Анна ГЕРАСИМЕНКО. (22 января 2010)
Жил на свете Буратино, мальчик был гиперактивный

Жил на свете Буратино, мальчик был гиперактивный

- Мы не просто заводные, мы еще и талантливые! Фото: с сайта: http://echoclub.ru

- Я буду умненьким, благоразумненьким, я пойду в школу, выучусь и куплю тебе тысячу новых курток! – обещал малыш папе. А вместо этого – прогнал мудрого сверчка, продал букварь, прогулял школу, связался с бандитами… Хотел быть послушным, только ноги сами шли мимо школы, язык сам хвастался, нос сам лез не в свое дело. Знакомо? Буратино, как говорят психологи, – типичный гиперактивный ребенок.

На днях, гоняясь по квартире за своей хулиганистой дочерью, которая насыпала в сахарницу стиральный порошок, я вздохнула:
 
- Ох, уж эти мне гиперактивные дети!

Папа-невропатолог, услышав мои стенания, одернул:
 
- Нет, Аня, твоя – просто бегает быстро, не видела ты гиперактивных!

Вчера в группе на детских развивающих занятиях я поняла, о чем говорил папа – увидела самого настоящего гиперактивного. Парень вертелся волчком, носился, не видя перед собой дверей. Когда все рисовали, он сносил со стола краски и стаканы с водой, когда все слушали сказку, говорил без умолку. Никакие уговоры, окрики, запреты и устрашения со стороны воспитателей не помогали. В общем, занятие превратилось в дурдом, он как будто заразил всех ребят своим суетливым безумием. Я поняла весь ужас ситуации. По подсчетам нейропсихологов 5-7 процентов всех детей – «награждены» синдромом гиперактивности и дефицитом внимания. В каждом классе каждой школы как минимум два таких гиперактивных ученика. «Если появляется третий «активист» - класс можно закрывать», - говорят нейропсихологи.

Беда в том, что многие родители и учителя не знают о существовании гиперактивности, а детские «безумные выкрутасы» списывают на непослушание, вредность, невоспитанность и дурной характер. Сложные дети вызывают у взрослых раздражение, их ругают, ругают, ругают…

Проблемы с нервной системой или тяжелый характер?

Правильное название проблемы – Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Это нейрофизиологическая дисфункция. Нельзя сказать, что гиперактивные дети больны, но их нервная система требует обязательной корректировки, лечения, помощи. Иначе «неуправляемые дети» вырастают в «девиантных подростков», а те – в депрессивных, неуверенных в себе, а порой и склонных к суициду или уголовщине взрослых.

Как понять, что у вашего ребенка СДВГ?

1. В первый год жизни гиперактивные детки чрезмерно чувствительны к яркому свету, громким звукам. Они громко и часто плачут, с трудом засыпают, мало спят. Переворачиваться, садиться начинают позже или намного раньше других, могут вовсе не ползать, а сразу встать и пойти.

2. В год - в два малыш делает слишком много хаотичных, суетливых движений. Позже других начинает изъясняться фразами, позже овладевает сложными движениями, например, прыжками, он неловкий и неуклюжий.

3. В 3 года ребенок становится неуправляемым, он не способен усидеть на месте во время занятий (в детском саду такой малыш становится проблемой для воспитателей – он отвлекается и не слушается и сбивает с толку остальных детишек). Малыш бегает без цели, спотыкаясь и не вписываясь в дверные проемы, часто не слышит и не реагирует, когда с ним разговаривают. Про таких говорят: он всегда лезет на рожон!

4. В 5-6 лет, когда начинается настоящее обучение – занятия в детском саду, подготовка к школе, ребенок быстро утомляется, ведь нагрузки растут, а эмоциональное развитие «гиперактивиста» запаздывает. Малыш становится вспыльчивым, неуравновешенным, не верит в себя и в свои силы. Иногда все эти проблемы проявляются тиками, страхами, головными болями, энурезом.

5. В школе ребенок часто ругается и дерется со сверстниками и учителями, с трудом находит друзей, он нетерпелив и легко возбудим. Он не может сконцентрироваться на уроках, получает плохие оценки, несмотря на то, что интеллект его может быть выше, чем у других. Гиперактивный ребенок не способен предвидеть последствия своих поступков и не признает авторитетов. Учителя могут запугивать его «двойками» и вызовом к директору, но это не срабатывает.

