Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 апреля
Загрузить еще

Военный контрразведчик в отставке Владимир ЕФИМОВИЧ: «Курск» затонул из-за американской подлодки»

Военный контрразведчик в отставке Владимир ЕФИМОВИЧ: «Курск» затонул из-за американской подлодки»

Говорят, люди так устроены - память не умеет хранить «гигабайты сообщений», но самые сильнейшие переживания никуда не исчезают. Разве забудешь то, как все мы, словно во время войны, следили за теле- и радиосообщениями, чтобы узнать последние новости о «Курске»... В СМИ гуляло множество версий о том, что же произошло с «Курском». Сегодня мы спросили посвященных людей о том, что тогда происходило.

Как все случилось

- По официальной версии, на борту «Курска» взорвалась боевая торпеда, из-за чего подлодка затонула. Но я общался с профессионалами, и ситуация, скорее всего, выглядела так: американская подлодка торпедировала «Курск». Но этот момент пока официально не хотят оглашать. На деле «Курска» стоит гриф «Хранить 50 лет», - рассказал «КП» подводник, капитан первого ранга Вячеслав Давлетшин.

- На «Курске» кроме ракет «Шквал» находилось еще 16 ракет «Гранит» с ядерными боеголовками, - говорит военный контрразведчик в отставке Владимир Ефимович. - На учения официально были приглашены представители Китая и американцы. Как позже стало ясно, под водой возле «Курска» тайно «крутились» две американские подлодки: «Мемфис» и «Толедо». Видимо, в какой-то момент «Толедо», допустив ошибку в маневрировании, столкнулась с «Курском». После этого вторая американская подлодка торпедировала наше судно. Было ли это заранее спланированной провокацией или произошел казус? Не исключено, что на борту «Мемфиса» не разобрались в ситуации и, увидев столкновение «Курска» и «Толедо», выпустили по нашей лодке торпеду. Возможно, «Курск» после столкновения готовился первым торпедировать противника, но его опередили… Вероятно, сказалась усталость нашего экипажа - они только вернулись с боевого дежурства, а их сразу же бросили на учения, не дав даже к родным съездить... Ходили разговоры: якобы, чтобы замять скандал, после незамедлительных контактов Кремля с Вашингтоном Америка списала России 20 млрд долга. Откупились?

«К спасению были не готовы»

- Скорее всего, к спасению наших подводников Россия оказалась не готова, - сказал «КП» инженер-подводник Лазарь Селектор. - И раньше были случаи столкновения подводных лодок, и гибли не только лодки Советского Союза и России. Американские подлодки тоже гибли и получали большие повреждения… Это было известно, значит, надо было себя оградить от этого, что не было сделано. И потом на флоте есть золотое правило - если корабль возвращается из боевого похода в мирное время, он обязан сдать боезапас на берег. А когда проводятся учения, то учения должны проводиться с учебным боезапасом. Почему не дали «Курску» эту возможность? Почему он пришел из боевого похода из Средиземного моря и тут же его послали на учения, не дав выгрузить боевой запас - ракеты и торпеды? Зачем нужна была такая спешка? Я считаю это полной безответственностью людей, которые планировали, руководили и проводили эти учения. А командующий не хотел ругаться с большим начальством в Москве, потому что он сам держался на волоске, боялся отставки… 

Думаю, в случае с «Курском» произошел казус - случайное столкновение... Моя точка зрения такая - виновным в трагедии является тогдашний командующий флотом Попов (его сняли с должности). Он планировал, организовывал и руководил этими учениями. Зная, что за «шумами», издаваемыми советскими подводными лодками, охотятся США, Англия, вообще блок НАТО - это не было секретом! - нужно было принять меры для защиты, поставить сторожевые корабли в таком порядке, чтобы ни одна посторонняя посудина не могла проникнуть в район учений. А этого не было сделано. Во-вторых, руководитель учения обязан был предусмотреть наличие спасательных средств. И этого не сделали. Вооруженные силы тогда были в развале, в разрухе, я хорошо помню, как прекратили финансировать спасательные работы, когда спасательные корабли вышли из строя и стали недееспособными, когда не было денег для того, чтобы содержать тяжелых водолазов, необходимых для помощи аварийным подводным кораблям. Так чего ж в таких условиях учения проводить?! А командующий все же решил показать, что к учениям наш флот готов. Разгильдяйство! 

…Разведка под водой велась всегда. И будет вестись. Они следят за нами, мы - за ними! Каждая подводная лодка издает «свои шумы». Шум - это «паспорт» подлодки. Поэтому все разведки стараются «записать» шум лодки другой стороны, чтобы вовремя зафиксировать ее появление у своих берегов! Запись можно осуществить, только приблизившись к лодке противника. Это очень опасно - возможно столкновение. Американские подводники особенно в этом рискуют. Я знаю, им за этот риск очень хорошо платят… 

Вечная память...

 

 

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

«Чужих подлодок там не было!»

Дмитрий БАЛЫШЕВ, помощник командира «Курска», капитан первого ранга:

- Информация про то, что «Курск» был торпедирован американцами, - из области басен. Так же, как и то, что якобы произошло столкновение с американской подлодкой. Никаких чужих подводных кораблей в зоне учений обнаружено не было. Мне известны результаты расследования - на «Курске» взорвалась боевая ракета-торпеда. Вот вам и вся правда. Все остальное - домыслы. Отдельный вопрос: почему в момент учений боевая торпеда была на «Курске»? Этот момент и составляет государственную тайну. 

- Но ведь вскоре после трагедии в порту Великобритании всплыла американская подлодка с большими повреждениями. Даже ее снимки в западной прессе были!

- Ну и что?! Как это относится к трагедии с «Курском»?

- А на борту «Курска» была обнаружена вмятина - разве не из-за столкновения с американской подлодкой?

- Нет. Эта вмятина появилась в момент, когда «Курск» коснулся дна. Понимаете, если и вправду было бы столкновение с американской подлодкой, это был бы такой международный скандал, который бы не укрылся от мировых СМИ. Подтверждения и доказательства этим версиям непременно кто-то бы нашел за эти 10 лет. Но их просто нет!  

Так выглядел «Курск» после подъема на сушу.

 

 

Фото Владимира ВЕЛЕНГУРИНА и Анатолия ЖДАНОВА.