Нардеп от Партии регионов Юрий БОЙКО: «Надеюсь, в этом году Алчевск не повторится»

Нардеп от Партии регионов Юрий БОЙКО: «Надеюсь, в этом году Алчевск не повторится»

Комментарии: 2
Юрий Бойко: - У властей должна быть единая позиция на газовых переговорах. Фото Елены СТАРОСТЕНКО.

Юрий Бойко - управленец «белой кости». За время, что он руководил «Нафтогазом», в заслугу ему ставили значительный рост доходов госкомпании и, соответственно, отчислений в Госбюджет. При Бойко «Нафтогаз» полностью погасил все газовые долги 90-х Туркменистану и России, за что он был удостоен звания Героя Украины.

В 2006-2007 годах, уже на посту министра топлива и энергетики, Бойко решал проблемы восстановления энергетической инфраструктуры страны, экспорта электроэнергии и, конечно, газа. Политик и управленец привык решать масштабные проблемы. Подписание газового контракта, создание газотранспортного консорциума, воспитание шестерых детей... Свое интервью мы решили начать с экономического кризиса.

Вторая волна кризиса вызвана внутренними причинами

- С начала кризиса прошло больше года. Как вы считаете, чего ждать стране - новых неприятностей в экономике или же, наоборот, постепенного ее выравнивания?

- Сейчас уже можно сделать выводы о том, какие страны оказались лучше подготовленными к кризису, а какие - хуже. Наши показатели отрицательные. Это прямая вина власти - они делали противоположное тому, что надо было делать. Во-первых, открыли границы и завалили страну импортными товарами. Во-вторых, завысили цены на энергоносители и подписали контракт, по которому мы стали получать самый дорогой в Европе газ. Сразу начались проблемы в базовых отраслях промышленности.

В-третьих, власть увеличила налоговую нагрузку, участились проверки на предприятиях. Это как раз то, чего весь мир старается не делать, чтобы не мешать предприятиям. Я был на заводе, который за год проверили 122 раза - они мне сами рассказали. Завод остановился в апреле. А в день, когда я туда приехал, на него зашли две проверки… Буквально террор со стороны проверяющих органов, целью которого - выбить налоги!

Наконец, четвертая ошибка - отсутствие кредитования реального сектора экономики. Собственно говоря, это причина, по которой мы «провалились» больше других стран. У нас падение промпроизводства 30 процентов, а в СНГ - в среднем 15 процентов, в Европе - 3-5 процентов.

Китай, например, пошел по иному пути - сделал все наоборот. Так же и Канада. И теперь в мире считают, что эти страны удачнее других выходят из кризиса. Они вкладывали деньги в реальный сектор экономики, максимально лоббировали свой интерес за рубежом, создавали комфортные условия для своих предприятий.

- И все-таки будет ли следующая волна кризиса?

- Внешних предпосылок для этого нет. Но внутренние проблемы, вызванные действиями властей, безусловно, существуют. В первую очередь это колоссальная, больше 100 миллиардов, эмиссия гривны. Естественно, это не может пройти бесследно. Инфляционные ожидания очень высоки, резервы Нацбанка вымываются быстрыми темпами. Поэтому падение гривны, то есть обесценивание сбережений населения и удорожание его валютных кредитов практически неизбежны. С другой стороны, девальвация гривны повысит конкурентоспособность нашего экспорта.


- Вы вместе с Анной Герман и Юрием Мирошниченко были автором «налога на роскошь». Какова цель законопроекта - забрать у богатых и поделить между бедными?

- Когда начались обвинения в адрес Партии регионов - мол, в ней большой бизнес, а концентрация богатых людей в партии «зашкаливает», мы решили сказать: пожалуйста, давайте введем налог на роскошь. Пусть богатые платят! Мы готовы! В любой стране, которая считается цивилизованной, богатые платят больше налогов, чем бедные.

- Как определить, кто богатый, а кто нет?

- Это очень просто. Если человек покупает роскошный автомобиль, то доля налогов в его стоимости должна быть выше. Нужно предусмотреть увеличенные ставки налогов в стоимости предметов роскоши, а не бегать по городу с фонариком и искать богатых.

«Нафтогаз» превратили в филиал госрезерва

- Вы часто критикуете контракт, подписанный 19 января этого года - но было ли из чего выбирать?

- Когда подписывался этот контракт, Партия регионов сразу заявила, что это самый невыгодный контракт за всю историю независимости Украины. По этому контракту привезли самый дорогой газ: в 2008 году он стоил 179 долларов. А в первом квартале нынешнего года цена на границе составила 360 долларов, что в два раза дороже!

