Сегодня 20 августа +23°C
Виктор Ткачук, рекламный аналитик: «Янукович с 2004 года опирался на «позднее большинство»

Виктор Ткачук, рекламный аналитик: «Янукович с 2004 года опирался на «позднее большинство»

Синий синему не враг  

- Виктор, я знакома с вашим утверждением:  предвыборная-кампания  лидера Партии регионов, которую проводили до первого тура голосования,  вобрала в себя наработки  других претендентов на пост президента Украины. Виктор  Янукович успешно «мимикрировал» под них  – да так, что соперники  не заметили, а Виктор Федорович оказался в выигрыше. Что за супертехнология такая?

- Несмотря на то, что слоган был, как принято в рекламной классике, единый  – «Янукович - эффективный лидер!» - в некоторых  роликах он модифицировался под других кандидатов.  Там узнавались слоганы Тигипко, Яценюка, Литвина.  И даже Тимошенко с посылами «працює» и «вона працює»!  Вот, чтоб не быть голословным, таблица: 

Слоган другого кандидата

Слоган Януковича

Врятувати країну. Арсеній

Віктор Янукович - лідер, який врятує державу.

Сильний президент - сильна країна!

Сергій Тігіпко

Для цього потрібен сильний та ефективний лідер.

Цей лідер - Віктор Янукович.

Країні потрібен Литвин

Вона працює. Юлія Тимошенко

Україні потрібен ефективний лідер, з яким вона запрацює.

Вона працює. Юлія Тимошенко

Віктор Янукович - ефективний лідер, з яким Україна запрацює.

Большинство экспертов изначально  предполагало: во второй тур выборов выйдут Виктор Федорович и Юлия Владимировна.  Именно они развернут борьбу за перетягивание избирателей, уже «потерявших» своих кандидатов. У Януковича о подобной перспективе  побеспокоились заранее, еще перед первым туром.

- Полагаете, это делали сознательно, не от нехватки собственного креатива?

- Конечно. Когда  только в одном слогане наблюдается сходство, можно предположить оплошность. Но тут была система.  Сильный ход, который на уровне подсознания приближал Януковича непосредственно к «чужому» электорату.

- Странно, что в штабе соперников не обращали внимание на сходство продукции…

- У Тимошенко – в том числе. Иначе  подняли бы шум, обвинили  Януковича в плагиате как минимум.  Реализовывался перехват  осторожно,  в первую очередь на радио.

Удельный вес «своих» и «заимствованных» идей  распределился следующим образом. Перед первым туром у Виктора Януковича было 15 роликов на радио, 3 из них содержали слоганы «непроходных» конкурентов, а 8 – содержали «брендовое» слово Тимошенко – «працює».

Однако перед вторым туром этот ход уже не применяли. С моей точки зрения, напрасно.

Еще любопытная деталь. Сергей Тигипко  перед первым туром выборов  «мимикрировал»  под Януковича: синий  фон его баннеров  напоминал фирменный цвет главного регионала Украины. И если в первом туре такие ассоциации играли  на Тигипко, то во втором – на Януковича. Особенно в восточных областях страны, где Сергей Леонидович занял второе место. Эти области традиционно лояльны к Януковичу. И избирателям Тигипко требовался совсем незначительный фактор, который  сознательно или подсознательно подтолкнул бы к окончательному решению. Синий синему не враг!

- Хотите сказать, что  Тигипко не случайно воспользовался параллелями?

- Без всякого сомнения. В штабе Тигипко действовали последовательно. В зените рекламной кампании запустили сообщения о том, что Сергей Тигипко  опережает Арсения Яценюка.

- Гораздо круче: утверждали, что  Тигипко попадет  во второй тур!

- При этом реальной картины никто из рядовых избирателей не знал и знать не мог. Следующая «новость» выглядела так: Сергей Тигипко перехватил у Юлии Тимошенко симпатии среди городского населения. А в некоторых целевых аудиториях он, мол,  и Виктора Януковича  обходит!

