Сергей Тигипко: «Жилищно-коммунальную систему спасет только бизнес»

Сергей Тигипко: «Жилищно-коммунальную систему спасет только бизнес»

Политик уверен, что реформе коммунального хозяйства мешает только сопротивление чиновников.

При этом профильное министерство ничем особо гражданам помочь не в силах - аббревиатуру МЖКХ (Министерство жилищно-коммунального хозяйства) в народе расшифровывают как «Можете Жаловаться Куда Хотите». Вот и сейчас, когда начало отопительного сезона во многих городах привычно откладывается, коммунальщики все списывают на отсутствие средств. Но в то же время, желая сохранить свою монополию на гигантском рынке услуг ЖКХ, не допускают туда ни частный бизнес, ни общественный надзор, ни государственный контроль. Именно такое сопротивление чиновников мешает реформе коммунального хозяйства - уверен политик и экономист Сергей Тигипко. О своем видении преобразований в этой сфере он рассказал корреспонденту «КП».

Каждый третий дом требует капремонта

- Сергей Леонидович, уже не первый год у многих украинцев одна и та же проблема: отопление в срок не включают, коммунальщики говорят, что у них нет денег на ремонт…

- Удивительно, что эта система еще хоть как-то работает. Ведь основная часть жилищного фонда Украины построена во времена СССР, и за два десятка лет недофинансирования и неэффективного управления практически все коммунальные системы пришли в катастрофическое состояние. Потери воды, тепла и электроэнергии достигли недопустимых величин, резко возросло число аварий и отключений. Если дело так пойдет дальше, то нас ждут крупномасштабные коммунальные катастрофы - с отключением от тепла, воды и энергии целых городов, наподобие того, что случилось несколько лет назад в Алчевске. Только за последние недели произошло два крупных эксцесса в системе ЖКХ: несколько дней продолжался пожар на Бортнической станции аэрации в Киеве, а в Харькове бастовали водители трамваев и троллейбусов - коммунальное предприятие «Горэлектро-транс» 5 месяцев не выплачивает им зарплату.

- А вы можете оценить общее положение дел в отрасли?

- Разумеется, хотя цифры, конечно, не радостные. Каждый третий жилой дом требует капитального ремонта. В аварийном состоянии пребывают больше трети водопроводных, канализационных и тепловых сетей, около 30 процентов теплопунктов, больше 20 процентов мостов и дорог.

Требуют замены 87 процентов городского электротранспорта, 70 процентов автотранспорта, который используется в сфере благоустройства территорий, 40 процентов насосного оборудования и котлов, 20 процентов лифтов. Не соответствуют санитарным нормам более половины полигонов твердых бытовых отходов. Каждый год увеличивается количество несанкционированных мусорных свалок.

В правительственной программе реформирования ЖКХ предусмотрено выделение на срочные меры по модернизации коммунального хозяйства страны 23 миллиарда гривен, но этих денег в бюджете нет и не предвидится. Сегодня, в условиях кризиса, практически все расходы национального бюджета идут на социальные выплаты. Кроме того, учитывая глубокую коррумпированность жилищно-коммунальной сферы, эти деньги наверняка были бы большей частью разворованы или использованы не по назначению.

Словом, задачу реформирования ЖКХ нам предстоит решать в условиях острого дефицита бюджетных средств. А это значит, что ставку надо делать на привлечение инвестиций, частного бизнеса. 

Нынешняя система финансирования ЖКХ создает почву для махинаций

- Но есть ли выход? Суммы-то вложений называют астрономические…

- Этими цифрами любят козырять противники реформы. Но во всем мире сфера коммунальных услуг считается одним из самых прибыльных и надежных рынков. Это - идеал любого капиталиста: спрос на его продукты и услуги (электричество, тепло, вода, канализация, вывоз мусора, ремонт зданий, уборка территории и так далее) абсолютно стабилен, и даже кризисы его не снижают, искать потребителя не надо - он всегда на месте. Впрочем, и интересы жителей имеют тройную защиту. Во-первых, тарифы устанавливает специальный государственный орган. Во-вторых, муниципальная власть часто имеет долю в таких предприятиях и всегда - подробнейший контракт. Ну и сам собственник жилья или объединение собственников (кондоминиумы) никогда не дадут себя в обиду. Так вот, если создать правильные условия для бизнеса, он придет в наше коммунальное хозяйство со всеми своими капиталами.

- А вот политики сетуют на население: дескать, люди наши с советских времен привыкли к баснословной дешевизне коммунальных услуг и не готовы платить за них полную рыночную цену. А значит, отмена субсидирования приведет к социальному недовольству...

- Эти разговоры продолжаются из года в год, и рост коммунальных тарифов уже сделал их бессмысленными. На самом деле главная проблема заключается в том, что наших чиновников и руководителей коммунальных предприятий (а они тоже, по сути, являются госчиновниками) полностью устраивает планово-убыточная система, которая обеспечивает им монополию на коммунальные услуги и полный контроль над огромными финансовыми потоками. Их доходы совершенно не зависят от эффективности работы: государство всегда покроет убытки из бюджета - это значит, из денег налогоплательщиков.