Нам долго рассказывали, что это большая победа украинского правительства. Но на самом деле из Москвы привезли просто неподъемную для нашей промышленности цену. Вся химия, металлургия, прочие энергоемкие производства сразу на себе это ощутили, получив в сложное кризисное время еще один удар под дых.

Газ у нас на 20 процентов дороже, чем в Словакии или Венгрии. В то же время транзит по своей территории мы осуществляем в два раза дешевле, чем те же Словакия или Венгрия. Вот такое неравенство. Кроме того, в контракте прописана куча штрафных санкций, которые сегодня стали своеобразной удавкой на шее нашей промышленности и «Нафтогаза України».

- Которому грозит технический дефолт…

- «Нафтогаз» превратили в «госрезерв» по хранению и поставкам газа, потому что как компания он уже не работает. Сегодня государство дает деньги, «Нафтогаз» закупает на эти деньги газ и кому-то его поставляет. Сам по себе он хозяйственную деятельность уже не ведет.

Скорее всего, дефолта «Нафтогаза» не будет, потому что обязательства этой компании на себя взяло государство. Долги и кредиты «Нафтогаза» переложили на бюджет - то есть на налоги, которые платят население и предприятия. Если вчера этим должен был заниматься менеджмент «Нафтогаза», то сегодня это стало проблемой всей страны.

- На днях президент съездил в Туркменистан, и хотя каких-либо договоров оттуда не привез, заявил, что есть возможность получать дешевый туркменский газ. Это вероятно?

- На самом деле эффективность подобных поездок близка к нулю, если они предварительно не готовятся должным образом. Данный визит Ющенко приурочили к пуску железнодорожного моста через Амударью. Переговоры с Туркменией по поставкам газа могут иметь перспективу, только если в них будут вовлечены все страны, которые находятся по пути - Казахстан, Узбекистан и Россия. Ведь Туркменистан продает газ на своей границе с Узбекистаном. Доставить его оттуда без согласия транзитеров невозможно.


До 2006 года у Украины были контракты, и мы получали действительно дешевый туркменский газ - до 42 миллиардов кубов в год. Но вернуться к этому будет очень сложно: мир изменился, другой стала ситуация. Решать эту проблему придется в комплексе, начиная с вопросов транспортировки. Я сам этим занимался, я знаю, что за этим стоит.

- А вы в «Газпроме» отношения со своими знакомыми поддерживаете?

- На человеческом уровне общаюсь, но это бывает нечасто.

- Личные отношения помогли бы подписать «хороший» газовый контракт лично вам?

- Дело не во мне. Важно, что, когда государство выходит на жизненно важные для себя переговоры об энергобезопасности, у его властей должна быть единая позиция. И у президента, и у премьера, и у тех, кто ведет переговоры. Только тогда могут быть хорошие результаты.

Когда Виктор Янукович был премьером, с Виктором Ющенко у него были противоречия. Но на переговоры я, как министр ТЭК, всегда ездил с директивами, утвержденными и премьером, и президентом. И зарубежные партнеры видели, что у страны есть единая позиция. Потому и контракты, которые тогда подписывались, были удобными для страны. А в прошлом году президент говорил одно, премьер - другое, делегация «Нафтогаза» - третье. Именно это в конечном счете привело к невыгодным условиям.

До выборов «конфорочный» газ не подорожает

- Есть ли возможность сегодня диверсифицировать поставки топлива в Украину, то есть получать газ не только из России?

- Сегодня у Украины есть возможность получать газ только оттуда, откуда есть газопроводы, а это, кроме России, только Узбекистан, Казахстан и Туркменистан. Но вопрос поставок из этих стран можно решить, только имея политическую стабильность в стране.

Что касается перспективы, то правительство Януковича рассматривало вопрос строительства газового терминала на Черноморском побережье, чтобы обеспечить резервный источник получения топлива. Сегодня этот проект снят с повестки дня.

- Как вы думаете, будет ли дорожать в ближайшее время газ, поставляемый населению? Внутриукраинская добыча топлива не растет, а потребности в «конфорочном» газе постоянно повышаются…

- До президентских выборов, безусловно, дорожать он не будет. По политическим причинам. Кстати, для того чтобы мы имели возможность наращивать отечественную добычу, не обязательно повышать стоимость газа для населения, как это предлагает сегодняшняя власть. Вместо этого можно снизить налоги на «Нафтогаз», а высвобожденные деньги направить на разведку и разработку. Мало кто знает, но доля налогов в цене газа для населения сегодня превышает 60 процентов. Если оставить их «Нафтогазу», страна будет вкладывать в свою экономику, вместо того чтобы отдавать эти деньги другим странам.

- К слову, повысить стоимость газа для населения требует и Международный валютный фонд, который кредитует Украину.

