Виктор Ткачук, рекламный аналитик: «Янукович с 2004 года опирался на «позднее большинство»

Виктор Ткачук, рекламный аналитик: «Янукович с 2004 года опирался на «позднее большинство»

Синий синему не враг  

- Виктор, я знакома с вашим утверждением:  предвыборная-кампания  лидера Партии регионов, которую проводили до первого тура голосования,  вобрала в себя наработки  других претендентов на пост президента Украины. Виктор  Янукович успешно «мимикрировал» под них  – да так, что соперники  не заметили, а Виктор Федорович оказался в выигрыше. Что за супертехнология такая?

- Несмотря на то, что слоган был, как принято в рекламной классике, единый  – «Янукович - эффективный лидер!» - в некоторых  роликах он модифицировался под других кандидатов.  Там узнавались слоганы Тигипко, Яценюка, Литвина.  И даже Тимошенко с посылами «працює» и «вона працює»!  Вот, чтоб не быть голословным, таблица: 

Слоган другого кандидата

Слоган Януковича

Врятувати країну. Арсеній

Віктор Янукович - лідер, який врятує державу.

Сильний президент - сильна країна!

Сергій Тігіпко

Для цього потрібен сильний та ефективний лідер.

Цей лідер - Віктор Янукович.

Країні потрібен Литвин

Вона працює. Юлія Тимошенко

Україні потрібен ефективний лідер, з яким вона запрацює.

Вона працює. Юлія Тимошенко

Віктор Янукович - ефективний лідер, з яким Україна запрацює.

Большинство экспертов изначально  предполагало: во второй тур выборов выйдут Виктор Федорович и Юлия Владимировна.  Именно они развернут борьбу за перетягивание избирателей, уже «потерявших» своих кандидатов. У Януковича о подобной перспективе  побеспокоились заранее, еще перед первым туром.

- Полагаете, это делали сознательно, не от нехватки собственного креатива?

- Конечно. Когда  только в одном слогане наблюдается сходство, можно предположить оплошность. Но тут была система.  Сильный ход, который на уровне подсознания приближал Януковича непосредственно к «чужому» электорату.

- Странно, что в штабе соперников не обращали внимание на сходство продукции…

- У Тимошенко – в том числе. Иначе  подняли бы шум, обвинили  Януковича в плагиате как минимум.  Реализовывался перехват  осторожно,  в первую очередь на радио.

Удельный вес «своих» и «заимствованных» идей  распределился следующим образом. Перед первым туром у Виктора Януковича было 15 роликов на радио, 3 из них содержали слоганы «непроходных» конкурентов, а 8 – содержали «брендовое» слово Тимошенко – «працює».

Однако перед вторым туром этот ход уже не применяли. С моей точки зрения, напрасно.

Еще любопытная деталь. Сергей Тигипко  перед первым туром выборов  «мимикрировал»  под Януковича: синий  фон его баннеров  напоминал фирменный цвет главного регионала Украины. И если в первом туре такие ассоциации играли  на Тигипко, то во втором – на Януковича. Особенно в восточных областях страны, где Сергей Леонидович занял второе место. Эти области традиционно лояльны к Януковичу. И избирателям Тигипко требовался совсем незначительный фактор, который  сознательно или подсознательно подтолкнул бы к окончательному решению. Синий синему не враг!

- Хотите сказать, что  Тигипко не случайно воспользовался параллелями?

- Без всякого сомнения. В штабе Тигипко действовали последовательно. В зените рекламной кампании запустили сообщения о том, что Сергей Тигипко  опережает Арсения Яценюка.

- Гораздо круче: утверждали, что  Тигипко попадет  во второй тур!

- При этом реальной картины никто из рядовых избирателей не знал и знать не мог. Следующая «новость» выглядела так: Сергей Тигипко перехватил у Юлии Тимошенко симпатии среди городского населения. А в некоторых целевых аудиториях он, мол,  и Виктора Януковича  обходит!

Владимир Литвина, сам того не желая, тоже сыграл в пользу Януковича. Его слоган «Тільки він гідний бути президентом України», отложившись в памяти, во втором туре работал на кандидата-мужчину.  

Скоро ли победят новаторы? 

