Ольга УЛЕВИЧ (Наш спец. корр.) Фото Дмитрия НОВИЦКОГО. (14 апреля 2010)
«Как самолет с президентом разбился?! Там же мой муж!»

«Как самолет с президентом разбился?! Там же мой муж!»

Вся центральная площадь Варшавы уставлена свечами, которые принесли горожане.

Вся улица, прилегающая к президентскому дворцу в Варшаве, по-прежнему в свечах… Они горят в лампадках и создают над мостовой такой жар, что жителям страшно: а вдруг полыхнет! Ведь в некоторых местах из цветов образовывались горы среди горящих лампадок. Но службы города смогли в экстренном порядке организовать волонтеров, которые следили за треснувшими лампадками, разбирали цветы.

Шесть огромных книг скорби уже исписаны соболезнованиями из разных стран. Вот надпись на русском: «Скорбим со всем польским народом, мужества и мудрости. Не каждая трагедия и не каждого закаляет. Но поляки - сильная нация…»

Мы сидим в варшавском кафе в нескольких метрах от президентского дворца с моей польской подругой Доротой и ее матерью Ханкой. Как и все поляки, в эти дни они пришли к президентскому дворцу. У них никто не погиб. Но тем не менее для них случившееся - тоже трагедия.

- Погибло столько людей! В Польше и раньше были авиакатастрофы. Несколько лет назад разбился самолет с военными, погибли 200 человек, но эта трагедия потрясла всех… - говорит пани Ханка.

- Мне даже не хочется слушать, что погибла элита. Мне все равно: элита или нет. Жалко всех, жалко их семьи, - рассуждает Дорота. - А ты знаешь, что погиб муж одной известной журналистки, Иоанны Рацевич, ведущей с канала TVN? - спохватывается она. - Ее ребенку, как моему, два годика.

- А ее муж - военный?

- Он работал в охране президента. Его звали Павел Янечек. Представляешь, в ту субботу Иоанна была в эфире передачи «Доброе утро» канала TVN. Я ее сама видела… И именно этот канал первым сообщил трагическую новость. У этой компании два канала, один из них - TVN-24 - круглосуточно выдает новости. Информацию выдавали аккуратно, по чуть-чуть… Вначале сказали: какие-то проблемы с польским самолетом, но все хорошо, про президента - ни слова. Потом говорили уже про ЧП и про то, что не все так трагично… А потом уже сказали, что в самолете был президент и никто не выжил. Все остальные каналы вообще молчали.

Вдруг Дорота обратилась к девушке, которая зашла в кафе. Они говорили по-польски, и через некоторое время уже обе плакали…

- Это самая известная ведущая TVN-24 Беата Тадла. Она первой на всю Польшу сообщила про крушение самолета, - объяснила Дорота. - Она говорит, что Иоанна узнала о гибели мужа на работе. Кто-то из коллег, не зная, где работает муж Иоанны, зашел в офис и крикнул: «Вы слышали, президент разбился!» - «Как разбился?! Там же мой муж!» Сегодня, как говорит Беата, Иоанна уже вернулась из Москвы, но не смогла идентифицировать мужа…


Кресло президента Польши опустело... Фото АП.

Кресло президента Польши опустело... Фото АП.

- Только 24 человек удалось идентифицировать. Десятерых можно было узнать в лицо, еще 14 человек опознали по документам, которые были при них, и по одежде, - говорит пани Ханка. - Останки остальных идентифицируют только по анализу ДНК, так нам говорят по телевизору. А заграничные паспорта родственникам делали за два часа.

- Странно, что тело супруги президента опознали только сейчас, а президента - сразу…

- Пани Мария была очень общительной и открытой, - рассуждает пани Ханка. - Я думаю, что во время полета она не сидела возле президента на своем месте, а общалась с кем-то в салоне самолета, отсюда и проблемы с опознанием, - рассуждают женщины.

- Сейчас все говорят о том, что это не вторая Катынь. Так про эту трагедию говорить нельзя. Хотя именно такие настроения были в первый день. В 1940 году в Катыни людей убили, а в трагедии под Смоленском нет российской вины, нет злого умысла, это роковое стечение обстоятельств, - уверена Дорота.

КСТАТИ

На российских самолетах летают лидеры СНГ и бывших соцстран

Никита КРАСНИКОВ («КП» - Москва»)

В ряде стран СНГ и Восточной Европы большая часть авиапарка глав государств - российские или еще советские самолеты.

Так, Ту-154 различных модификаций имеются в правительственных авиаотрядах Белоруссии, Болгарии, Киргизии, Польши, Словении, Таджикистана, Украины.

Правда, после крушения самолета с польским президентом Болгария приостановила эксплуатацию своего Ту-154, на котором летает президент Георгий Пырванов.

Украина использует также лайнеры Ту-134 и Ил-62, в Словакии имеется Як-40.

Но постепенно эти государства переходят на зарубежную технику, пусть и слегка поношенную. Армения, например, три года назад закупила Airbus A-319 с 4-летним пробегом. А Украина приобрела такой же лайнер, но новый. Только вот доделать его «начинку» под представительские цели пока не успела.

Кроме того, на подержанном Airbus A-320 летает руководство Молдавии (правда, для этого арендует его у местной авиакомпании). «Нефтяные» Азербайджан и Казахстан смогли потратиться на новые аэробусы 319 и 330 и «Боинг-757». Белорусскому лидеру еще в 2004 году подарили «Боинг Бизнес Джет». До этого он летал на Ту-154М. Теперь на нем возят свиту Батьки.

ПОСЛЕДНИЕ СЛОВА

Польский пилот - диспетчерам: «Нам надо усиливаться?»

Дмитрий МИНЕЕВ, Наталья ДЕРБЕНЕВА («КП» - Нижний Новгород»)

Эта запись попала в редакцию «Комсомолки» от знакомых радиолюбителей. В ней, скорее всего, слышны переговоры летчиков польского борта № 1 с диспетчерами. Есть слова о плохой видимости, дымке и высоте.

В записи раздается голос с польским акцентом: «OK, 259… курс…… Скажите меня… Видимость скажите… ОК, дымка восемь километров и 744 и 2703. И нам надо… усиливаться?»

Далее неразборчиво. Вероятно, следует перечисление цифр…

ФОТО + ВИДЕО + АУДИО + Больше подробностей читайте здесь>>

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт