Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Литвин предлагает вернуть мажоритарную систему выборов

Литвин предлагает вернуть мажоритарную систему выборов
Фото: «Я и мои единомышленники самостоятельно решили преодолевать пропасть между народом и властью», - говорит Владимир Литвин.

Причины самые разные. Это и урезанные центром бюджеты, и то, что предыдущие выборы в местные органы власти прошли по партийным спискам…

Своей точкой зрения на то, как преодолеть возникшие проблемы, поделился спикер Верховной Рады Владимир Литвин.

«ИЗМЕНЕНИЯ НУЖНО НАЧИНАТЬ С СЕБЯ»

- Владимир Михайлович, ваш блок ведь тоже участвовал в выборах по партийным спискам как в Верховную Раду, так и в местные советы. И как результаты?

- Результаты плохие, особенно на местах. Но я говорю не о нашем политическом блоке, я говорю о том, чем обернулись выборы по партийным спискам для местных советов. Во многих регионах единственное, чем занимались депутаты местных советов, - это выяснение отношений. И при принятии решений такие депутаты руководствовались политическими амбициями, а не хозяйственной целесообразностью. И это не говоря уже о том, что во многих регионах в советы прошли люди, что называется, «по партийной разнарядке», не местные, совершенно незнакомые со спецификой данного региона.

Поскольку территориальные общины объединяются для решения проблем граждан, то вполне очевидно, что они должны объединять людей, знающих местные проблемы. Я убежден: в местном совете полагается быть людям, которых знают и  уважают в этом регионе. Только тогда местное самоуправление будет эффективно решать проблемы граждан, а не выполнять указы «сверху». Следовательно, нам нужно отменить выборы по партийным спискам. Это ключевое и определяющее. Но это надо сделать на всех уровнях - на уровне сельских, поселковых, районных, городских, областных советов.

- А вы уже вынесли на рассмотрение парламента соответствующую инициативу?

- Дело в том, что политические партии, точнее, их лидеры не готовы отказаться от крепостной системы избирательных списков, когда, с одной стороны, люди голосуют за кота в мешке, с другой - депутаты полностью зависимы от своего предводителя. На местах - то же самое. Зачем политикам из высших эшелонов власти убеждать в своей правоте принципиального депутата городского совета, когда можно посадить на его место своего человека? 

- И что вы предлагаете?

- Изменения нужно начинать с себя! Я и мои единомышленники самостоятельно решили преодолевать пропасть между народом и властью, приближая власть к людям. Поэтому Блок Литвина открывает свои избирательные списки для всех достойных представителей региональных общин в каждом городе, селе, районе и области. В каждом городе, районе, селе нас станут представлять только те местные жители, которые пользуются доверием сограждан. Они будут хорошо знать насущные проблемы своего региона и смогут эффективно поработать над освещением улиц, ремонтом дорог, налаживанием коммунального хозяйства своего населенного пункта.

СЛЕДУЕТ ЛИКВИДИРОВАТЬ ОБЛАСТНЫЕ ГОСАДМИНИСТРАЦИИ

- Скажите, а что еще мешает сейчас местному самоуправлению работать эффективно?

- Есть очень много проблем. Функции местного самоуправления регламентированы почти 2 тысячами правовых актов и 700 законами, а реальной власти там нет. В местных бюджетах не хватает средств даже для обеспечения базовых потребностей территориальных общин: ремонта жилищного фонда и коммуникаций, содержания школ, больниц и коммунального транспорта. Огромное количество местных проблем требуют безотлагательного решения на законодательном уровне. А на местах в это время в основном заняты политическим противостоянием.

- Вы сейчас часто ездите по регионам, бываете в небольших городках, селах… Скажите, неужели повсюду одна и та же картина?

- Разумеется, нет. Но есть некоторые общие черты. Например, тотальное равнодушие местных властей к проблемам людей. Сегодня понятие самоуправления выхолощено, а жители страны не всегда чувствуют себя гражданами - членами общины, поскольку слабо могут повлиять на ситуацию в своем городе или селе. Острой проблемой для местного самоуправления является также назначение областных губернаторов без учета или предварительных консультаций с жителями региона. Итог - хронические конфликты между руководителями администраций областей и депутатами местных советов. Это проявилось  в дискуссиях вокруг замены и назначения губернаторов целого ряда областей сразу после прошлых парламентских выборов…

- Есть ли рецепт лечения подобной болезни?