- Виктор, у меня, как у потребителя  рекламы, сложилось ощущение: в штабах Януковича и Тимошенко перестарались, когда  львиную долю роликов посвящали «играм на понижение» оппонента. В итоге оба политика предстали в крайне невыгодном свете, правда?

- Последствия  уже не замедлили сказаться: значительную часть избирателей не устроила перспектива выбирать меньшее из двух зол (4,4% в 2010 против 2,34% в 2004 году). Но, как по мне, выиграла Украина.   И победитель  президентской кампании-2010, и проигравший ускорили приход новых политических элит. Я имею в виду не только перспективы Сергея Тигипко и Арсения Яценюка – называть их , немало поработавших на высоких  государственных постах, совсем  новыми как-то неловко. Речь идет о действительно неизвестных сегодня людях, которые будут соответствовать запросам общества на лидера нового формата.

- Ну а пока, в соответствии с афоризмом Леонида Кравчука, первого президента и экс-доверенного лица Юлии Тимошенко, мы имеем то, что имеем… Реклама Тимошенко выглядела зрелищно, остроумно, эффектно, в полном соответствии с образом героини. Ролики Виктора Януковича на ее фоне казались более статичными, консервативными.

Накануне 7 февраля  вы предположили: именно стратегия  Януковича окажется для избирателей предпочтительной. Почему это, по-вашему,  предвещало победу?

 - Главный плюс Януковича: он не отклонялся от линии своих кампаний, которые были реализованы с 2004 года. Ведь в ту пору его поддержал достаточно большой процент людей. Те же тезисы регионалы использовали и на парламентских выборах. Постоянство привлекательно для большинства людей! ( Напомню, впрочем: сейчас мы обсуждаем только влияние рекламы и пиара на выборы-2010, другие факторы не рассматриваем.)

В маркетинге известна так называемая модель Роджерса. Суть ее состоит в том, что люди разделяются на новаторов, ранее большинство, позднее большинство и консерваторов. Новаторы составляют 2,5 процента, не только в Украине, в любом другом обществе. Это быстро воспринимающая, быстро реагирующая категория граждан. 13,5 процентов - ранние последователи,  34 процента – ранее большинство. Они несколько медленнее «доходят» до необходимости перемен. Те же 34 процента у позднего большинства и 16 – у консерваторов.

Позднее большинство  крепко держится собственных  взглядов, редко от них отказывается, хотя донести «поздним»  нужный посыл непросто. Но уж если они поверят в кого-то…

Технологи Виктора Януковича работали на эту категорию с 2004 года, включая плановые и досрочные парламентские выборы. И теперь они точно знали, на кого опираются. В первом туре результат в 35 процентов голосов был обеспечен в основном за счет позднего большинства! То, что избиратели Януковича традиционны и скептичны,  доказывается также тем, что результат Партии Регионов на выборах в парламент и в 2006 и в 2007 годах был поразительно близок все к той же магической цифре 34 – 32,12 % и 34,37% соответственно. 

Второй тур также показал:  люди рисковать не хотят. Что в условиях кризиса потребность в стабильности, которую несет в себе Янукович (по крайней мере, с экранов телевизоров), больше чем потребность в «новом пути», который предлагала Тимошенко.  

Визитка «КП»  

Виктору Ткачуку  двадцать шесть лет. У него-  высшее медицинского образование. На последних курсах вуза  парень сотрудничал с рекламным агентством, которое продвигало социальный проект. Малышей на приеме у врача «награждали за смелость» упаковкой сока, чтобы дети не боялись в следующий раз профилактических посещений поликлиники. Эффект оказался настолько впечатляющим, что Виктор «изменил» медицине и занялся изучением технологий влияния  рекламы на более взрослые категории населения.

 Что важно: Ткачук не относится к так называемой старой школе политологов- социологов-пиарщиков, которым привычно делать прогнозы под заказ  определенных политических сил или партий. Возможно, это и есть росток того гражданского общества, где независимость взглядов и выводов становится нормой жизни? 

Фото автора

загрузка...
загрузка...

Политика

Харьковское метро подняло Гройсману настроение
Харьковское метро подняло Гройсману настроение [фото, видео] 848

Чиновник проехался в городской подземке вместе с рядовыми харьковчанами.

