Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 апреля
Загрузить еще

Сергей Тигипко считает, что бизнесу нужна свобода

Сергей Тигипко считает, что бизнесу нужна свобода
Фото: Тельняшка на память от моряков, экскурсия на буксире и содержательный разговор о развитии судоходства на Азове - то, что запомнилось во время визита в Бердянский порт.

Упор на транзит

Свой визит в Бердянск Тигипко начал с возложения цветов к монументу морякам азовской флотилии - героям Великой Отечественной. Подступиться к политику журналистам оказалось нелегко - со всех сторон его обступили горожане - всем хотелось пообщаться с успешным экономистом, задать вопросы, поделиться переживаниями.  

После беседы с горожанами Сергей Леонидович отправился в городской порт. Ни для кого не секрет, что отечественные порты переживают сегодня сложные времена.

- Наша главная проблема - это устаревшее оборудование, - говорит начальник Бердянского портового флота Александр Мельник. - По предварительным данным, на  обновление флота нам необходимо 100 миллионов гривен. И без государственной поддержки тут не обойтись.

Но беседой исключительно с руководством порта политик ограничиваться не захотел. И, правда, разве можно судить о проблеме только со стороны управленцев? Сергей Леонидович шагнул на борт буксира, чтобы пообщаться с командой, осмотреть берег и порт со стороны моря.

- Реанимирование и развитие портов и судоходства для Украины крайне важно. Мы должны выиграть конкурентное партнерство в борьбе за транзитный потенциал, - подчеркнул Тигипко. - Важно стать транзитной страной - это сразу подтянет другие отрасли. Включаются в работу наши порты -  включается и железная дорога, вагоностроение, металлургия и так далее.  Бердянский порт не самый глубоководный, но он дает колоссальную экономию средств нашим металлургам по доставке их продукции в любую точку. Необходимо обратить внимание на развитие наших портов. К примеру, Россия, которая является нашим главным конкурентом в Азовском море, в последнее время мощно инвестирует в свои порты.

По мнению Сергея Тигипко, решить вопрос можно двумя путями. Если государство имеет возможность финансировать порты, оно обязательно должно вкладывать деньги в эту отрасль. Если нет - нужно переходить на государственно-частное партнерство, привлекать инвесторов, при этом сохраняя за собой статус государства как контролера бизнес-процесса. Тогда прибыль будет не только у бизнеса, но и у государства.

- Кроме того, мы дадим работу нашим производителям, - продолжает политик. - Азову необходимы мощные буксиры, здесь нет ледокола, а ведь все это можно построить силами украинских кораблестроителей. Это - очень перспективное направление, которое при разумном подходе и соответствующем законодательстве может создать дополнительные рабочие места и увеличить поступления в государственную казну.

Людям - рабочие места, а в казну - деньги 

- Сергей Леонидович, а как быть с Румынией? - поинтересовались у политика собравшиеся горожане. - У них есть сильный порт, Констанца, и они всеми силами стремятся контролировать перевозки по Дунаю…

Один из самых популярных вопросов у работников порта: как Украина будет конкурировать с Румынией и Россией на море?

На этот вопрос Тигипко тоже знал ответ:

- Да, Румыния для нас сегодня сильный конкурент в акватории не только Дуная, но и Черного моря. Там мы действительно проигрываем. Прежде всего - по контейнерным перевозкам. Что касается Дуная, то мы должны иметь свой канал и  усиливать свои порты на реке. Наше дунайское судоходство далеко не в лучшем состоянии. Но как только появится грузооборот, эта отрасль сразу станет привлекательной для инвесторов. И здесь уже важна тарифная политика государства. Если государство не будет полностью контролировать ситуацию, бизнес получит хороший стимул для развития, а порты - возможность привлекать инвестиции. 

Сегодня в Украине  нет законодательства, которое бы закрепляло инвестиции в портах. Следовательно, считает Тигипко, нужен новый закон, который позволил бы инвесторам не бояться вкладывать деньги. При этом политик отметил, что опасаться появления частного капитала не стоит, ведь государство будет четко контролировать все порты. Самое главное - появятся рабочие места, а в казну пойдут налоги.

Спасательный круг для экономики

Сегодня в Украине зарегистрировано 2365 видов лицензированной деятельности.  Для сравнения: в Болгарии - 135, в  Бельгии - 26, а в Индии - 4.

- Мы удивляемся бурному развитию индийской экономики, - говорит Сергей Леонидович. -  А они просто-напросто развязали руки бизнесу. В трудные времена бизнес должен переходить из одной ниши в другую. Наш бизнес пытается быть гибким, но натыкается на бюрократические препятствия.

Запутанная и без меры раздутая система лицензирования деятельности далеко не единственное препятствие на пути малого и среднего бизнеса. Международная финансовая корпорация (IFC) присудила нам «почетное» 181-е место в рейтинге мирового налогового законодательства из возможных 183.

- Никого не хочу обижать, но ниже нас только страны Африки, - иронично заметил Тигипко. - Взять хотя бы бесчисленные проверки предпринимателей. На шее у бизнеса сегодня сидят 85 проверяющих организаций. Рядом с нами стоит Таджикистан - там таких структур 44. Бизнесу нужна свобода. А для крупных предприятий - индивидуальный подход. Если тот же Запорожский алюминиевый комбинат будет и дальше получать электроэнергию по общему тарифу, то сложно говорить о конкурентоспособности. 75 процентов себестоимости алюминия - электроэнергия. В Запорожье недозагружены атомные мощности, почему же комбинату не дают энергию по льготной цене? Экономике надо помогать - и она заработает на полную.