- Считаю, что нужно ликвидировать государственные администрации и передать всю власть органам местного самоуправления. Нужды в двоевластии нет. Для полноценной работы местных выборных органов необходимо изменить избирательную систему: местные советы следует избирать не по партийным спискам, а на мажоритарной основе. Чтобы люди знали своих депутатов в лицо и могли контролировать работу каждого. Вместо государственных администраций надо создать исполнительные комитеты на уровне района и области. А чтобы обезопасить местную власть от коррупции, надлежит продумать и ввести публичный механизм отчетности депутатов и упрощенной системы их отзыва.

Кроме того, нужно установить количество депутатов местных советов пропорционально численности населения в регионе. Тогда люди ощутят реальную возможность влияния на местную власть, а она в свою очередь будет чувствовать ответственность перед избирателями. И если народ получит возможность отзывать депутатов любого уровня, в том числе и депутатов парламента, вот тогда власть будет ответственна перед народом в полной мере.

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ - ЕВРОПЕЙСКОЕ ЛЕКАРСТВО ОТ КРИЗИСА

- Вы затронули вопрос формирования местных бюджетов…

- На сегодня большая часть ресурсов и финансов для реализации интересов местного населения сосредоточена в руках центральной власти. Требуется незамедлительно реформировать межбюджетные отношения: 70 процентов средств остаются на местах, 30 процентов отправляются в центр. Я уверен, что укрепление института местного самоуправления во многом зависит от экономической самостоятельности региона. Бюджет должен формироваться снизу вверх, а не наоборот, как это происходит сейчас. Местные бюджеты наполняют государственный, а представители центральной власти успешно его разворовывают или закрывают дыры, вместо того чтобы обеспечить должное финансирование городов и сел. 

- А не получится ли так, что при подобном подходе центральная власть окажется беспомощной перед решением общегосударственных проблем?

- Напротив, децентрализация помогает решить очень многие проблемы, является в какой-то степени лекарством от кризиса, не раз опробованным.

В Европе представителями центральной власти и местных общин в обязательном порядке проводятся совещания по всем важным и стратегическим вопросам, затрагивающим жизнь местного населения. В частности, консультирование органов местного самоуправления по вопросам внутренней и даже внешней политики давно стало нормой.

В Украине же сегодня практически все вопросы вступления в международные организации принимаются без соответствующей подготовки, без необходимого консультирования с местной властью. Это относится и ко вступлению в ВТО, и к интеграции в ЕС или НАТО, к созданию ЕЭП и т.д. Хотя эти решения затрагивают интересы отдельно взятых городов, сел и целых областей страны. Фактически народ Украины больше не является властью, как это записано в Конституции. Нам навязывают международные союзы, не спрашивая мнения граждан, руководствуясь личными мотивами. Это недопустимо!

- Неужели никогда местная власть не пыталась защитить свои права, выстроить «с центром» диалог, найти приемлемые для обеих сторон решения?

- Попытки выстраивать некие переговоры и консультации между центральной властью и местными органами самоуправления, как правило, тонут в политических интригах. В результате мы имеем вседозволенность и всевластие центральных органов, вплоть до отдельных персоналий, над местными советами, бесправие и незащищенность органов местного управления по отношению к центральным и вышестоящим властям.

- Но почему же подобная вседозволенность стала проблемой только для Украины? Почему в других странах с жесткой вертикалью власти не возникает таких трудностей?

- В Европе только два государства вообще не предпринимают никаких попыток включить органы местного самоуправления и их коллективное представительство в структуры законодательного процесса. Это Украина и Сербия. Другие же успешно преодолевают экономические проблемы за счет децентрализации власти. «Деволюция» - этот термин означает быструю, энергичную и реальную передачу полномочий от центральных органов власти к местным общинам. Сокращение функций центральной власти повлекло за собой уменьшение количества чиновников и снижение налогового пресса. Нам тоже немедленно нужно понять все это и передать на места часть полномочий. Иначе Украина не оправится от финансового кризиса, не превратится в развитую страну.