6. Гиперактивист может одеваться, обедать и делать уроки часами. Если не сидеть с ним рядом и постоянно не подгонять и возвращать его к занятию, он так и не закончит начатую работу.

7. Ребенок упорно не может запомнить, где право, а где лево, не любит рисовать, а особенно срисовывать, очень часто пишет буквы «зеркально», делает глупые ошибки, пропускает буквы, у него плохой почерк, буквы разного размера, «пляшут» строчки и грязь в тетради.

8. Организм гиперактивного ребенка работает, как пружина – в течение дня она сжимается, пока малыш пытается справиться с физическими и эмоциональными нагрузками, а вечером он приходит домой, расслабляется и пружина разжимается – малыш становится агрессивным, кричит, дерется, не может улечься спать.

9. Малыш не умеет сидеть тихо и отдыхать. Он постоянно в движении, все время суетится.

10. Ребенок отвечает, не дослушав вопрос, очень много говорит, вмешивается в разговоры и игры других.

11. Он часто падает, ударяется, обжигается. Если обычный ребенок, обжегшись о горячую духовку, запомнит это и не будет в следующий раз трогать плиту, то гиперактивный не выносит «урок» из ситуации, не запоминает последствий.

ВНИМАНИЕ

Когда-то один детский врач сказал мне, что у нормального ребенка энергия должна бить через край. Так что, если ребенок активный, громкий и возбудимый – это еще не значит, что у него есть нарушения нервной системы. Если детки порой не слушаются, капризничают, упрямятся или скачут по кровати до часа ночи, потому что радуются поздно приходящему папе – это нормально. Если не хотят укладываться спать или просыпаются ни свет ни заря – такое тоже бывает со всеми. Когда малышу 2,5 - 3 года, он часто становится неуправляемым, непослушным, на любые предложения и указания родителей отвечает не иначе, как «нет», «не хочу», «не буду», плюется, дерется, кусается и ругается. И это нормальный, известный, так называемый «кризис трех лет», когда ребенок проверяет родителей на прочность.
Определить, есть ли у вашего малыша проблемы с нервной системой, сможет только специалист – невропатолог.


Причины

- В 80 процентах случаев проблемы гиперактивного малыша  - это последствия тяжелой беременности, внутриутробной гипоксии (недостатка кислорода), недоношенности.
 - Частые причины - это родовые травмы, преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности.
- Спровоцировать проблему могут поражения центральной нервной системы, травмы головы и шейного отдела позвоночника.
- Если в семье постоянные скандалы, если ребенка все время ругают – это тоже влияет на развитие гиперактивности.

Что делать

1. Пройти обследование у нейропсихолога, если ребенок:

- имеет проблемы с памятью,
- излишне медлителен или излишне активен,
- плохо усваивает учебный материал, с которым хорошо справляются его сверстники,
- не может описать и срисовать картинку,
- получил родовую травму, травму головы, общий наркоз,
- мало ползал или не ползал совсем,
- с трудом высиживает 15 минут на одном месте,
- двигает ногами и языком, когда пишет или рисует,
- невнимателен, быстро устает, часто отвлекается,
- пропускает буквы или пишет их зеркально,
- не сразу откликается и понимает, что обращаются к нему,
- часто болел, принимал антибиотики,
- родился с помощью кесарева сечения,
- имеет повышенный или пониженный тонус.

Родители, заподозрившие у своих детей подобные нарушения, в каком бы возрасте это ни произошло, должны проконсультироваться с врачом-неврологом и провести обследование ребенка. Лучше обратиться в специализированный неврологический центр или на кафедру детской неврологии. Врачи могут провести электроэнцефалографическое исследование - с помощью электродов, накладывающихся на голову, зарегистрировать электрические потенциалы мозга и выявить соответствующие изменения.

2. По направлению специалистов пройти комплексную коррекцию в нейропсихологическом центре, где ребенка научат чувствовать возникающее напряжение и снимать его, отслеживать своё перевозбуждение, эмоции и  управлять ими. Помощь таким детям - это не только медикаментозное лечение, это система их развития. Этот метод  позволит  ребёнку быть более успешным во всех его проявлениях, и в плане подготовки к школе, и  в  процессе обучения, и в дальнейшей его жизни.

Спокойствие, только спокойствие!

Памятка родителям гиперактивных детей:

- Не сидиться нам на месте!

- Не сидится нам на месте!

