Сегодня 17 августа +23°C
Пилот истребителя Су-27 погиб в день рождения дочери...

Пилот истребителя Су-27 погиб в день рождения дочери...

Владимир Соболев не успел передать на землю сигнал беды.

А точнее, не тело, а его фрагменты... Он погиб  прямо в кабине...

Место катастрофы (в 20 км севернее Комсомольска-на-Амуре) усеяно большими и мелкими  обломками истребителя. Как уже сообщала КП, найдены также средства объективного контроля ("черные ящики"), они отправлены для исследования экспертами.

Прибывшая в Комсомольск комиссия Министерства обороны ведет расследование. Ей придется искать ответы на многие вопросы, - начиная от того, как были организованы ночные полеты в части, и достаточно ли глубоко прошел предполетный медосмотр полковник Соболев, и заканчивая состоянием поисково-спасательной службы.

Напомню, что отметка самолета Соболева пропала на экранах радаров в минувший четверг в 9-27 по московскому времени (следовательно, в Комсомольске была глубокая ночь). Чем была вызвана необходимость отрабатывать сложные упражнения ночью? Планом боевой подготовки, который предусматривает и такие полеты.

Почему я заговорил о качестве медосмотра пилота перед вылетом? Да потому, что одна из версий - потеря сознания. Соболев не успел передать на землю сигнал беды. Что и позволило спецам сделать вывод: кризис случился мгновенно... Но тогда возникает другой вопрос: а врач, который осматривал (должен был осматривать) полковника перед вылетом, что-нибудь заметил? Скажем, с давлением.

Судя по тому, что самолет рухнул на третьей минуте полета, можно сказать, на разгоне машины при наборе высоты, в этот период пилот испытал серьезные нагрузки. Тут могло и случиться...

Но это, повторяю, одна из версий.

Но не меньше вопросов вызывает и другое: почему и место падения машины, и тело пилота нашли только на третий день?

Поиски начались только утром в пятницу, когда рассвело. И тут оказалось (это рассказал один из офицеров части), что вертолет поисково-спасательной службы "не заводится". Мороз стоял в тот день под -40. Пришлось просить вертушку на авиазаводе (его машины базируются на том же аэродроме Дземги). Но опять странно: командование части знало полетное задание Соболева, курс его машины, примерную скорость истребителя при взлете, знало, что Су-27 исчез с радаров на третьей минуте. Что позволяло быстро вычислить район падения самолета. И, тем не менее, его нашли только на третий день...
Тут есть над чем задуматься сановитой комиссии Минобороны.

МНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ

А тем временем боевые российские пилоты, связисты, спасатели (и действующие, и отставные) обсуждают причины ЧП "вживую" и на блогах. Сегодня ночью на мой блог поступили вот такое сообщения:

"Похоже, было столкновение с землей при выполнении сложного пилотажа... Не прыгал (пилот-ВБ), поэтому "комар" (радиомаяк-ВБ) и не пищал... Нашли уже несколько часов назад...

Самолет проделал просеку в глухом лесу... От летчика только фрагменты одежды...Нет слов для сожалений. Основная версия - потеря сознания.

р.s. Его дочери сегодня исполнилось 18 лет"...

А вот - другие мнения специалистов, которые в немалой степени дают ответ на вопрос о том, почему же так долго искали и пилота, и машину:

"Возможные факторы, усложняющие поиск, - отсутствие сигнала от радиомаяка ("комара"), отсутствие дыма (если не было взрыва или пожара), сложные метеоусловия с плохой видимостью для поиска с воздуха, труднопроходимая местность для наземной поисково-спасательной команды. Но все равно, почти двое суток - сроки поиска для района аэродрома (как правило радиус 100 км.) конечно очень большие, учитывая то, что по скорости полета, курсу и времени от взлета до пропадания метки на локаторе , примерное место падения было известно. Считаю это логическим продолжением всего того, что сделали с армией за крайние 1,5 года.

Вспомните борт, погибший в Татарском проливе. Никакой инфы о причинах катастрофы. СМИ неделю поголосили - и тишина..."

"Я не специалист по поискам, но смею заметить, тайга вокруг Комсомольска, несколько лет горела с конца 90-х...Да а так, что в городе смог с мая по сентябрь стоял. Наверное, в горевшей тайге как-то попроще обнаружить место падения, если и маяк выключен. Видимо дореформировались до того , что искать некому и нечем, вот и тянут волынку"...

