Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
23 апреля
Загрузить еще

Сергей Тигипко: «Альтернативы немедленным и решительным реформам нет»

Сергей Тигипко: «Альтернативы немедленным и решительным реформам нет»
Фото: Сергей Тигипко: "Если мы ничего не будем менять в Пенсионном фонде, у нас просто не хватит денег, чтобы его финансировать".

АЛЬТЕРНАТИВЫ КРЕДИТУ МВФ НЕ БЫЛО

Если мы не хотим оказаться в положении Греции, Румынии или Венгрии, Украине срочно нужна модернизация экономики. Так начал Сергей Леонидович разговор с журналистами.

- Эти страны, которые замешкались с реформами, сейчас вынуждены прибегать к очень жестким мерам, среди которых – уменьшение зарплаты и пенсий, –отметил вице-премьер. – А у нас наибольшую угрозу для финансовой стабильности в государстве представляет стремительный рост внешнего долга, а также дефицитные бюджеты Пенсионного фонда и НАК «Нафтогаз Украины». Внешний долг еще в 2007 году составлял 12 процентов ВВП, а уже в начале 2010 года – 36 процентов. Это критическая цифра для Украины, нам будет трудно обслуживать такую задолженность, ничего не меняя в экономике.

Вместе с тем, Тигипко подчеркнул, что Украина будет выполнять все свои обязательства перед кредиторами.

- Если нет, то кто к нам не будут серьезно относиться как к государству, - отметил вице-премьер. - Какое доверие мы получим от инвесторов, кто захочет вкладывать в такую страну? Полученный недавно кредит от МВФ будет работать на развитие государства.   По словам Сергея Тигипко, альтернативы кредиту МВФ для Украины не было, иначе пришлось бы заимствовать под значительно большие проценты. Кроме того, отсутствие внешнего финансирования могло бы привести к кризисным явлениям как в экономике, так и в социальной сфере.

УВЕЛИЧЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА НЕ ИЗБЕЖАТЬ

Комментируя ситуацию в Пенсионном фонде, Сергей Тигипко отметил, что 2009 году дотации Фонда из госбюджета составляли 17 миллиардов гривен, в этом году они составят более 26 миллиардов, а в следующем, если ничего не делать, – уже 37 миллиардов.

- Если мы ничего не будем менять в Пенсионном фонде, у нас просто не хватит денег, чтобы его финансировать, - сказал Тигипко. – То есть, мы должны будем заморозить пенсии на ближайшие годы. Цены все равно будут расти, а это значит, что наши пенсионеры с каждым годом будут становиться все беднее… Пенсионная система нуждается в немедленной модернизации.

Среди первоочередных мер Сергей Тигипко назвал постепенное увеличение пенсионного возраста для женщин, ограничение размера максимальных пенсий, увеличение трудового стажа, необходимого для получения минимальной пенсии. Еще одним антикризисным мероприятием является увеличение стоимости газа.

- Мы поднимаем цены на газ для выхода на экономически обоснованный уровень, - отметил премьер. - Сейчас государство субсидирует газ для всех – и для малообеспеченных, и для богатых. Это неправильно. По рыночным ценам будут платить те, кто получает соответствующие доходы, а государство будет защищать только тех, кто нуждается в поддержке. Ни один пенсионер не будет платить за коммунальные услуги больше 10 процентов своих совокупных доходов, ни один работающий – более 15 процентов. Кабмин серьезно упростил механизм получения субсидий населением. В ближайшие дни пенсионеры получат письма с разъяснениями относительно того, каким образом оформить субсидию. У нас есть эти деньги в бюджете, мы полностью выполним все, что касается субсидий, потому что для нас принципиально важным является доверие людей.

Тигипко также добавил, что, по его мнению, запланированные реформы помогут построить более социально справедливое государство, чем сейчас.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Александр Горянчик, замдиректора Украинского центра независимых экономических исследований:

- О том, например, что пенсионный возраст в Украине нужно повышать эксперты-демографы, экономисты говорили и в прошлом году, и до экономического кризиса, и даже в 2004-м. Украинцы стареют, и в этом смысле они идут в ногу со всеми европейскими странами, даже я бы сказал, со всеми развитыми странами. Уже сейчас у нас треть населения – люди пенсионного возраста. Получается, каждые два работающих человека вынуждены содержать одного пенсионера. Другое дело, что увеличение пенсионного возраста – мера непопулярная, хоть и безвыходная. И для того, чтобы принять принципиальное решение по этому поводу, требуется политическая воля. А в минувшие пять лет, когда власть находилась в противоречии сама с собой и при этом заигрывала с избирателями, подобное решение было невозможным. Необходимо понять, что в этих вопросах, как в лечении больного – откладывать болезненную терапию нельзя, потому что дальше будет только хуже. Дальше нужна будет шоковая терапия, а еще дальше и она уже не поможет.

То, что предлагает нынешнее правительство украинцам не идет в сравнение с тем на что, ради преодоления кризиса, например, пошли Литва или Венгрия. Там меры гораздо жестче и тоже потому, что в свое время политики просто побоялись решиться на ограничительные реформы. Нужно понимать, что в будущем улучшение в экономике невозможно без ограничения сейчас. В большой экономике в этом смысле как в быту: планируете, например, отпуск – и ради него отказываете себе в сиюминутных радостях. А если не будете отказывать, растратите деньги, то никакого отпуска, никакого улучшения не произойдет.