Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Детский психолог Олеся Вовчик-Блакытна: Дети в 6 лет, как правило, не готовы к школе. Особенно мальчики

Детский психолог Олеся Вовчик-Блакытна: Дети в 6 лет, как правило, не готовы к школе.  Особенно мальчики
Фото: - Я самая маленькая, но у-у-мная, аж самой страшно!

На вопросы читателей «Комсомолки» отвечал известный детский психолог

В первый учебный день мамы-папы, дедушки-бабушки первоклашек облегченно вздохнули после галопа по школьным базарам. Наконец-то накрахмаленные, враз повзрослевшие детишки гордо вышагивают в школу стайками, похожими на цветочные клумбы. И если с семилетками все понятно - пробил час, то начало учебы в 6 лет - удел не всех.

Многие дети праздника не ощущают - Мишку под мышку и бегом в детский сад: мама, как обычно, опаздывает на работу.

И не ясно, в каком из них больше сомнений: «А может, нужно было отдать в школу?», «Наверное, со школой мы погорячились - он уже в первый день истерику закатил»…

Каждый год повторяется и разнообразная палитра чувств на лицах у малышей, изучающих своих вчерашних товарищей по песочнице. Как же гармонично пересечь один из важнейших рубежей в детской жизни?

Дополнительный год детства - полезен

- Здравствуйте, Олеся Александровна! Меня зовут Татьяна. Звоню из Киева. Мы с мужем хотели отдать сына в школу в этом году, в 6-летнем возрасте. Но на педагогической комиссии нас «зарубили», сказали - рано. Я хотела было идти ругаться, но потом передумала. Скажите, может, все-таки стоило настоять на своем?

- Татьяна, если честно, то дети в 6 лет, как правило, не готовы к школе психологически. Еще точнее - это исключение, когда они готовы. И девочки готовы чаще, чем мальчики. У нас в лаборатории психологии дошкольника мы делаем все, чтобы отрезвить и людей, и ответственных товарищей от массового впихивания 6-леток в школу. Надо, чтобы все поняли, что этот год не зря проходит в дошкольных учреждениях. Рано ребенка погружать полностью в учебную деятельность.

Поэтому на вашем месте я бы порадовалась, что есть еще возможность год провести в более комфортных для ребенка условиях.

- Но мне кажется, что ребенок отстанет от сверстников. Тем более большинство детей в новой группе на год младше.

- Я думаю, вам этот год нужно просто использовать с наибольшей пользой для вашего ребенка. То есть он может ходить в различные кружки, заниматься музыкой, спортом - для того чтобы овладеть всеми нужными навыками, которые пригодятся в школе. А сейчас идти на конфликты, чтобы втиснуться в 1-й класс, нежелательно в первую очередь для него.

Поговорите также с воспитателем, чтобы мальчику давали усложненные по сравнению с другими детьми задания, больше мотивировали на достижения. Он приобретет дополнительную уверенность в своих силах, которая поможет в школе. Вместе с педагогом, я думаю, вы справитесь.

Читать малыш должен захотеть!

- Я Мария, из Донецка. Мою дочь не приняли в школу в 6 лет, так как она не умеет читать. Разве это правильно? Ведь зачем тогда дети идут учиться?

- Думаю, причина отказа была не только в чтении. Хотя сейчас при наборе в школу такие элементарные вещи требуются - чтобы ребенок знал буквы или мог прочитать несколько слов, но, видимо, педагоги увидели и другие проблемы.

- А в каком возрасте нужно учить ребенка читать? И как правильно ускорить это нам?

- Жесткой привязки к возрасту нет. Ребенок сам должен захотеть начать читать, он должен захотеть стать таким, как папа и мама, которые умеют и любят читать книжки.

Сначала, когда вы 10 раз прочитаете «Курочку Рябу» вслух, карапуз выучит ее наизусть. А когда вы при чтении пропустите несколько слов - увидите активный протест, потому что наш грамотей уже поймет: что-то изменилось. Затем ребенок будет проговаривать эту «Курочку Рябу», а еще погодя - делать вид, что читает.

Вот тут самое время «подать» ему первые буквы: нарисовать на песке, вырезать большие буквы из бумаги. Прогуливаясь с ним, показывайте ему разные объявления, вывески магазинов и т.д. То есть в форме игры малыш будет постепенно овладевать этим качеством - умением читать.

И главное - будьте расслаблены сами. Ребенок чутко улавливает, если в вашем голосе звучит тревога или подозрение: не дай бог забыл эту букву или не знает, как соединить «ма» плюс «ма»! И не нужно ничего ускорять. Дайте ребенку выполнить свою внутреннюю программу, а не вашу. Пусть обучение чтению станет как будто его собственной инициативой.

Личность педагога важнее самого метода

- Вас беспокоит Николай из Харькова. Я много слышал о разных альтернативных методах раннего развития ребенка. Никитины, Монтессори, вальдорфская педагогика… Какое отношение к ним у официальной психологии?

