Владимир Фокин:  Хороший режиссер — чрезвычайно редкая профессия

Владимир Фокин: "Хороший режиссер — чрезвычайно редкая профессия"

Петр: - Расскажите о своем впечатлении от кинофестиваля «Харьковская сирень»

В.С.: - Мы все приехали в Харьков для того, чтоб принять участие в этом замечательном празднике. Мы очень любим Украину, я харьковчанин по происхождению, это вообще отдельная сердечная печаль и радость. Хочу сказать. Что мы всегда с удовольствием участвуем в кинофестивале «Харьковская Сирень», надеемся, что так будет и дальше.

Влад: - Вопрос к Алле Ильиничне и Владимиру Петровичу. Я хочу стать сценаристом - какие бы Вы посоветовали курсы или школу?

А.И.: - На сегодняшний есть достаточно много путей достижения данной цели, это и соответствующая кафедра во ВГИКе, а также существует достаточное количество методической литературы, поэтому, если писатель талантлив, то буквально через два шага автор может почувствовать, что такое кино и попробовать себя в качестве сценариста. Но опять таки, при этом нужно учитывать, какого плана кино интересует того или иного автора и что ему близко. Это очень важный фактор. Если мы говорим о создании сценариев для сериалов, то стоит всего навсего полистать парочку подобных и уже можно пробовать что то писать о том, как «Он любил ее, а она его не любила, а любила другого, и у нее ребенок от него, о чем не подозревает даже она, но пришел некто третий и сказал, что ребенок его» - и вот вам выяснения отношений на 160 серий. Если же человек тяготеет к созданию сценариев к арт-кино, то это совсем другая история.

Алла Ильинична Скрикова
Алла Ильинична Скрикова
Фото Роман Шупенко

Я вот сейчас некоторые картины смотрю, и ловлю себя на мысли, что мне дико интересно, как выглядел сценарий этого фильма, фильма, который мне любопытен.

В.С.: - Высшие курсы сценаристов и режиссеров, о которых говорит Алла Ильинична, собственно, мы с ней там и работаем, у нас с ней совместная режиссерская мастерская. Скажем, для украинского юноши, которые захочет пройти обучение на этих курсах, образование платное. Естественно, к учебе в такого уровня образовательных учреждениях нужно тщательно и настойчиво готовиться, потому что так или иначе, это школы, которые в свою очередь гарантируют качество.

Аня: - Скажите, каким должен быть современный сценарий молодого автора, чтоб он мог заинтересовать современного режиссера?

А.И.: - Вы знаете, есть такие случаи, когда возникает сценарист, естественно, не на пустом месте, конечно, но написавший интересный сценарий, которым заинтересовывается продюсерский центр какой-нибудь, дают этому автору шанс и оказывается, что он талантлив. На моей памяти есть есть несколько таких случаев. Кроме того, бывают такие варианты, когда из потока посредственности вдруг возникают какие-то яркие индивидуальности, незаурядные личности, авторы. Но сказать, что совсем уж с ноля был такой, знаете, поток интересный — наверное, нет. Но талант он виден, так или иначе, в слове. Однажды, много лет назад, одна писатель дала мне свои тексты почитать. Я ей написала, что мне нравится ее слово, мне нравится ка она придумывает сюжеты, но потом мы на много лет расстались, я потеряла с ней контакт. А вот недавно совершенно, я встречаю ее имя в титрах к фильмам, сериалам и так далее. Выходит, она все же прорвалась. В принципе, если говорить о литературе, то мне известно, что авторы очень не любят переводить свое литературное произведение в сценарий для кино. Я знаю очень не много примеров, когда это было сделано с удовольствием и на очень высоком уровне, скажем, мне очень нравится экранизация А.П. Чехова сделанная Никитой Михалковым - «Неоконченная пьеса для механического пианино» - это не экранизация даже, а с моей точки зрения, почти на равных — кино и литература.

Владимир Сергеевич Дашкевич
Владимир Сергеевич Дашкевич
Фото Роман Шупенко

 

Павел: - Владимир Сергеевич, как вы относитесь к современной музыке, а также к всевозможным музыкальным талант-шоу? Насколько качественный это продукт?

В.С.: - Говорить о качественной индустрии которая связана с русской попсой не приходится, потому что у нас нету никаких критериев, которые позволяли бы отбирать качественных исполнителей, новые жанры. Сегодня, к сожалению, все монополизировано и мелькают перед глазами те имена, которые просто хорошо проплачены. Мне кажется, что сегодняшняя молодежь должна с попсой покончить и расстаться. Это серьезный социальный социальный фактор, который формирует «быдло-класс» и делает это с прогрессирующей скоростью.