1. Старайтесь избегать запретов. Предлагайте альтернативу: «Не нужно рисовать на обоях, лучше я прикреплю к стене большой лист бумаги, и ты сможешь рисовать на нем».

2. Указания должны быть четкими, понятными и состоять не больше, чем из 10 слов.

3. Хвалите и поощряйте ребенка за хорошие поступки и достижения.

4. Ребенок должен жить по строгому режиму. Если все необходимое будет делаться изо дня в день в одно и то же время, малышу легче будет сформировать «правильные привычки».

5. Не подавляйте активность ребенка: не бегай, сиди тихо! Лучше постарайтесь направить энергию в полезное русло. Лучший вариант – спорт, но только не травматичный. Пойдут на пользу танцы, теннис, бег, лыжи, плаванье и просто долгие пешие прогулки на свежем воздухе. Зимой позволяйте своему чаду кататься с ледяной горки «до упора», пока не устанет. Установите дома стенку или просто повесьте в дверном проеме кольца и турник, чтобы активист мог «разряжаться» без ущерба для квартиры.

6. Расположение мебели в комнате, коробки с игрушками, ящики с пластилином и фломастерами должны всегда оставаться на своих местах – домашний мир неспокойного ребенка должен быть предсказуем и стабилен.

7. Стол малыша поставьте в тихом месте, далеко от телевизора, открывающихся дверей. Стол и стул должны быть такой высоты, чтобы ноги ребенка стояли на полу, а не болтались и не подворачивались, приводя к нарушению кровообращения и искривлению позвоночника.

На занятиях

- Учителя обычно стараются дать сложные задания в начале занятия, а простые оставить напоследок. Это работает с обычными детьми. Но если гиперактивный ребенок столкнется со сложностью в самом начале, он «опускает руки» и ничего не делает, потеряв сосредоточенность. Поэтому занятие с таким малышом лучше начинать с того, что у него хорошо получается, или с повторения, чтобы придать ребенку уверенности. Закончить урок лучше тоже чем-то простым, чтобы малыш остался доволен проделанной работой.

- Старайтесь всю возможную информацию давать малышу в картинках или в игровой форме.

- С маленьким ребенком можно заниматься не только за столом. Подойдет и ковер в гостиной, и диван, и кухонный стол. Гиперактивисту проще воспринимать информацию «на ходу».

- Иногда такие детки не могут сконцентрироваться больше 2 минут. Не расстраивайтесь и начинайте занятие с 2 минут, потом увеличивайте постепенно до 3, 4 и т.д.

- Готовьтесь к занятиям заранее, чтобы не потерять в процессе поиска нужного фломастера внимание малыша.

- Прежде, чем начинать учить ребенка выводить буквы, предложите ему раскраски. Когда он научится держаться в пределах контура, письмо он освоит легче.

- У гиперактивных детей бывают «неудачные» дни и даже часы, когда у него ничего не получается. В такое время пытаться его чему-то научить – значит, губить нервные клетки и себе, и ему. Отложите занятие до лучшего настроения.

- С таким ребенком нужно постоянно сидеть и заниматься, следить, чтобы он не отвлекался, подбадривать, хвалить. Но ни в коем случае не раздражаться и не ругать!

- Первые годы в школе избавьте ученика от оформительской работы: пусть родители сами прочертят поля в тетрадке. Кропотливая работа, вроде отсчета клеточек, слишком сильно утомляет малыша.

- Гиперактивный ученик может понять материал, запомнить, но через день забыть. Поэтому такому ребенку необходимы повторения, схемы, картинки.

- Внимания ребенка хватает ненадолго. Если вы видите, что ученик перекладывает карандаши, «зависает», уставившись в пространство, оставьте его на 10-15 минут в покое, а потом продолжите занятие.

Комментарий специалиста

Руководитель детского нейропсихологического центра «Добрые руки», клинический психолог  Валентина Колганова:

     - Гиперактивным детям и их родителям нужно всерьез настроиться на занятия: они займут несколько месяцев. Работать ребёнку и его маме или папе предстоит не только в группе с другими детьми, но и дома, что потребует от его семьи терпения и поддержки. Ежедневно! Награда – добрые перемены. Ребёнок становится спокойнее, появляются хорошие оценки, улучшаются отношения с окружающими, вырастает самооценка, возникает стремление к успеху.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Общество

Светская хроника и ТВ

вакансии семейный психолог Одесса