Сергей МЕДВЕДЬ. Фото УНИАН. (22 сентября 2009, 01:00)
Почему Украине не везет с референдумами?

Почему Украине не везет с референдумами?

Проведение всенародного референдума является важнейшим из институтов влияния народа на власть.

Непреложную истину о том, что Украина - государство демократическое, власти не устают повторять на каждом шагу. Это же написано и в первой статье Конституции, и в бесчисленном количестве меморандумов и универсалов. Но в нашей стране многое происходит согласно поговорке: «Гладко было на бумаге, но забыли про овраги». Речь о демократии идет лишь до тех пор, пока это выгодно властям предержащим. А они, конечно, приветствуют далеко не все составляющие демократического государства. Возьмем лишь один пример - проведение всенародного референдума, который является важнейшим из институтов влияния народа на власть.

Первый референдум независимой Украины, проведенный в декабре 1991 года, был, по сути, единственным случаем, когда голос народа был услышан. Да и то только потому, что позиции простых украинцев и властей предержащих в тот момент совпали: Акт о провозглашении независимости нужен был стоящим «у руля» не меньше, чем рядовым гражданам страны.

В дальнейшем любые попытки провести референдум терпели поражение. В 2000 году, правда, сделать это все же удалось: более 26 миллионов украинцев высказались за ограничение неприкосновенности депутатов Верховной Рады и уменьшение их числа с 450 до 300 человек. Однако результаты волеизъявления так и остались нереализованными.

Без ответа осталась и инициатива о создании двухпалатного парламента - за такое нововведение тогда высказались 24 миллиона человек.

Что характерно, «референдум Кучмы» благополучно проигнорировали и сами народные избранники: отказавшись законодательно «проредить» собственные ряды, они заложили почву для дальнейшего неприятия референдумов.

Что наглядно продемонстрировали в 2006 году, когда оппозиционный блок «Не так» собрал 4 миллиона 664 тысячи голосов в поддержку проведения референдума о членстве в НАТО и участии Украины в Едином экономическом пространстве вместе с Россией, Казахстаном и Беларусью. В этот раз «отбой» дали из президентской канцелярии - там были настолько не рады возможным результатам народовластия, что после затянувшихся судов, рассматривавших нарушения при сборе подписей за проведение референдума, глава государства подписи проигнорировал и назначать волеизъявление не стал.

Самый свежий пример - отказ в проведении референдума гражданской инициативой «Фронт перемен»: лидер организации Арсений Яценюк попытался остановить переписывание Конституции некоторыми политсилами. Однако на прошлой неделе «Фронту» отказали в регистрации инициативных групп - в Центризбиркоме такой отказ пояснили тем, что вопросы, предлагаемые для вынесения на референдум, предметом всенародного обсуждения быть не могут. Впрочем, учитывая, что в ЦИК собрались представители крупнейших парламентских политсил, по-другому и быть не могло (см. «Кто есть кто в Центризбиркоме»). Кстати, комментариев по поводу своего решения ЦИК пока не дает.

Эксперты уверяют, что для Украины - страны, органы власти которой уже не первый месяц пребывают в хаосе, имеет смысл максимально использовать инструменты прямого народовластия. Тем более что, как следует из ст. 5 Конституции, носителем суверенитета и единым источником власти в Украине является народ.

А КАК У НИХ

На Западе референдум - обычное дело. Например, каждый из швейцарских кантонов регулярно проводит волеизъявление граждан, в частности, по языковым вопросам. Референдумы об отделении канадской провинции Квебека проводились два раза, в 1980 и 1995 годах, и оба раза квебекцы решили остаться в составе Канады. А в следующем году состоится референдум об отделении Шотландии от Британской короны: при всем желании Лондон не сможет заблокировать его проведение, поскольку Шотландия пользуется правом широкой автономии - вплоть до отделения от королевства.

КОМПЕТЕНТНО

Дмитрий ГРОМАКОВ, директор агентства «Украинские проектные системы»: «Без народовластия наша демократия не будет полноценной»

- Факт остается фактом: в стране, которая обрела независимость вследствие всенародного референдума, сегодня нет реального народовластия, ибо нет непосредственной формы демократии. Ведь очевидно: если в Конституции говорится о том, что единственным источником власти в Украине является народ, то он должен обладать и правом на проведение всеукраинского референдума. Законодательные акты, принятые в ходе волеизъявления, не должны быть узаконенными парламентом или президентом.

Другое дело, что такой институт референдума должен быть защищен от попыток использовать его с целью узурпации власти кем-либо из политиков или руководителей государства. Кстати, в соседней Польше, например, 100 тысяч рядовых граждан имеют право законодательной инициативы. Они могут подготовить законопроект и поставить его на повестку дня сейма. Это также форма непосредственной демократии. Без реализации права народа на всеукраинский референдум и других форм прямого народовластия украинская демократия не может быть полноценной.

КТО ЕСТЬ КТО В ЦЕНТРИЗБИРКОМЕ

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПАРТИИ РЕГИОНОВ, КПУ, СПУ:

Тамара Астахова - экс-третейский судья постоянно действующего третейского суда при юридической компании «Принцип», работала консультантом комитета Верховного суда Украины по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности.

Юрий Данилевский - член ЦИК, работал в комиссии под руководством Сергея Кивалова до 2004 года.

Юрий Донченко - член предыдущего состава ЦИК, бывший член КПУ.

Татьяна Лукаш - сестра Елены Лукаш, депутата ВР от Партии регионов.

Михаил Охендовский - член предыдущего состава ЦИК.

Бронислав Райковский - член предыдущего состава ЦИК, избран по квоте КПУ.

Александр Чупахин - член предыдущего состава ЦИК, избран по квоте Соцпартии.

Александр Шелестов - до избрания работал руководителем юридического департамента Центрального аппарата Партии регионов.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ НЫНЕШНЕЙ КОАЛИЦИИ (БЮТ, «НАША УКРАИНА»):

Игорь Жиденко - 127-й номер списка БЮТ на досрочных выборах в парламент 2007 года.

Андрей Магера - член предыдущего состава ЦИК, избранный по квоте «Нашей Украины».

Анатолий Писаренко - член предыдущего состава ЦИК.

Жанна Усенко-ЧЕрная - член предыдущего состава ЦИК, избрана по квоте блока «За единую Украину».

Владимир Шаповал (председатель ЦИК) - экс-представитель президента в Конституционном суде.

Юлия Швец - работала юристом в штабе БЮТ.

Валерий Шелудько - член предыдущего состава ЦИК.

загрузка...
загрузка...

Политика

Антикоррупционеров обвиняют в коррупции и двойных стандартах
Антикоррупционеров обвиняют в коррупции и двойных стандартах 220

Помимо фактического признания Сергея Лещенко коррупционером, Нацагентство по предотвращению коррупции также поставило под сомнение незаангажированность директора Национального антикоррупционного бюро Артема Сытника.

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Топ-5 первых леди мирового кино
Топ-5 первых леди мирового кино 109

Фантазируя, как новая девушка Васи Голобородько будет соблазнять и поддерживать босса, мы вспомнили и других женщин президентов, которые прекрасно сыграли свои роли.

Спорт

тернополь торговый представитель с личным автосюдаLaura Linney