В.П.: - Но при этом, в основном успешно (смеется). С их точки зрения.

В.С.: - И все это отражается на развитии тех стран, в которых мы с вами живем.

А.И.: - Скажи ,пожалуйста, вот мы говорим о наших странах, а в Америке разве не происходит тоже самое?

В.С.: - В Америке нет той музыкальной культуры, которая есть в России. У них там нет великих имен, кроме Джорджа Гершвина, если говорить по большому счету. Но в Америке есть невероятно сильный отбор, то есть, композитор знает, что он получит гонорар дающий ему возможность жить на хорошем уровне, скажем, 5-10 лет, он абсолютно полностью отдается музыкальному творчеству. Эти композиторы имею высокий знак качества именно в пределах кино-музыки.

Владимир Сергеевич Дашкевич
Владимир Сергеевич Дашкевич
Фото Роман Шупенко

 Я бы не сказал, что у них появляются такие имена как Нина Рота или Энио Мориконе, которые создают длинную музыкальную продукцию. Мне кажется, что перспективы русской кино-музыки будут зависеть от того, насколько быстро и эффективно восстановится тандем режиссер-композитор. Мне удалось написать музыку к более чем 40 кинофильмам.

В.П.: - А недавно Владимир Сергеевич написал гимн Харькову и стал уже не просто украинских, а харьковским композитором...

В.С.: - Ну, это да.... Мне очень близка украинская культура, с ней во мне столько связано. В моей биографии очень много пересечений с украинскими актерами, режиссерами и другими творческими личностями. Мне кажется, что возрождение этого тандема, на уровне молодежном, на уровне первого подхода к созданию кино, может дать очень хорошие плоды, потому-что молодые композиторы, еще совсем неумелые, которые не прошли школу.

Владимир Петрович Фокин
Владимир Петрович Фокин
Фото Роман Шупенко

 Ведь в школе молодых авторов учат писать мелодии, а это не всегда полезно. Даже становится опасным симптомом в обучении. Напротив же, когда композиторы пишут как хотят, творят то, что в них самих зреет, когда они раскрепощены и свободны в компании единомышленников — вот тогда будут интересные идеи и соответствующие результаты. Кино — это команда, команда единомышленников, по другому кино не делается.

Данила: - Скажите, пожалуйста, а насколько сегодня развито, если можно так сказать, наставничество, когда старшее поколение передает свои знания, умение, видение  младшему поколению?

А.И.: - Но это хорошо очень, когда молодые хотят, чтоб у них были наставники и прислушиваются к тому,с что им говорят со стороны старшие. А так они зачастую говорят: «идите отсюда, мы сами знаем, что и как нам делать».

В.П.: - Знаете, съемочная группа, это некий такой корабль, который отваливает от стенки и уходит в открытое море навстречу всем ветрам. И уж если они устояли, удержались, а это зависит от слаженности, от понимания капитаном курса, которым идет корабль, то впереди команду ждет успех. А если на корабле разброд и шатания, если одного за борт, а второго на рею — ничем хорошим это не закончится.

Алла Ильинична Сурикова
Алла Ильинична Сурикова
Фото Роман Шупенко

 


А.И.: - Сегодня очень большую роль в кино, к сожалению, играет продюсер. Ужас в том, что 70% из них, это люди не желающие понимать, что кино — это искусство, не желающие прекращать относиться к кино, как виду заработка — их волнует только эта сторона и часто очень, плюс ко всем у, это еще и люди довольно безграмотные. Вот на одной из крайних моих картин, я продюсеру говорю: «Вы же кинематографист, вы же обязаны понимать...» - а он мне отвечает так, с выражением, знаете: «Какой я кинематографист, у меня девять классов образования, я бананами торговал до этого времени...» - вы понимаете о чем я? Он еще этим и кичится.