"Обратите внимание! Даже если батареи "Прибой-2" были бы полностью исправны, даже если бы летчик катапультировался, и сработал "Комар", со спутника его все равно не засекли бы. ЧАСТОТА НЕ ОБСЛУЖИВАЕТСЯ!!!!

Система САПСАТ создавалась именно для этого. По сути, кто-то (кто?) принял преступное решение об отключении отечественного диапазона частот ПСС. При этом, не подумав о замене аварийных маяков и радиостанций. При этом, не подумав о том, что наземные автоматические радиопеленгаторы и бортовое оборудование наших самолетов и вертолетов, предназначенное для ПСС, так же работает на частотах 121, 5 и 243 Мгц.

Впрочем, аварийные маяки на импортных бортах типа "Боингов" и "Эйрбасов" работатют как раз на частоте 406 Мгц. Так что тут все в порядке. А о военных летчиках? А на хрен они нужны нашей власти? Земля пухом"...

"Это называется преступной халатностью. Ответственны за нее те, кто принимал решение об отмене контроля частот 121,5 и 243 МГц без перевода армейских аварийно-спасательных средств на новую частоту (ИМХО - на самых высоких уровнях). С самолета найти летчика по маяку (тому же "Комару") сложнее, в силу небольшой дальности и ограниченного (из-за батареи) срока действия станции Р-855УМ. На больших пространствах вроде Крайнего Севера и без знания приблизительного места покидания (вынужденной посадки) приборами типа АРК-УД долго искать придется"...

"Абсолютно согласен. В принципе любой летчик может подавать в суд, знать бы, на кого. Однако в принципе можно подать в суд и на... государство. Хорошо будет звучать: " Рассматривается дело "Майор Петров против России"?

А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ…

Возбуждено уголовное дело по статье "О нарушении правил полетов или подготовки к ним". Странно, не правда ли? Еще ничего не известно, а "формулировочку" уже подкатили. Ничего странного, ответят мне юридические спецы: в ходе расследования уголовного дела формулировка может поменяться. Оно-то так, но как-то нелепо все это выглядит. Ведь получается, что заранее бросается тень на пилота, который, возможно, ни в чем не виноват...

А тем временем полеты истребителей Су-27 приостановлены до выяснения причин катастрофы.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЗГЛЯДОМ

Как ищут попавших в беду летчиков?

На этот и другие вопросы отвечает бывший командир отдельного батальона связи и радиотехнического обеспечения авиационного полка подполковник запаса Роман Стосорок:

- На аэродроме в случае аварийного покидания летчиком самолета и срабатывания аварийного маяка "Комар" на экране автоматического пеленгатора типа АРП-10, АРП-11 и им подобным автоматически отбивается пеленг (направление) на его место. Оператор пеленгатора обязан немедленно доложить об этом руководителю полетов. Так как данные пеленгаторы работают в метровом (100-150 Мгц) или дециметровом (220-399 Мгц) диапазонах, дальность приема сигнала "Комара", находящегося на земле, не превышает 15-20 км. В гористой местности меньше в 2-3 раза.

В воздухе (при подъеме вертолета или самолета ПСС - поисково-спасательной службы) обнаружение сигнала "Комара" происходит при приеме на ботовую радиостанцию типа Р-862, Р-863 (в наушниках слышен специфический писк), направление на маяк указывает автоматический радиокомпас типа АРК-2 и подобные ему. Дальность обнаружения аварийного маяка с воздуха в зависимости от высоты полета воздушного судна ПСС.

Например, на высоте 3000 метров - до 60 км. В горных условиях - несколько километров..
Аккумуляторные батареи "Прибой" для аварийных радиостанций в частях не менялись со средины 90-х. Срок службы батареи согласно технических условий - 12 лет. Данные уточнены у офицеров инженерно-авиационной службы ВВС.

Вывод: отключение спутников системы КОСПАС от обслуживания частот 121.5 и 243 Мгц 1 февраля 2009 года в настоящее время не позволяет обеспечить обнаружение экипажей воздушных судов ВВС РФ, терпящих бедствие, из космоса...

Политика

Глава СБУ заявил, что Москва готовила теракты, чтобы обвинить бойцов АТО
Глава СБУ заявил, что Москва готовила теракты, чтобы обвинить бойцов АТО 167 1

Василий Грицак попросил заробитчан не ездить в Россию.