Владимир Литвина, сам того не желая, тоже сыграл в пользу Януковича. Его слоган «Тільки він гідний бути президентом України», отложившись в памяти, во втором туре работал на кандидата-мужчину.  

Скоро ли победят новаторы? 

- Виктор, у меня, как у потребителя  рекламы, сложилось ощущение: в штабах Януковича и Тимошенко перестарались, когда  львиную долю роликов посвящали «играм на понижение» оппонента. В итоге оба политика предстали в крайне невыгодном свете, правда?

- Последствия  уже не замедлили сказаться: значительную часть избирателей не устроила перспектива выбирать меньшее из двух зол (4,4% в 2010 против 2,34% в 2004 году). Но, как по мне, выиграла Украина.   И победитель  президентской кампании-2010, и проигравший ускорили приход новых политических элит. Я имею в виду не только перспективы Сергея Тигипко и Арсения Яценюка – называть их , немало поработавших на высоких  государственных постах, совсем  новыми как-то неловко. Речь идет о действительно неизвестных сегодня людях, которые будут соответствовать запросам общества на лидера нового формата.

- Ну а пока, в соответствии с афоризмом Леонида Кравчука, первого президента и экс-доверенного лица Юлии Тимошенко, мы имеем то, что имеем… Реклама Тимошенко выглядела зрелищно, остроумно, эффектно, в полном соответствии с образом героини. Ролики Виктора Януковича на ее фоне казались более статичными, консервативными.

Накануне 7 февраля  вы предположили: именно стратегия  Януковича окажется для избирателей предпочтительной. Почему это, по-вашему,  предвещало победу?

 - Главный плюс Януковича: он не отклонялся от линии своих кампаний, которые были реализованы с 2004 года. Ведь в ту пору его поддержал достаточно большой процент людей. Те же тезисы регионалы использовали и на парламентских выборах. Постоянство привлекательно для большинства людей! ( Напомню, впрочем: сейчас мы обсуждаем только влияние рекламы и пиара на выборы-2010, другие факторы не рассматриваем.)

В маркетинге известна так называемая модель Роджерса. Суть ее состоит в том, что люди разделяются на новаторов, ранее большинство, позднее большинство и консерваторов. Новаторы составляют 2,5 процента, не только в Украине, в любом другом обществе. Это быстро воспринимающая, быстро реагирующая категория граждан. 13,5 процентов - ранние последователи,  34 процента – ранее большинство. Они несколько медленнее «доходят» до необходимости перемен. Те же 34 процента у позднего большинства и 16 – у консерваторов.

Позднее большинство  крепко держится собственных  взглядов, редко от них отказывается, хотя донести «поздним»  нужный посыл непросто. Но уж если они поверят в кого-то…

Технологи Виктора Януковича работали на эту категорию с 2004 года, включая плановые и досрочные парламентские выборы. И теперь они точно знали, на кого опираются. В первом туре результат в 35 процентов голосов был обеспечен в основном за счет позднего большинства! То, что избиратели Януковича традиционны и скептичны,  доказывается также тем, что результат Партии Регионов на выборах в парламент и в 2006 и в 2007 годах был поразительно близок все к той же магической цифре 34 – 32,12 % и 34,37% соответственно. 

Второй тур также показал:  люди рисковать не хотят. Что в условиях кризиса потребность в стабильности, которую несет в себе Янукович (по крайней мере, с экранов телевизоров), больше чем потребность в «новом пути», который предлагала Тимошенко.  

Визитка «КП»  

Виктору Ткачуку  двадцать шесть лет. У него-  высшее медицинского образование. На последних курсах вуза  парень сотрудничал с рекламным агентством, которое продвигало социальный проект. Малышей на приеме у врача «награждали за смелость» упаковкой сока, чтобы дети не боялись в следующий раз профилактических посещений поликлиники. Эффект оказался настолько впечатляющим, что Виктор «изменил» медицине и занялся изучением технологий влияния  рекламы на более взрослые категории населения.