В.П.: - Я хочу вернуться к вопросу о наставничестве. У нас творческие работники по традиции советской, на мой взгляд весьма прогрессивной, за которой следуют многие кино-школы, так вот у нас существует система мастерских то есть, мастер набирает команду учеников и ведет их от начала до конца. Мы вот с Аллой Ильиничной ведем уже пятую или шестую мастерскую, у меня во ВГИКе актерская мастерская. То есть, мы являемся носителями некой традиции каждый из нас индивидуален, ведь мастер это не тот человек, который выпускает таки маленьких клонов самого себя, а тот, кто смогу увидеть талант, развить его индивидуальность. Но помимо всего прочего, он еще и делает его носителем вот этой самой традиции, которую носит он сам. И вот я к тому, что наставничество наших учителей — оно с нами навсегда.

Светлана: - Как вы относитесь к формату «клипового» кино в современном кинематографе?

А.И.: - Я почти уверена, что настанет время, когда наш кинематограф переболеет «клиповым» форматом, кино, которое работает только на деньги...Рано или поздно придет время любви к советскому кино, в лучшем смысле этого слова, кино, когда будет рассказываться история, когда будет умное кино для умных людей, потому что сейчас присутствует момент зарабатывания и оболванивания всех на чем только можно на совершенно разных уровнях. Но я уверена, что он пройдет. Может быть жить нам не придется в эту пору прекрасную, но кино идет к этому — умному,  доброму, человечному.

viktor: - В чем, по вашему, заключается самая большая сложность в профессии режиссера?

А. И.: - Когда-то в моей жизни был очень сложный период, было очень мало картин, нужно было что-то делать, куда-то двигаться, это был очень большой кусок времени, когда я не работала совсем.  Мне в этот период сказали такую фразу: имейте мужество доверять своему таланту. Думаю, что одна из сложностей профессии режиссера состоит именно в этом. Я думаю, что поверить в себе, остаться верным себе, не лечь под временной знамя — доллар, который в каждом глазу — вот это, наверное, очень важно.

Алла Ильинична Сурикова
Алла Ильинична Сурикова
Фото Роман Шупенко

Еще одну фразу мне подарил Андрей Миронов, который посмотрел нашу с ним картину, пришел и сказал мне: «Вы знаете, у меня появилось чувство трусливого оптимизма». Вы знаете, вот это чувство, отношения к себе, к своим картинам... зыбкое, чувство неуверенности за судьбу картины, которую ты снял... Важно видеть свои недостатки и не упиваться собственными достижениями. Мне кажется так.

В.П.: - Я очень боюсь каких-то изысканных формулировок. Мне представляется, что самое сложное в профессии режиссера, это стать режиссером, потому что это самое сложная профессия. За свою жизнь я профессионально занимался многими вещами, я был слесарем, я был научным работником...

А.И.: - А я была грузчиком...

В.П.: - Инженером, офицером советской армии, преподавал в политехническом техникуме и так далее. Режиссер — это одна из самых сложных профессий. Режиссер — то последняя ренессансная профессия на земле. Ренессансная в том смысле, что она требует от человека одаренности и образованности в очень широком диапазоне. В очень широком. Режиссер  это человек настолько одаренный и образованный, что это дает ему право не только на равных разговаривать с талантливыми людьми — начиная актерами и заканчивая композиторами, а при это,  еще руководить ими. Хороший режиссер — чрезвычайно редкая профессия.

Владимир Петрович Фокин
Владимир Петрович Фокин
Фото Роман Шупенко

 

В.С.: - Я человек со стороны, но мне приходилось работать с очень многими режиссерами. Режиссер, на мой взгляд, это человек, который наделен энергией создать свой мир. Если у человека есть такая энергия, создать свой уникальный мир, то его может понять и оценить только один зритель -  он сам. Вот это режиссер. Продюсер делает кино для всех, а режиссер делает кино для себя одного, а потом оказывается, что это нужно всем.

Сергей: - Владимир Петрович,  насколько известно, у вас харьковские корни. Любите ли вы бывать в городе, есть ли у вас любимые места в Харькове?

В.П.: - Когда я приехал в Харьков снимать харьковскую линию к картине «Пятый ангел», и я, конечно, повел всех членов съемочной группы, которым нужно было осваивать это пространство по местам моего детства. Стоит заметить, что в том фильме вся харьковская линия была снята в местах моего детства, хотя там показана история другого человека, но мне хотелось наполнить картину той любовью и нежностью, которую я сам испытывал. И я помню, как одна женщина из съемочной группы говорила мне: «Теперь я поняла, почему вы такой. Вы выросли в таком романтическом городе...». 

загрузка...
загрузка...