Социологи:  Во втором туре Макрон будет иметь двухкратное преимущество над Ле Пен
Социологи: "Во втором туре Макрон будет иметь двухкратное преимущество над Ле Пен" 180

7 мая французы окончательно определятся с тем, кто будет президентом страны.

Сытник подтвердил, что против Ляшко начато уголовное производство
Сытник подтвердил, что против Ляшко начато уголовное производство 167

Главного "радикала" подозревают в незаконном обогащении и неуплате налогов.

Происшествия

В российской школе восьмиклассник взорвал себя во время урока
В российской школе восьмиклассник взорвал себя во время урока [дополняется] 26

Парень принес гранату в школу, а причиной взрыва стало неосторожное обращение с ней.

В Мариуполе арестовали педофила, который напал на 11-летнюю школьницу
В Мариуполе арестовали педофила, который напал на 11-летнюю школьницу [видео] 182

45-летний мужчина напал на ребенка в подъезде и угрожая ножом заставил подняться на верхний этаж здания, где и совершил преступление.

Киев притрусило снежком: на Троещине выпала снежная крупа
Киев притрусило снежком: на Троещине выпала снежная крупа [видео] 2385

По информации из соцсетей, снег шел несколько минут.

Экономика

Эксперты рассказали, сколько еще будет падать доллар
Эксперты рассказали, сколько еще будет падать доллар 1406

Зеленый может укрепиться до 25-25,5 гривен в ближайшие месяц-два.

В Украине снова могут подорожать газ и тепло
В Украине снова могут подорожать газ и тепло 1087

Такие выводы можно сделать из прогноза НБУ относительно цены на голубое топливо на ближайшие три года.

 Укрзализныця : билеты на поезда в июне не подорожают
"Укрзализныця": билеты на поезда в июне не подорожают 171 2

Ранее сообщалось о планах повысить цены на 20% с этого лета.

Общество

Американка установила новый космический рекорд
Американка установила новый космический рекорд 85

Женщина-астронавт пробыла в космическом пространстве более 534 дней.

Как похудеть к лету: плюсы и минусы диеты шести лепестков
Как похудеть к лету: плюсы и минусы диеты шести лепестков 434

Простая и интересная диета поможет избавиться от лишних килограммов.

Тернопольский енот Семен стал звездой Instagram
Тернопольский енот Семен стал звездой Instagram [фото, видео] 615

Хозяйка регулярно выкладывает видео о домашней жизни и прогулках пушистика, которые собирают тысячи просмотров.

Светская хроника и ТВ

Юрко Юрченко считает победительницей  Голоса  Ингрет Костенко, которая исполнила его песню
Юрко Юрченко считает победительницей "Голоса" Ингрет Костенко, которая исполнила его песню 331

Композицию "Менуэты" группа "Юркеш" выпустила десять лент назад.

Куда пойти в мае: самые интересные события месяца
Куда пойти в мае: самые интересные события месяца 424

С концертами в Киеве выступят Нино Катамадзе, Джамала, Христина Соловий.

Победитель  Голоса країни-7 :  Тина раскрыла мне много секретов
Победитель "Голоса країни-7": "Тина раскрыла мне много секретов" 487

Александр Клименко побывал в гостях у "КП" в Украине" и ответил на все важные вопросы.

Спорт

Агент:  В ближайшие две недели будущее Гусева определится
Агент: "В ближайшие две недели будущее Гусева определится" 286

Вадим Шаблий продолжает подыскивать новый клуб для 34-летнего экс-полузащитника киевского "Динамо"

Владимир Кличко:  В бою против Джошуа хочу впечатлить сам себя
Владимир Кличко: "В бою против Джошуа хочу впечатлить сам себя" 270 1

Украинский супертяж рассказал о давлении накануне поединка, мотивации соперника и своей одержимости

Борьба за выживание: Украина проиграла Польше на домашнем ЧМ-2017 по хоккею
Борьба за выживание: Украина проиграла Польше на домашнем ЧМ-2017 по хоккею [видео] 647 1

Теперь, чтобы сохранить прописку в дивизионе 1А подопечным Савицкого нужно верить в чудо и обыгрывать фаворитов