Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Кто на самом деле устроил побоище на рок-фестивале «Торнадо»?

Кто на самом деле устроил побоище на рок-фестивале «Торнадо»?
Фото: На рок-фестивальном побоище били так, как будто убивали.

 Можно сказать, что фотография этого окровавленного парня в тельняшке изменила судьбу целого города.   

Челябинский студент Егор Ершов лежал с простреленной ногой и разбитой головой на лавке в фестивальном медпункте, а журналист сайта «Челновости» Игорь Макаров его фотографировал. Так что о бойне на рок-фестивале «Торнадо» мир узнал именно через них.
 
Егор лежал, не понимая, что это было - видение или явь: выстрел, который он поначалу принял за хлопушку, тень полуголого мужика с пистолетом, звуки оборвавшейся на сцене музыки и финальный пинок в спину - зачем, ведь он и так уже едва дышал?!
 
Игорь в это время щелкал затвором фотоаппарата, а потом, задыхаясь, бежал 4 километра по лесу, прижимая к груди камеру: прибывшая на фестиваль милиция забирала у всех флэш-карты, чего допустить было невозможно. И вот теперь он купается в читательской любви и чиновничьей ненависти, потому что лучше, чем журналист, о том побоище никто не расскажет. Игорь и рассказывает: что у охранников, привыкших сторожить дома и склады, от увиденного вдруг случился массовый столбняк, у медсестры из медикаментов были только йод и зеленка, а у крепких коротко подстриженных парней - биты, осиновые палки с гвоздями, арматура и травматическое оружие.   
 
«Били, как будто убивали», - до сих пор удивляется он, пока мы с ним пытаемся строить версии, разглядывая место происшествия через забор. Вот здесь, на площадке перед Северными воротами, из машин совершенно открыто выгружались палки. В той стороне завизжали девчонки, увидев, как толпа вооруженных мужиков организованно заходит на территорию, сюда побежала испуганная публика, а здесь остался лежать Егор вместе с другими пострадавшими, которых во всеобщей панике поначалу приняли за трупы.
 
Челябинский студент Егор Ершов ни на фестивале, ни сейчас так и не понял, за что был избит.

 

 

С Егора Ершова на днях сняли швы, в больнице остался лежать лишь один человек с тяжелой травмой головы. Все постепенно заживет и у остальных 17 пострадавших. Все, кроме вопросов: кто и зачем натравил на город Миасс эту бандитскую армию?
 
ДО ФОНТАНА И НАЗАД
 
Никому сейчас не верит Миасс, а особенно московским телевизионщикам, записавшим город в криминальные столицы.   
 
А это неправда: ни по количеству преступлений на душу населения, ни по составу, ни даже по обрывкам исторической памяти на это почетное звание Миасс не тянет. Памятуя о том, как однажды Владивосток выбрал мэром города уголовника (так проявил себя бунтарский дух в потомках каторжников и ссыльных. -  Г. С.), я тоже было принялась копаться в истории. Все зря: Емельян Пугачев здесь бывал, конечно, но ушел себе восвояси, а золотодобытчики (те еще авантюристы!) были исключительно казенными, поскольку прииски принадлежали государству. Заселялся и строился Миасс тремя волнами: сначала, до революции, приехали высококвалифицированные петербургские рабочие, потом, во время войны, в полном составе эвакуировался автомобильный завод имени Сталина (тот, что теперь выпускает «Уралы»), и наконец в шестидесятые в засекреченном городском микрорайоне автономно поселились представители оборонки. Сплошь техническая интеллигенция, что видно даже по лицам, на которых нет печати ни суеты, ни озлобленности. Откуда же тогда взялись эти голые торсы с татуировками, которые вся страна третью неделю с интересом разглядывает на фотографиях?
 
Егор Ершов.

 

 

Летом процент преступлений здесь естественным образом повышается за счет украденных кошельков и мобильников, потому как Миасс - город курортный: вы еще не знаете, какой красоты березовые рощи окружают прозрачное озеро Тургояк...
 
