Евгения СУПРЫЧЕВА, Никита МИРОНОВ, Дарья ДОБРИНА (23 марта 2010, 15:58)

За три дня до аварии разбившийся под Москвой Ту-204 прошел плановый ремонт

Любопытно, что буквально за три дня до аварии самолет прошел плановый ремонт. Никаких технических неполадок при итоговом обследовании специалисты не обнаружили.

Как сообщил на следующий день после аварии источник в «Авиастар - ТУ», потерпевший крушение самолет восстановлению не подлежит. Во время жесткой посадки лайнер потерял крыло, а фюзеляж получил два серьезных надлома.

- До того момента он шел в совершенно штатном режиме, - говорит пресс-секретарь аэропорта «Домодедово» Елена Галанова. - Аварийной посадки не запрашивал. Но где-то за два километра до взлетной полосы самолет исчез с радаров. Это случилось ночью, в 2 часа 43 минуты. Наземные службы сразу поняли, что случилось ЧП.

На место аварийной посадки лайнера моментально выехали все оперативные службы. Ожидали худшего. Отчасти ожидания  оправдалось: при посадке у самолета отвалились крылья, сильно пострадал фюзеляж. Большая часть экипажа (всего восемь человек) тяжело травмирована.

Стюардесса Ирина Лапкина уже выписалась из больницы.

Стюардесса Ирина Лапкина уже выписалась из больницы.

- Пятеро членов экипажа поступили в приемное отделение около четырех часов утра понедельника. Сначала привезли двоих, потом доставили еще троих, - сообщил заместитель главного врача по лечебной части городской больницы подмосковного Домодедово Виктор Романов.

Состояние второго пилота Алексея Михайловского расценивается как средней тяжести.

Состояние второго пилота Алексея Михайловского расценивается как средней тяжести.

Известно, что бортинженера Сергея Горячева уже прооперировали. Сергей находится в тяжелом состоянии. Он подключен к аппарату искусственного дыхания. Состояние остальных членов экипажа, - двух пилотов Александра Косякова и Алексея Михайловского, бортпроводницы Марины Кудряшовой - оценивается как средней степени тяжести.

Экипажу лайнера чудом удалось уцелеть.

Экипажу лайнера чудом удалось уцелеть.

У бортпроводницы сотрясение головного мозга и переломы ребер, у остальных пациентов так называемые сочетанные травмы: ушибы и сотрясение головного мозга, ушибы грудной клетки. Все члены экипажа находятся в сознании. Угрозы их жизни нет. Александр Косяков находится в отделении травмотологии, а Сергей Горячев, Марина Кудряшова и Алексей Михайловский - в реанимации.

Бортпроводницу Ирину Лапкину врачи уже отпустили домой. Она будет проходить амбулаторное лечение. От госпитализации Ирина отказалась сама.

Еще три члена экипажа не пострадали. Но в ближайшее время отдохнуть им не удастся - началось расследования дела и бесконечные допросы. К слову, из лайнера уже изъяли четыре  «черный ящика».  Они переданы в Межведомственный авиационный комитет.

Падение самолета смягчили деревья.

Падение самолета смягчили деревья.

ПАССАЖИРОВ НЕ БЫЛО

К счастью, на борту не было пассажиров. Самолет совершал «технический рейс». 

Возможно это как-то связано с тем, что сутками ранее этот же борт запрашивал аварийную посадку в «Домодедово». В воскресенье в 4 утра он вылетел в Хургаду. Однако в районе Орла в кабине пилотов произошло задымление, и капитан решил вернуться в Москву.

Тогда сели без проблем. Пассажиров успокоили, дескать, починим - и полетим. Но народ взбунтовался: мы не будем продолжать путь на этой развалюхе. Но поскольку другой борт им никто не продолжил, все согласились лететь. В Хургаде самолет приземлился в «штатном режиме». Но экипажу еще предстояло перегнать борт обратно в столицу... 

Причина авария станет известна только после расшифровки самописцев. Но не дожидаясь результатов, Федеральное агентство воздушного транспорта  запретило со вчерашнего  дня авиакомпании «Авиастар-Ту» осуществлять перевозку пассажиров.

- Согласно действующим авиационным правилам, - сообщили в федеральном агентстве, -  если у авиаперевозчика нет резервного борта, он не может осуществлять пассажирские перевозки. У авиакомпании всего 5 воздушных судов, 3 из них грузовые, 2 - пассажирские. На грузовые перевозки запрет не распространяется.

Кроме того, по факту крушения самолета возбуждено уголовное дело по статье «Нарушения правил безопасности движения воздушного транспорта».

Пассажиров, в ТУ-204, по-счастью, не оказалось.

Пассажиров, в ТУ-204, по-счастью, не оказалось.

НА ВЫСОТЕ КОНЧИЛОСЬ ТОПЛИВО

С тем же самым судном под номером RA-64011 уже бывали ЧП. 14 января 2002 года этот борт летел из Франкфурта-на-Майне в Новосибирск. Однако не смог сесть в аэропорту «Толмачево» из-за ветра, и экипаж принял решение лететь в Омск.

Запас топлива позволял продержаться в воздухе еще час. За 20 километров до Омска двигатели замерли. Но самолет успешно спланировал с высоты 2000 метров и сел. Никто не пострадал.

Лайнер в воскресенье утром уже совершал аварийную посадку.

Лайнер в воскресенье утром уже совершал аварийную посадку.