Гройсман  уволил  человека, работавшего на  Ленинской кузне
Гройсман "уволил" человека, работавшего на "Ленинской кузне" 247 1

"КП" в Украине" нашла несколько любопытных фактов о первом заместителе председателя Черниговской ОГА.

Янукович хочет судить своих судей
Янукович хочет судить своих судей 196 1

А пока из дела о госизмене убегают адвокаты.

Происшествия

Теракт в Барселоне: опубликовано фото и имя возможного террориста, он задержен
Теракт в Барселоне: опубликовано фото и имя возможного террориста, он задержен [фото, видео, дополняется] 3

Согласно аккаунту в Фейсбуке, подозреваемый живет в Риполе, что неподалеку от Барселоны.

СМИ сообщили о 13 погибших в Барселоне в результате теракта
СМИ сообщили о 13 погибших в Барселоне в результате теракта 36

До этого сообщалось только о двух смертях. Полиция подтвердила, что произошедшее является терактом, а СМИ отыскали вероятного террориста.

Белорусские десантники разрывали живых лягушек и змей перед детьми
Белорусские десантники разрывали живых лягушек и змей перед детьми [фото] 131

Во время показательных выступлений бойцы разрывали пополам живых лягушек и ужей. За всем наблюдали зрители, включая детей и подростков.

Экономика

Из-за безвиза в Украине стало меньше безработных
Из-за безвиза в Украине стало меньше безработных

Экономисты говорят, что радоваться нечему, и оживление экономики здесь ни при чем.

Что ищут антикоррупционеры в Нацкомиссии по тарифам по делу о тарифе  Роттердам+
Что ищут антикоррупционеры в Нацкомиссии по тарифам по делу о тарифе "Роттердам+" 234

По словам экспертов, цена на уголь по данному тарифу могла превышать реальную до 1000 гривен за тонну.

15 ошибок на собеседовании, которые стоили украинцам работы
15 ошибок на собеседовании, которые стоили украинцам работы 925

Кадровый портал rabota.ua выяснил, какие ошибки украинцы чаще всего допускают при поиске работы.

Общество

Главная ошибка тех, кто приходит в Церковь
Главная ошибка тех, кто приходит в Церковь 11

На эту тему размышляет глава Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ епископ Виктор (Коцаба).

Разгадываем коды и ждем подробностей о героях "Игры престолов" 67

ТОП-5 литературных новинок, которые еще не вышли, но уже наделали шороху.

Налог на тень: на пляжах Кирилловки уже берут оплату за то, что вы стоите под навесом
Налог на тень: на пляжах Кирилловки уже берут оплату за то, что вы стоите под навесом [фото] 695

Отдыхающие шутят, что пора вводить и плату за плавание в море.

Светская хроника и ТВ

Cедокова рассказала о расставании с отцом своего третьего ребенка
Cедокова рассказала о расставании с отцом своего третьего ребенка 734

Певица призналась, что возлюбленный не верил в нее.

Оля Полякова признала, что способна быть злодейкой и стервой
Оля Полякова признала, что способна быть злодейкой и стервой [фото] 246

В столичном кинотеатре "Оскар" состоялась гала-премьера анимационной комедии "Эмоджи Муви".

Сегодня Кузьме Скрябину исполнилось бы 49 лет: как вспоминают музыканта
Сегодня Кузьме Скрябину исполнилось бы 49 лет: как вспоминают музыканта 642 2

В разных городах пройдут концерты, флешмобы, акустические вечера в честь народного любимца, "КП" в Украине" публикует программу мероприятий.

Спорт

 Маритиму  -  Динамо : киевляне в гостях у Криштиану Роналду
"Маритиму" - "Динамо": киевляне в гостях у Криштиану Роналду 123

В четверг, 17 августа, подопечные Александра Хацкевича проводят первый матч плей-офф Лиги Европы

Златан Ибрагимович может стать тренером  Манчестер Юнайтед
Златан Ибрагимович может стать тренером "Манчестер Юнайтед" 116

В приглашении шведского форварда в новом качестве лично заинтересован Жозе Моуриньо

Месси обматерил Рамоса
Месси обматерил Рамоса [видео] 349

Нападающий "Барселоны" и защитник "Реала" поскандалили в матче за Суперкубок Испании