В общем, нет тут ничего депрессивного: дороги гладенькие, как ленточки, цветочные клумбы - точно такие же, как в Москве. С развлечениями, конечно, напряженно - два миасских кинотеатра волшебным образом превратились в банк и торговый центр. «Что же делает вечером молодежь?» - удивилась я. «Гуляет по проспекту, - объяснили, - до фонтана и назад»... Мило, провинциально, размеренно: одни шьют себе костюмы пушкинских времен и идут на царскосельский бал  в Дом культуры, другие - в ночной клуб «Звездный город», где до недавнего времени трудился управляющим армянин Роберт Назарян, назначенный во всей этой мутной истории с избиением рокеров главным стрелочником. Небуйные футбольные болельщики, исключительно санкционированные пикеты у мэрии - даже на митинг «Экстремизм не пройдет!», посвященный фестивальному побоищу,  пришли всего человек тридцать. Домашние, улыбчивые люди, которые в последнее воскресенье августа вдруг ни с того ни с сего вдруг начали друг дружку молотить палками. Русские - русских. Свои - своих.
 
АРМЯНСКИЙ ШАШЛЫК
 
Основную версию случившегося челябинские власти уже озвучили: организатором драки признан владелец шашлычной, армянин по национальности, который «хотел отомстить за то, что с ним неуважительно поговорили». То есть обиделся горячий кавказский парень, проплатил братву - те приехали и накостыляли всем, кому нужно. Версия элегантная, конечно, и - главное - всем понятная и приятная, но швы в ней расходятся.
 
«Злой шашлычник» Роберт Назарян (за решеткой на скамье подсудимых) считается в этом деле главным подозреваемым.

 

 

Во-первых, из этой истории практически сразу же придется исключить национальную карту.
 
Хотите верьте, хотите нет, но в этом регионе нет национальных проблем. Вообще. Ладно бы, если бы мне об этом рассказывали русские, испокон веков живущие рядом с башкирами, татарами и казахами. То, что никто и никогда не слышал оскорблений на национальной почве, подтверждали казахи, таджики, узбеки и те же армяне. И этот опыт нам всем еще предстоит осмыслить.
 
Во-вторых, в цепочке «обиделся - заказал - наказал» явно не хватает одного, но самого важного звена: а на какие деньги шашлычник это сделал? Из Армении Роберт Назарян уехал еще в начале 90-х и встал на ноги, заняв место управляющего ночным клубом «Звездный город» только в марте 2010 года. До сих пор с женой и дочкой снимает двухкомнатную квартиру за 7 тысяч рэ в месяц плюс «коммуналка» и ходит пешком, потому что разбитую «десятку», попавшую в аварию, недавно пришлось продать. А до того как стать шашлычником, он и вовсе трудился кровельщиком.
 
- Ну какой он «заказчик побоища»? - возмущается жена Роберта Асмик. - Даже деньги на мясо взял в долг, 22 тысячи рублей. По телефону говорил, что никто из рокеров его шашлыки не покупает -   все больше пирожки едят и лапшу, экономят. В первый день ему удалось продать только пять порций. А общая выручка за все три дня - всего 40 тысяч! Жаловался: все время мешают рокеры - то мангал перевернут, то стулья. Потом говорит в воскресенье вечером: «Тут какой-то кипиш поднялся, мне тоже попало, собираюсь домой». И позвонил уже из милиции...    
 
Последняя установила, что со своего сотового телефона (это важно и это было озвучено на суде!) Роберт Назарян, кроме жены, сделал только один звонок - помощнику, которого попросил привезти уголь. Это второй момент, который не вписывается в картинку: если он воззвал о помощи - то как? Через голубиную почту, что ли?
 
Третий вопрос относится к области национальной психологии. Вот что рассказывает младший брат Роберта Назаряна Роланд (слесарь-сборщик, кстати, если кто до сих пор не верит, что бывают армяне-рабочие):
 
- Как у нас принято? Если какие-то проблемы, я зову на помощь родственников. Если бы все было так серьезно, то в первую очередь он позвонил бы мне! Я каждый день с ним на связи. А он не позвонил...
 