- Это обычный рабочий момент, - уверяет Сергей Круглов, который был тогда директором Омского аэропорта. - С тех пор от прежнего борта остались разве что корпус и номер. За семь лет этот лайнер должен был пройти как минимум два капремонта, во время которых меняют все «внутренности» машины.

СПРАВКА "КП"
Экипаж Ту-204

Александр Косяков - командир экипажа, 32 года
Алексей Михайловский - пилот, 36 лет
Сергей Горячев - бортинженер, 52 года
Алексей Модин - 40 лет, ботпровожник
Алексей Катасонов - 23 года, техник
Ирина Лапкина - бортпроводница, 32 года
Марина Кудряшова - 45 лет
Юлия Соболева - бортпроводница, 24 года.

Самолет получил серьезные повреждения.

Самолет получил серьезные повреждения.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Виктор ТИМОШКИН, авиаэксперт: «Борт наверняка летел неисправным»

- ТУ 204 - самолет хороший, надежный. Но я подозреваю, что он был в неважном техническом состоянии. Компания «Авиастар ТУ» - небольшая. Отправлять из Хургады самолет без пассажиров для нее - очень накладно. Если компания пошла на это, то можно предположить, самолет имел несколько «отложенных неисправностей». Это неисправности, при которых полет допускается под ответственность пилота. «Боинг», разбившийся в Перми в 2008 году, например, имел три такие неисправности. «Аэробус», сгоревший при посадке в Иркутске, - четыре. Положение в гражданской авиации таково, что пилоты вынуждены летать на самолетах с неисправностями. Иначе их просто уволят и найдут новых, более рисковых - есть целая очередь желающих устроиться. Боюсь, что сейчас все опять попытаются свалить на пилота…

Владимир ГЕРАСИМОВ, летчик-испытатель, пилот 1 класса: «Экипаж мог приземляться не по приборам»

- Погодные условия при посадке: горизонтальная видимость - 150 метров, вертикальная - 60, по огням на взлетно-посадочной полосе - 450 - были довольно тяжелыми. Но не критичными. Тут все зависит от класса пилота. Скорее всего - если самолет приземлился не на полосе, а в лесу, то имело место нарушение схемы захода на посадку. А вот почему схема была нарушена? На этот вопрос должна ответить расшифровка черного ящика. Не исключено, что экипаж попытался садиться не по приборам, а надеясь на зрение, и это подвело.

Место падения лайнера.

Место падения лайнера.

ВЕРСИЯ

Не хватило топлива?

Роман ГУСАРОВ, главный редактор портала avia.ru:

- Причин катастрофы могло быть несколько. Во-первых, у самолета Ту-204 очень своеобразная автоматическая система управления. При посадке она работает нестабильно, и, чтобы приземлиться нормально, пилоту надо сажать самолет вручную. Поэтому уровень подготовки пилота должен быть высочайшим.

Во-вторых, по некоторым данным, в баке самолета оставалась всего тонна горючего. Для полета этого катастрофически мало. С таким запасом не долетишь до посадочной полосы. Но именно это и спасло экипаж. Если бы горючего было больше - самолет взорвался бы. Почему было мало топлива - другой вопрос. Возможно, керосина недозалили. Или запас был, но расход вырос в полете. Иногда так бывает, когда самолет снижается и летит не на своей высоте. Но в этом случае он обязан сообщить об этом авиационным службам. Насколько я знаю, подобных заявлений от экипажа во время полета не поступало.

Элина КАЧКАЕВА

ВОПРОС - РЕБРОМ

Почему все, к счастью, остались живы?

Сесть мимо взлетки, да еще и посреди леса - это, казалось бы, верная смерть. А здесь все живы. Почему?

- Это было не падение, а именно посадка, - пояснил наш эксперт из авиационной отрасли, просивший не называть его имени. - Совершенно очевидно, что до момента касания с землей самолет был под управлением. Он сел ровно, без крена. Нос при посадке не был задран, иначе у лайнера отвалился бы хвост. Не сел самолет и носом вниз, иначе бы при посадке снесло весь фюзеляж и пилотов просто сплющило. Думаю, на борту за несколько минут до посадки произошло какое-то ЧП. Возможно, загорание или сработал индикатор пожара: одного из двигателей или, скажем, топливной системы. И командир экипажа принял решение: садиться, несмотря ни на что. Посадка явно была экстренной, причем пилоты решили, что второй попытки у них не будет. Поэтому и садились на лес, без автопилота, управляя лайнером вручную. Причем сели - надо отдать должное - достаточно удачно.

Упавший вблизи Домодедово самолет, восемь лет назад аварийно сел в Омске.

20 километров он летел без топлива и с выключенными двигателями.

14 января 2002 года борт RA-64011 летел из Франкфурта-на-Майне в Новосибирск. Но когда самолет уже подлетал к аэропорту «Толмачево» выяснилось, что сесть там не удастся. Дул сильный боковой ветер (около 13 м/с). В ближайших к Новосибирску аэропортах Барнаула и Кемерова тоже разыгралась непогода, поэтому экипаж принял решение лететь в Омск.

Запаса топлива по расчетам позволял продержаться в воздухе еще час и благополучно приземлиться. Но за 20 километров до Омска закончилось топливо и выключились двигатели. Самолет успешно спланировал с высоты 2000 метров и смог приземлиться.

Но из-за того, что не работали двигатели и не было реверсной тяги, ТУ-204 выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт