Виктор Ткачук, рекламный аналитик: «Янукович с 2004 года опирался на «позднее большинство»

Виктор Ткачук, рекламный аналитик: «Янукович с 2004 года опирался на «позднее большинство»

Синий синему не враг  

- Виктор, я знакома с вашим утверждением:  предвыборная-кампания  лидера Партии регионов, которую проводили до первого тура голосования,  вобрала в себя наработки  других претендентов на пост президента Украины. Виктор  Янукович успешно «мимикрировал» под них  – да так, что соперники  не заметили, а Виктор Федорович оказался в выигрыше. Что за супертехнология такая?

- Несмотря на то, что слоган был, как принято в рекламной классике, единый  – «Янукович - эффективный лидер!» - в некоторых  роликах он модифицировался под других кандидатов.  Там узнавались слоганы Тигипко, Яценюка, Литвина.  И даже Тимошенко с посылами «працює» и «вона працює»!  Вот, чтоб не быть голословным, таблица: 

Слоган другого кандидата

Слоган Януковича

Врятувати країну. Арсеній

Віктор Янукович - лідер, який врятує державу.

Сильний президент - сильна країна!

Сергій Тігіпко

Для цього потрібен сильний та ефективний лідер.

Цей лідер - Віктор Янукович.

Країні потрібен Литвин

Вона працює. Юлія Тимошенко

Україні потрібен ефективний лідер, з яким вона запрацює.

Вона працює. Юлія Тимошенко

Віктор Янукович - ефективний лідер, з яким Україна запрацює.

Большинство экспертов изначально  предполагало: во второй тур выборов выйдут Виктор Федорович и Юлия Владимировна.  Именно они развернут борьбу за перетягивание избирателей, уже «потерявших» своих кандидатов. У Януковича о подобной перспективе  побеспокоились заранее, еще перед первым туром.

- Полагаете, это делали сознательно, не от нехватки собственного креатива?

- Конечно. Когда  только в одном слогане наблюдается сходство, можно предположить оплошность. Но тут была система.  Сильный ход, который на уровне подсознания приближал Януковича непосредственно к «чужому» электорату.

- Странно, что в штабе соперников не обращали внимание на сходство продукции…

- У Тимошенко – в том числе. Иначе  подняли бы шум, обвинили  Януковича в плагиате как минимум.  Реализовывался перехват  осторожно,  в первую очередь на радио.

Удельный вес «своих» и «заимствованных» идей  распределился следующим образом. Перед первым туром у Виктора Януковича было 15 роликов на радио, 3 из них содержали слоганы «непроходных» конкурентов, а 8 – содержали «брендовое» слово Тимошенко – «працює».

Однако перед вторым туром этот ход уже не применяли. С моей точки зрения, напрасно.

Еще любопытная деталь. Сергей Тигипко  перед первым туром выборов  «мимикрировал»  под Януковича: синий  фон его баннеров  напоминал фирменный цвет главного регионала Украины. И если в первом туре такие ассоциации играли  на Тигипко, то во втором – на Януковича. Особенно в восточных областях страны, где Сергей Леонидович занял второе место. Эти области традиционно лояльны к Януковичу. И избирателям Тигипко требовался совсем незначительный фактор, который  сознательно или подсознательно подтолкнул бы к окончательному решению. Синий синему не враг!

- Хотите сказать, что  Тигипко не случайно воспользовался параллелями?

- Без всякого сомнения. В штабе Тигипко действовали последовательно. В зените рекламной кампании запустили сообщения о том, что Сергей Тигипко  опережает Арсения Яценюка.

- Гораздо круче: утверждали, что  Тигипко попадет  во второй тур!

- При этом реальной картины никто из рядовых избирателей не знал и знать не мог. Следующая «новость» выглядела так: Сергей Тигипко перехватил у Юлии Тимошенко симпатии среди городского населения. А в некоторых целевых аудиториях он, мол,  и Виктора Януковича  обходит!

Владимир Литвина, сам того не желая, тоже сыграл в пользу Януковича. Его слоган «Тільки він гідний бути президентом України», отложившись в памяти, во втором туре работал на кандидата-мужчину.  

Скоро ли победят новаторы? 

- Виктор, у меня, как у потребителя  рекламы, сложилось ощущение: в штабах Януковича и Тимошенко перестарались, когда  львиную долю роликов посвящали «играм на понижение» оппонента. В итоге оба политика предстали в крайне невыгодном свете, правда?

- Последствия  уже не замедлили сказаться: значительную часть избирателей не устроила перспектива выбирать меньшее из двух зол (4,4% в 2010 против 2,34% в 2004 году). Но, как по мне, выиграла Украина.   И победитель  президентской кампании-2010, и проигравший ускорили приход новых политических элит. Я имею в виду не только перспективы Сергея Тигипко и Арсения Яценюка – называть их , немало поработавших на высоких  государственных постах, совсем  новыми как-то неловко. Речь идет о действительно неизвестных сегодня людях, которые будут соответствовать запросам общества на лидера нового формата.

- Ну а пока, в соответствии с афоризмом Леонида Кравчука, первого президента и экс-доверенного лица Юлии Тимошенко, мы имеем то, что имеем… Реклама Тимошенко выглядела зрелищно, остроумно, эффектно, в полном соответствии с образом героини. Ролики Виктора Януковича на ее фоне казались более статичными, консервативными.

Накануне 7 февраля  вы предположили: именно стратегия  Януковича окажется для избирателей предпочтительной. Почему это, по-вашему,  предвещало победу?

 - Главный плюс Януковича: он не отклонялся от линии своих кампаний, которые были реализованы с 2004 года. Ведь в ту пору его поддержал достаточно большой процент людей. Те же тезисы регионалы использовали и на парламентских выборах. Постоянство привлекательно для большинства людей! ( Напомню, впрочем: сейчас мы обсуждаем только влияние рекламы и пиара на выборы-2010, другие факторы не рассматриваем.)

В маркетинге известна так называемая модель Роджерса. Суть ее состоит в том, что люди разделяются на новаторов, ранее большинство, позднее большинство и консерваторов. Новаторы составляют 2,5 процента, не только в Украине, в любом другом обществе. Это быстро воспринимающая, быстро реагирующая категория граждан. 13,5 процентов - ранние последователи,  34 процента – ранее большинство. Они несколько медленнее «доходят» до необходимости перемен. Те же 34 процента у позднего большинства и 16 – у консерваторов.

Позднее большинство  крепко держится собственных  взглядов, редко от них отказывается, хотя донести «поздним»  нужный посыл непросто. Но уж если они поверят в кого-то…

Технологи Виктора Януковича работали на эту категорию с 2004 года, включая плановые и досрочные парламентские выборы. И теперь они точно знали, на кого опираются. В первом туре результат в 35 процентов голосов был обеспечен в основном за счет позднего большинства! То, что избиратели Януковича традиционны и скептичны,  доказывается также тем, что результат Партии Регионов на выборах в парламент и в 2006 и в 2007 годах был поразительно близок все к той же магической цифре 34 – 32,12 % и 34,37% соответственно. 

Второй тур также показал:  люди рисковать не хотят. Что в условиях кризиса потребность в стабильности, которую несет в себе Янукович (по крайней мере, с экранов телевизоров), больше чем потребность в «новом пути», который предлагала Тимошенко.  

Визитка «КП»  

Виктору Ткачуку  двадцать шесть лет. У него-  высшее медицинского образование. На последних курсах вуза  парень сотрудничал с рекламным агентством, которое продвигало социальный проект. Малышей на приеме у врача «награждали за смелость» упаковкой сока, чтобы дети не боялись в следующий раз профилактических посещений поликлиники. Эффект оказался настолько впечатляющим, что Виктор «изменил» медицине и занялся изучением технологий влияния  рекламы на более взрослые категории населения.

 Что важно: Ткачук не относится к так называемой старой школе политологов- социологов-пиарщиков, которым привычно делать прогнозы под заказ  определенных политических сил или партий. Возможно, это и есть росток того гражданского общества, где независимость взглядов и выводов становится нормой жизни? 

Фото автора

загрузка...
загрузка...

Политика

Аваков: операция по задержанию экс-чиновников обошлась в 330 тысяч гривен
Аваков: операция по задержанию экс-чиновников обошлась в 330 тысяч гривен 223 1

Суд еще не всем избрал меру пресечения, но уже было внесено 246 миллионов гривен залогов.

Трамп жестко  протаранил  премьера Черногории, чтобы стать в первый ряд
Трамп жестко "протаранил" премьера Черногории, чтобы стать в первый ряд [видео] 774

А после - поправил пиджак и начал "по-голливудски" улыбаться на камеру и любезничать с президентом Литвы Далей Грибаускайте.

Меркель и Обама записали видеообращение в связи с терактом в Манчестере
Меркель и Обама записали видеообращение в связи с терактом в Манчестере [видео] 118 1

Жертвами взрыва стали 22 человека.

Происшествия

США признали гибель более ста мирных жителей во время ударов в Мосуле
США признали гибель более ста мирных жителей во время ударов в Мосуле

Во время обстрела обрушилось здание, в котором находилось много гражданских.

Шестилетняя девочка выпала из окна шестого этажа, пытаясь спасти кота
Шестилетняя девочка выпала из окна шестого этажа, пытаясь спасти кота 248

Домашний любимец не выжил, ребенок находится в больнице.

В Греции взорвали машину экс-премьера Пападимоса
В Греции взорвали машину экс-премьера Пападимоса 175

По предварительной информации политик получил ранения.

Экономика

В Украину прибыло судно с углем из ЮАР
В Украину прибыло судно с углем из ЮАР 285 2

Из Южной Африки поступило 70 тысяч тонн антрацита.

Эксперт: Из-за повышения минимальной зарплаты инфляция составит около 12%
Эксперт: Из-за повышения минимальной зарплаты инфляция составит около 12% 230 1

Уже сейчас многие компании вынуждены повышать тарифы на свои услуги, чтобы платить повышенные зарплаты.

Другой уголь: что означает решение правительства об отказе от антрацита
Другой уголь: что означает решение правительства об отказе от антрацита 1266 4

Эксперт: на скорое возвращение Донбасса правительство уже не рассчитывает.

Общество

В Каире парикмахер жжет своих клиентов огнем ради красоты
В Каире парикмахер жжет своих клиентов огнем ради красоты 31 1

Острые лезвия ножниц уже не в тренде. Хочешь модную прическу - готовься к пламени.

Шведского священника лишили сана за анкету на сайте знакомств
Шведского священника лишили сана за анкету на сайте знакомств 155

Священник в свое оправдание заявил, что недавно пережил расставание и чувствовал себя одиноким.

5 мифов о крепком сне, которые опровергли врачи
5 мифов о крепком сне, которые опровергли врачи 319

Вы можете продолжать верить всему этому и дальше, но если здоровье для вас все-таки важнее самоуспокоения, то вот вам несколько фактов, которые стоит принять к сведению.

Светская хроника и ТВ

Харрисон Форд:  Звездные войны ? Там ходит парень в костюме собаки. Какая ерунда!
Харрисон Форд: "Звездные войны"? Там ходит парень в костюме собаки. Какая ерунда! 333

Ровно 40 лет назад состоялась премьера самой великой космической сказки.

Комсомольцы и коммунисты украинского националиста
Комсомольцы и коммунисты украинского националиста 804 2

26 мая исполняется 60 лет со дня рождения народного артиста Украины Богдана Бенюка.

Культурный июнь: в афише Evanescence, ATB, Райкин и 5`nizza
Культурный июнь: в афише Evanescence, ATB, Райкин и 5`nizza [фото] 173 1

Вот и лето подкралось незаметно – самое время составить список мероприятий, которые вам хочется посетить и заранее отложить денежки на желанное.

Спорт

 Футболисты  Динамо   плавят  тренера? Чушь!
"Футболисты "Динамо" "плавят" тренера? Чушь!" 5

26 мая в Харькове состоится последнее украинское Класико сезона, которое может стать судьбоносным для Сергея Реброва.

Боевой гопак и спас стали национальными видами спорта
Боевой гопак и спас стали национальными видами спорта 765 8

Это означает, что федерации этих видов могут претендовать на господдержку.

Тарас Степаненко стал отцом в третий раз
Тарас Степаненко стал отцом в третий раз [фото] 1014

В семье полузащитника "Шахтера" пополнение накануне матча против киевского "Динамо"