Мог ли рок-музыкант Гарри Ананасов (на фото) отправить к конкуренту бандитскую армию? Не смешите...

 

 

- А если бы он был «авторитетом», то не позволил бы себе пойти жарить мясо и за кем-то тарелку убирать. Вы на него посмотрите - видно же, что сам он спортом не занимался! - горячо поддерживает разговор двоюродный брат Роберта Эдуард Маркосян. - И не могло у него быть столько знакомых спортсменов, тем более русских. Ну, допустим, собрали бы мы армян - каждый из нас привел по два друга, в общей сложности человек пятнадцать. А тут - целых сто человек, и среди них только два армянина! Это невозможно, чтобы у нас в городе был с кем-то конфликт и остальные армяне об этом не узнали бы. Ему невыгодно было все это устраивать - он на этой земле корни пустил, отца похоронил, собирался жить дальше.  
 
Логика в этих рассуждениях, конечно, есть: ну не соответствует психотип не очень образованного и не очень богатого армянина той роли, которую ему приписывают! Впрочем, в линии защиты - рассказе официантки шашлычной Светланы Кузнецовой - тоже есть прорехи: «В воскресенье вечером к нам наконец-то пошел народ. Роберт говорит: я пройдусь посмотрю концерт. Группа «Тараканы» как раз начала выступать. Прошло минут 15, я бегаю с тарелками, поворачиваю голову, а на нас летит толпа рокеров: черные, разрисованные, страшные... Потом возвращается Роберт - за ухом рана, весь в крови». Чтобы Назарян, уши которого и так должны были болеть от трехсуточного почти беспрерывного рок-ора, оторвался от своих шашлыков ради «Тараканов», которых отовсюду было слышно и так? Нереально. А куда он тогда пошел? Встречать «гостей»? Чтобы потом, оказавшись в эпицентре бойни и получив палкой, застыть на множестве фотоснимков, держась за окровавленную голову? Снять футболку, чтобы не отличаться от бандитов, затем надеть ее опять и вернуться к мангалам? Туда, где его (если бы он на самом деле был организатором всего этого действа) разорвали бы на части?
 
Опять не сходится.
 
И еще мучает вот какой вопрос: почему участники этой акции решили облегчить работу следователей и, зная о том, что их могут заснять на немыслимое количество фотокамер, даже не потрудились прикрыть свои лица?
 
ПРО ДРАКОНОВ И ЛЮДЕЙ
 
Если предположить, что эта история была нам спущена свыше не просто так, то нужно извлечь из нее уроки. Их два: первый посылает привет из бандитских 90-х и учит не обольщаться мнимой стабильностью, если в 2010-м по свистку какого-то шашлычника можно собрать и в считанные часы вооружить боеспособную команду. Второй замеряет уровень доверия общества к власти. И этот уровень оказывается нулевым.
 
- Вот вам и тема, - горько усмехнулся на это начальник миасского отдела внутренних дел Валерий Жуковец. - Дети не верят своим отцам.
 
И продолжил:
 
- Да если бы мы знали, что такое готовится, и не предотвратили - я бы заявление об уходе написал первым!
 
Сказал грустно, потому что получается, ситуацию миасские милиционеры проморгали. Да не только они - мы все. Расслабились, решив, что «лихие девяностые» остались только в кино. Поверили в то, что срубили у дракона голову, а на обрубке шеи тем временем выросла новая и улыбнулась нам знакомым оскалом.  
 
Сначала Интернет несколько дней искал трупы, рассказывая о якобы увиденных на фестивальном поле черных пластиковых мешках. Не нашел, но это было ясно и так - если бы на самом деле кто-то погиб, концерт бы явно не продолжился.  
 
Потом все дружно искали «погибшую 14-летнюю девочку», которую будто бы уносили с поля на носилках. Девочка действительно была, вполне живая - просто испугалась, упала в обморок. «Мы оживили ее с помощью нашатыря», - с улыбкой объяснили организаторы.  
 
