишь потом, подчеркиваю, на двух различных сессиях проголосовать за этот законопроект, не внося в него никаких изменений. Таковы жесткие требования конституционной процедуры. 

Что же произошло на практике? Верховная Рада, получив на руки заключение КС, принялась вносить в законопроект изменения и не направила их в дальнейшем в суд, а сразу поставила на голосование. Причем 8 декабря 2004 года  парламент одним голосованием одобрил сразу три закона, абсолютно разных как по содержанию, так и по процедуре принятия!

То есть депутаты дважды грубо нарушили конституционную процедуру. И это в свое время признали и в ПАСЕ. Ведь еще в 2005 году в резолюции организации «О выполнении обязанностей и обязательств Украиной» указывалось: «Парламентская Ассамблея  обеспокоена тем, что новые конституционные изменения были утверждены без предварительного рассмотрения Конституционным судом, как того требует «Основной закон».

Наконец, сама Венецианская Комиссия в своем заключении № 339 (от 13 июня 2005 года) постановила, что «внесение изменений в Конституцию было осуществлено с нарушениями принципов демократического государства и верховенства права».

Кстати, во время недавнего заседания комиссии в зале присутствовали и европейские эксперты, пять лет назад поддержавшие то самое заключение своих коллег. То есть юридическая составляющая вопроса исследована исчерпывающе и вполне ясна. 

- И все же, какое значение для Украины имеют выводы Венецианской комиссии относительно отмены политреформы?  И возможна ли такая ситуация, что решение КС от 30 сентября этого года будет признано недействительным? 

- Напомню, что все рекомендации и выводы Венецианской комиссии носят рекомендательный характер. И хотя они не являются обязательными для исполнения, Украина признает авторитет этого международного органа и сотрудничает с Венецианской комиссией. Мы неоднократно выходили с инициативой проинспектировать тот или иной закон, поскольку сами заинтересованы в том, чтобы наше законодательство соответствовало европейским стандартам. И никто не сможет упрекнуть нас в том, что мы игнорируем замечания юристов из европейских стран. 

НАША СПРАВКА

Венецианская  комиссия (официальное название «Европейская комиссия за демократию через право») была создана Советом Европы 20 лет назад как экспертная организация, анализирующая законодательство с точки зрения его конституционности. Эта структура также следит за соблюдением прав человека в 47 странах, входящих в Совет Европы, и еще в 20-ти государствах, сотрудничающих с комиссией. Документы для рассмотрения Венецианской комиссией могут быть предоставлены как самим заинтересованным государством, так и Парламентской Ассамблеей Совета Европы.

Фото Укринформ.