- Он требует прозрачности. На Западе не понимают, почему у нас население получает газ по одной цене, промышленность - по другой, предприятия коммунальной энергетики - по третьей. Они не хотят, чтобы государство кого-либо субсидировало - и правильно делают: в Европе не бывает помощи одним потребителям за счет других.

Юрий Бойко уверен, что местные власти не допустят таких проблем с инфраструктурой, как в Алчевске три года назад.

Юрий Бойко уверен, что местные власти не допустят таких проблем с инфраструктурой, как в Алчевске три года назад.

- В коммунальном секторе газ импортный: котлы, которые греют воду в наших домах, работают на дорогом топливе. Не начнут ли у нас поднимать стоимость «коммуналки», как, например, в Прибалтике, где людям приходится оплачивать платежки в 300-400 долларов?

- Мы к этому не готовы, наше население не имеет таких доходов, как в ЕС. Потому и распространять их опыт на нас нельзя. В мире принято, что человек не должен платить за коммунальные услуги больше 15 процентов от своего дохода. Иначе люди просто перестают оплачивать такие услуги - это не наш, а мировой опыт.

Что касается пути для нашей страны, то в Украине должна заработать система адресных субсидий. Тогда энергоносители будут стоить ровно столько, сколько должны стоить, но одновременно государство будет давать дотации неимущим. Оно само должно увидеть, какие люди могут заплатить за дорогой газ, а остальные будут получать дотации. Система эта сегодня, увы, не работает.

- А наладить ее можно?

- Да. И мы это сделаем.

- Хотелось бы узнать ваше мнение о проблемах коммунального сектора: задолженность предприятий теплокоммунэнерго сегодня достигает 4 миллиардов гривен. Ситуация, как известно, не нова - у них всегда возникали проблемы с расчетами. Можно ли было этого избежать?

- Действительно, проблемы с расчетами возникали всегда. Но такого масштаба, как сегодня (а страна вышла из отопительного сезона с 4 миллиардами гривен долгов), не было никогда. При нашем правительстве, бывало, долг достигал 1-1,2 миллиарда гривен.

Вообще же, долги зависят от своевременности прохождения субсидий, погашения разницы в тарифах, исполнительской дисциплины, внимания к мэрам городов... Это вопросы самого правительства. Должна быть постоянная ежедневная работа, а не одномоментная кампания. Такая большая задолженность, сложившаяся сегодня, - это следствие недооценки коммунальных вопросов со стороны власти.

«Регионы» едины как никогда

- То есть этой зимой можем получить новые Алчевски?

- Я надеюсь, в этом году такого не будет. Местные власти в целом заботятся о своей инфраструктуре. И если не будет сбоев со стороны центральных властей с финансированием, бюджетными субсидиями, техногенных катастроф удастся избежать. Однако жаль, что жилищно-коммунальное хозяйство при сегодняшнем уровне финансирования оказалось один на один со своими проблемами. На финансирование программ ЖКХ правительство Януковича выделяло 5-7 миллиардов гривен, на фоне которых 200-300 миллионов, выделенных на этот год, выглядят просто жалко.

- Как бы вы оценили готовность страны к отопительному сезону?

- Не наработана система финансирования по цепочке «Минфин - обладминистрации - «Нафтогаз» - теплокоммунэнерго»: постоянно опаздывают, система дает сбои. Наверное, можно ожидать очередного прироста задолженностей. В целом же система ЖКХ без финансирования со стороны государства эффективно работать не будет.

- Правда ли, что Федерация работодателей, возглавляемая вами, обратилась к правительству с просьбой не повышать зарплаты в условиях кризиса, то есть вы фактически выступили против «социальных» требований Януковича, из-за которых парламентская трибуна была заблокирована не один месяц?

- Начнем с того, что над работодателями так долго издевались - повышали налоговую нагрузку, «оглушили» дорогими ценами на газ, отнимали внутренний рынок для импортеров… что они потеряли веру в это правительство. Естественно, никаких писем федерация правительству не писала - это бессмысленно. Эту утку запустили в одной из газет, и журналисты, которые выпустили статью, уже признали свою неправоту.

- Значит, в Партии регионов конфликта нет, и ее позиция - единство?

- Конфликты - это вообще не наша сфера. Не забывайте, Партия регионов - это партия созидателей. По нашей инициативе Верховная Рада, надеюсь, уже окончательно, приняла-таки социальные законопроекты, поднимет зарплаты и пенсии бюджетникам. Это реальная помощь людям, это - то, чем мы занимаемся, а не какими-то склоками. Кстати, не верьте власти, что денег на повышение соцстандартов нет - они авиационного керосина в год для своих вояжей сжигают на большую сумму…

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт

робота инженера-конструктора в ДонецкездесьAndy Hallett