 
Затем блоггеры озадачились количеством пострадавших, посчитав, что власть скрывает от народа истинные цифры. Такая бойня, такое мощное видео, а за помощью к медикам обратились всего 19 человек? Если предположить, что нападавших было около сотни (пока точно установлены 64) и каждый нанес по нескольку ударов, то пострадать должны были человек двести - триста.
 
Вывод? Либо в избиении участвовали не все, либо перед «бойцами» никто и не ставил такой задачи. Следствие с этим согласилось: активно «работали» человек двадцать, те, кто шел первым. Остальные создавали массовку.
 
Это больше походит не на месть, а на акцию устрашения. Но кому и зачем она понадобилась?  
 
ТАРАКАНЬИ БЕГА
 
Версию о том, что не поделили доход арендаторы пирожковых и шашлычных, можно отмести сразу - не те деньги. Самые дорогие билеты на фестиваль стоили 2 тысячи рублей, в мае их можно было купить по 500. Умножаем на количество участников и делим на число музыкантов, которым нужно было заплатить гонорар. Делить, собственно, нечего...
 
Может,  конкурентная борьба? Дело в том, что раньше на челябинской земле был один рок-фестиваль - «Уральский рубеж», и проходил он на этом же самом месте - в детском лагере имени Зои Космодемьянской. Три года подряд его устраивали два человека - челябинский рок-музыкант Гарри Ананасов и магнитогорский предприниматель Валихан Тургунбаев. В прошлом году, как это нередко бывает, интересы их разошлись: Гарри оставил себе бренд, Валихан - площадку. Публика только выиграла: в результате с разницей всего в неделю здесь проходит теперь не один фестиваль, а  два. Теоретически можно было, конечно, заподозрить Ананасова в желании дискредитировать фестиваль соперника.
 
Если на этот счет и были сомнения, то они пропали сразу после звонка в дверь его однокомнатной квартиры в кирпичной пятиэтажке, у подъезда которой стоит купленный  в кредит «жигуль»...
 
Ананасов - это, конечно, псевдоним, на самом деле Виктор Андрианов - выпускник факультета журналистики и музыкант. Он очень обаятелен и талантлив и отдаленно похож на композитора Игоря Корнелюка или на заматеревшего Гарри Поттера. Мог ли этот Гарри сформировать и отправить в гости к конкуренту бандитов с битами? Не смешите...
 

В список «причастных» интернет-конспирологи включили его по причине того, что бандиты заходили на поле под музыку рок-группы «Тараканы», с которыми у Гарри затяжной конфликт - в прошлом году те сорвали концерт, затребовав перед выходом на сцену гонорар, на который устроители не рассчитывали. В принципе с таким же успехом в этот список можно было бы внести  и самих «Тараканов» - кто  их знал до тех пор, как гопники не помогли им с «пиаром»?
 
Главный спонсор оскандалившегося «Торнадо» Валихан Тургунбаев тоже не прост: он намеревается стать депутатом Челябинского законодательного собрания, выборы в которое состоятся 10 октября. Чем не пиар-ход: (цитирую наиболее популярную фразу с интернет-форумов) прислать ему в подарок «нанятых властями гопников, неплохо организованных для проведения спецспектакля», продемонстрировав тем самым, что кандидат не в состоянии справиться даже с фестивалем, а не то что с волей народа...
 
Но, кроме него, в Миасском округе выбираются еще человек двадцать: золотопромышленник, завскладом, профсоюзный деятель, директор школы и сын экс-мэра Миасса, несколько лет назад севшего в тюрьму за взятки. Кого из них следует подозревать? Судя по всему, представителей той партии, чья реклама пестрела на баннерах соседнего рок-фестиваля. Кто представляет «Единую Россию» на предстоящих выборах? Генеральный директор  Миасского машиностроительного завода. Честно говоря, с вопросом, не заказывал ли он случайно акцию, чтобы «уделать» самовыдвиженца Тургунбаева, к нему было даже как-то  идти неловко...