 Что важно: Ткачук не относится к так называемой старой школе политологов- социологов-пиарщиков, которым привычно делать прогнозы под заказ  определенных политических сил или партий. Возможно, это и есть росток того гражданского общества, где независимость взглядов и выводов становится нормой жизни? 

Фото автора

Политика

Розенблату продлили арест до 17 октября
Розенблату продлили арест до 17 октября 174

Народному депутату Бориславу Розенблату, которого подозревают в получении взятки в размере 280 тысяч долларов, продлили меру пресечения до 17 октября.

Арестованы трое чиновников  Укрзализныци
Арестованы трое чиновников "Укрзализныци" 498 2

Соломенский районный суд Киева отправил под домашний арест трех чиновников "Укрзализныци", подозреваемых в злоупотреблении служебными полномочиями.

Волкер встретится с представителем РФ, возможно – с Сурковым
Волкер встретится с представителем РФ, возможно – с Сурковым 514 2

Встреча намечена на 21 августа. Политики обсудят украинско-российские отношения.

Экономика

Глуховчане готовят массовый протест из-за подорожания воды на 25% 560 4

В Глухове готовится общегородская массовая акция протеста против поднятия цены на воду на 25%.

Передача ООО  Энергия и Газ Украина  и ПАО  Одесский НПЗ  Фонду госимущества - незаконная
Передача ООО "Энергия и Газ Украина" и ПАО "Одесский НПЗ" Фонду госимущества - незаконная 292 2

Распоряжение Кабинета Министров Украины о передаче имущества ООО "Энергия и Газ Украина" и ПАО "Одесский НПЗ" в ведение Фонда госимущества Украины является незаконным, считают на предприятиях.

Московская валютная биржа отказалась торговать украинской гривной
Московская валютная биржа отказалась торговать украинской гривной 1237

Там пояснили, что эта валюта не пользуется спросом в местном сегменте рынка.

Общество

Украинский КОРД провел совместные учения с ФБР
Украинский КОРД провел совместные учения с ФБР 91

В тренировках приняли участие 27 взрывотехников и 10 сотрудников спецподразделения.

Украинские пограничники перешли на усиленный режим работы
Украинские пограничники перешли на усиленный режим работы 261

Правоохранительные ведомства готовятся ко Дню независимости.

Япония научилась получать электроэнергию при помощи подводных течений
Япония научилась получать электроэнергию при помощи подводных течений 352

Система показала себя успешно во время испытаний.

Светская хроника и ТВ

Скончался польский писатель Януш Гловацкий
Скончался польский писатель Януш Гловацкий 170

Причины смерти пока неизвестны.

Koktebel Jazz Festival 2017: Зубы Кашпировского, король балканского танцпола и древнее горловое пение
Koktebel Jazz Festival 2017: Зубы Кашпировского, король балканского танцпола и древнее горловое пение [видео] 205 3

"КП в Украине" изучила лайн-ап юбилейного, пятнадцатого по счету Koktebel Jazz Festival, который пройдет в Черноморске с 24 по 27 августа и определилась, ради чего точно нужно ехать в этом году на фестиваль.

Умер  американский писатель и комик Дик Грегори
Умер американский писатель и комик Дик Грегори 295

Дику Грегори было 84 года. Причина его смерти пока не называется.

Спорт

Гвоздик одержал очередную победу нокаутом
Гвоздик одержал очередную победу нокаутом [видео] 513

Теперь украинец может претендовать на поединок с Андре Уордом.

Джошуа:  Отказ Кличко от реванша стал большим разочарованием
Джошуа: "Отказ Кличко от реванша стал большим разочарованием" 478 2

Чемпион мира по версиям IBF, WBA и IBO в супертяжелом весе, британский боксер Энтони Джошуа прокомментировал решение Владимира Кличко отказаться от повторного боя.

Свитолина в погоне за миллионами беременной Уильямс
Свитолина в погоне за миллионами беременной Уильямс 1025

Большой теннис - большие деньги. Приятно, что их вместе с титулами регулярно выигрывает первая ракетка Украины. Считаем вместе!