То есть мы оплачиваем коммунальные услуги дважды: один раз - по счетам от жэка, второй раз - из налогов. Кроме того, платит экономика. Ведь государство пытается покрыть убытки коммунального сектора за счет предприятий, для которых тарифы гораздо выше. Это, во-первых, снижает конкурентоспособность и эффективность украинской экономики, а значит, опять же, негативно отражается и на зарплате, и на рабочих местах, и на бюджете страны.

Все это создает дополнительные возможности для махинаций: коммунальщики часто перекидывают свою продукцию из жилого сектора в производственный и разницу кладут в карман. Вот пример. Сейчас средний уровень нормативных потерь в водоканалах - 40-50 процентов (испарение воды в водохранилищах, трубах, несанкционированный отбор воды). Это огромная цифра, несоизмеримая с потерями в сетях развитых стран: там они в полтора-два раза меньше. Такие потери фактически в полном объеме заложены в тариф (то есть потребители оплачивают, в том числе и украденную, и испарившуюся воду). По мнению экспертов, реальные потери в сетях гораздо меньше. Водоканалы могут продать два раза часть разницы в объемах потребленной и поставленной воды: излишки перенаправляют на активно развивающиеся коммерческие объекты, которые требуют большого количества воды, - автомойки, супермаркеты, заведения общепита, промышленные предприятия.

Порядок придет в отрасль вместе с частным капиталом

- То есть вы надеетесь на бизнес?

- Я серьезно изучал опыт наших соседей. Например, в Польше экономическая ситуация в начале девяностых была не намного лучше нашей нынешней. Зато государство имело стратегию реформы. Они начали со снижения субсидии и за пять лет полностью ликвидировали их. Общие субсидии, которыми в равной степени пользуются и те, кто ездит на дорогих автомобилях, и те, кому не хватает на самое необходимое, были признаны главным препятствием на пути реформы. Вместо них внедрили адресные социальные субсидии для бедных и соответствующий социальный фонд. Оказалось, что 65 процентов населения в таких субсидиях не нуждается, а муниципалитеты сэкономили до 50 процентов средств. В бюджетах появились деньги, которые можно было направить на продолжение реформы.

Кроме того, на отмену субсидий очень хорошо отреагировал бизнес. Он буквально ринулся в коммунальное хозяйство, все котельные и другие предприятия были скуплены вмиг. Тем более что государство учредило единый специальный орган, который устанавливает тарифы на коммунальные услуги. Была внедрена методология количественного тарифа, согласно которой определяется не сам тариф, а только его составляющие - в первую очередь рыночные цены на энергоносители.

Таким образом, была решена и проблема монополизма. Поставщик тепла вроде бы и является для своего района монополистом, но он действует по утвержденным государством тарифам. Кроме того, муниципальная власть, как правило, имеет долю в уставном фонде предприятия - она формируется из основных фондов, которые вносятся в него. А значит, у нее есть все возможности контролировать качество работы и вообще все процессы, которые в нем проходят.

Опыт соседей показал необходимость выработки долгосрочной национальной стратегии по реформе ЖКХ. Главными пунктами ее должны стать создание регуляторного органа, плана устранения субсидий, продвижение энергоэффективности, установление счетчиков и начисление платежей за реально потребленное тепло. И серьезная разъяснительная работа. Если люди не поймут, зачем им нужна реформа, то успеха не будет.

загрузка...
загрузка...

Политика

Рейтинг Трампа продолжает падение
Рейтинг Трампа продолжает падение 208 1

В США рейтинг одобрения политики нового лидера страны Дональда Трампа показа, что американцы стали еще более недовольны его деятельностью. Большая часть населения не одобряет его поступки.

Происшествия

Экономика

Общество

Дайджест главных событий 29 марта
Дайджест главных событий 29 марта 18

Чем украинцам запомнился ушедший день: масштабный пожар в дачном районе Киева, награждение осужденного в России Сенцова, дополнительные налоги на газ и многое другое.

Светская хроника и ТВ

В Европейском вещательном союзе прокомментировали возможное исключение Украины из  Евровидения
В Европейском вещательном союзе прокомментировали возможное исключение Украины из "Евровидения" 1508 1

28 марта швейцарская газета Blick опубликовала статью, согласно которой организаторы песенного конкурса могут ввести против Киева санкции из-за запрета въезда в Украину российской участнице Юлии Самойловой.

Спорт

Месси дисквалифицировали на четыре матча
Месси дисквалифицировали на четыре матча 687

Дисциплинарный комитет ФИФА принял данное решение в связи с инцидентом с участием футболиста, который произошедшего 23 марта. Там посчитали, что футболист оскорбил помощника судьи.