Политика

Аваков заявил, что из-за ошибки одного сотрудника дело Шеремета надо полностью перепроверить
Аваков заявил, что из-за ошибки одного сотрудника дело Шеремета надо полностью перепроверить 101

Не смотря на это министр МВД также считает поведение журналистов, которые сняли документальный фильм об убийстве своего коллеги "странным".

Аваков: операция по задержанию экс-чиновников обошлась в 330 тысяч гривен
Аваков: операция по задержанию экс-чиновников обошлась в 330 тысяч гривен 337 1

Суд еще не всем избрал меру пресечения, но уже было внесено 246 миллионов гривен залогов.

Трамп жестко  протаранил  премьера Черногории, чтобы стать в первый ряд
Трамп жестко "протаранил" премьера Черногории, чтобы стать в первый ряд [видео] 1277 1

А после - поправил пиджак и начал "по-голливудски" улыбаться на камеру и любезничать с президентом Литвы Далей Грибаускайте.

Происшествия

США признали гибель более ста мирных жителей во время ударов в Мосуле
США признали гибель более ста мирных жителей во время ударов в Мосуле 85

Во время обстрела обрушилось здание, в котором находилось много гражданских.

Шестилетняя девочка выпала из окна шестого этажа, пытаясь спасти кота
Шестилетняя девочка выпала из окна шестого этажа, пытаясь спасти кота 719

Домашний любимец не выжил, ребенок находится в больнице.

В Греции взорвали машину экс-премьера Пападимоса
В Греции взорвали машину экс-премьера Пападимоса 200

По предварительной информации политик получил ранения.

Экономика

В Украину прибыло судно с углем из ЮАР
В Украину прибыло судно с углем из ЮАР 449 2

Из Южной Африки поступило 70 тысяч тонн антрацита.

Эксперт: Из-за повышения минимальной зарплаты инфляция составит около 12%
Эксперт: Из-за повышения минимальной зарплаты инфляция составит около 12% 266 1

Уже сейчас многие компании вынуждены повышать тарифы на свои услуги, чтобы платить повышенные зарплаты.

Другой уголь: что означает решение правительства об отказе от антрацита
Другой уголь: что означает решение правительства об отказе от антрацита 1375 4

Эксперт: на скорое возвращение Донбасса правительство уже не рассчитывает.

Общество

Цукерберг закончил Гарвард со второй попытки
Цукерберг закончил Гарвард со второй попытки 107

Теперь у него научная степень доктора права.

Нацполиция получила 635 новых  Mitsubishi Outlander
Нацполиция получила 635 новых "Mitsubishi Outlander" 103

Новые автомобили оборудованы средствами специализированного назначения и автомобильной радиостанцией.

В Каире парикмахер жжет своих клиентов огнем ради красоты
В Каире парикмахер жжет своих клиентов огнем ради красоты 197 1

Острые лезвия ножниц уже не в тренде. Хочешь модную прическу - готовься к пламени.

Светская хроника и ТВ

Харрисон Форд:  Звездные войны ? Там ходит парень в костюме собаки. Какая ерунда!
Харрисон Форд: "Звездные войны"? Там ходит парень в костюме собаки. Какая ерунда! 481

Ровно 40 лет назад состоялась премьера самой великой космической сказки.

Комсомольцы и коммунисты украинского националиста
Комсомольцы и коммунисты украинского националиста 1227 2

26 мая исполняется 60 лет со дня рождения народного артиста Украины Богдана Бенюка.

Культурный июнь: в афише Evanescence, ATB, Райкин и 5`nizza
Культурный июнь: в афише Evanescence, ATB, Райкин и 5`nizza [фото] 196 1

Вот и лето подкралось незаметно – самое время составить список мероприятий, которые вам хочется посетить и заранее отложить денежки на желанное.

Спорт

 В форме стадиона : в Испании выпускают гробы за 15 тысяч евро для фанов  Реала  и  Барсы
"В форме стадиона": в Испании выпускают гробы за 15 тысяч евро для фанов "Реала" и "Барсы" [фото] 96

Истинные ультрас даже после смерти могут достойно поддерживать команду в своем последнем деревянном пристанище.

 Футболисты  Динамо   плавят  тренера? Чушь!
"Футболисты "Динамо" "плавят" тренера? Чушь!" 150

26 мая в Харькове состоится последнее украинское Класико сезона, которое может стать судьбоносным для Сергея Реброва.

Боевой гопак и спас стали национальными видами спорта
Боевой гопак и спас стали национальными видами спорта 800 8

Это означает, что федерации этих видов могут претендовать на господдержку.