- В официальной психологии есть разные мнения. Поэтому скажу от себя лично. Считаю, что у всех перечисленных направлений очень много полезного и ценного. Но зацикливаться исключительно на чем-то одном не следует.

Потому что разные подходы существуют для разных целей. Например, методика Монтессори изначально создавалась для детей с определенными отклонениями в психофизическом развитии.

Что касается Никитиных, которые своих детей с малолетства всему обучали, закаливали, физически укрепляли, - много позитива. Но вместе с тем я остаюсь приверженцем той позиции, что ребенок в своем дошкольном возрасте должен проживать именно дошкольное детство. Не нужно забывать о том, что есть классические, проверенные временем критерии, по которым мы смотрим, чтобы в психическом развитии ребенка не было перекоса в одну или другую сторону. Без крайностей.

Думаю, здесь больше зависит от личности педагога и родителя, чем от метода самого по себе.

Кто-то и проблемного ребенка поймет, а кто-то вполне благополучное дитя исковеркает.

- Как вы смотрите на религиозное воспитание детей в школах?

- Я категорически против религиозного воспитания в общеобразовательной школе. Для этого есть добровольно-дополнительные воскресные школы. В первую очередь это личное дело ребенка и его родителей. Лучше подождать, когда человечек вырастет и сможет сделать свои собственные выводы, умозаключения, принять одну или другую позицию. Если с малолетства что-то внушается, то в определенной степени это можно назвать зомбированием и эксплуатацией привязанности ребенка к родителям с целью привлечения к той или другой религии.

Совсем другое дело, когда маленький человек видит наглядный пример родных и подражает по собственному почину, проявляет активный интерес. Тогда это нормально и не вредит личностному развитию.

Нет плохих детей - есть черствые взрослые

- Олеся Александровна, я звоню из Винницы. Наш мальчик сейчас идет в школу. Ему 6 лет. Примерно с трех лет он агрессивный, драчливый. Можно ли как-то это изменить? У нас обычная нормальная семья.

- Очень тяжело говорить заочно - почему так. Кроме того, с трех лет прошло еще три года - желательно было сразу разобраться, когда вы что-то заметили.

Но в целом скажу, что дети проявляют излишнюю агрессивность, когда им не хватает эмоционального тепла в семье. Малыш хочет, чтобы его погладили, посидели с ним, послушали, о чем он разговаривает, какие фантазии себе сочинил. Если этого мало, то энергия проявляется в таких формах. Он подобным неприятным даже себе самому способом привлекает внимание. Позже это становится привычкой.

Дайте ребенку почувствовать себя любимым, признанным - вы удивитесь переменам. Хотя теперь это может быть непросто и потребует утроенного старания с вашей стороны.

- Здравствуйте, это Елена из Севастополя. Мой ребенок - слишком бесстрашный, поэтому попадает порой в опасные ситуации: лазает по лестницам, перекладинам, падает все время, несколько раз были серьезные ушибы, переломы. Иногда уследить просто невозможно. А в этом году (сыну 6 лет) уже идем в школу. Я просто боюсь его отпускать. Что делать?

- Я думаю, вашему сыну нужна дополнительная физическая активность, ему ее не хватает. Приобщите его к спорту.

Кстати, в связи с поступлением в школу и дополнительными новыми нагрузками такие проявления у него могут обостриться. Будьте внимательны и не торопитесь с какой-нибудь борьбой (карате, тхеквондо…). Пусть научится не только прыгать и драться, но и расслабляться. Самый лучший вариант для начала - это плавание. А когда станет старше, он, может быть, захочет заниматься более экстремальными видами спорта. Но дойти к ним нужно без травм - с руками и ногами.

Замечательно, если и дома папа в состоянии выйти на зарядку, поупражняться с сыном вместе. Ребенок откликнется на это с радостью и благодарностью.

Ребенок должен насытиться родной речью, прежде чем учить иностранную

- Добрый день, Олеся Александровна. Звоню из Киева. Я ваша тезка, Олеся. Как и когда следует начинать обучение ребенка иностранному языку?

- Здравствуйте, тезка. Я считаю, ребенок должен в первую очередь овладеть своим родным языком. Если в семье складывается так, что мама разговаривает на одном языке, а папа на другом, то постепенно после трех лет ребенок может на канву одного языка нанизывать и второй. То есть они будут развиваться параллельно и не смешиваться. Это же касается и иностранного языка. Но главное, изучение иностранного языка не должно ни в коей мере быть навязанным со стороны родителей. Если ребенок развивается в украинской культуре и будет слушать английские или русские песенки, он захочет их проговаривать - и таким образом возникнет интерес к этому языку. Он будет просто механически повторять, не понимая слов и что за ними стоит. Но постепенно усвоит ритм языка, его мелодику - и потом возникнет интерес. И только тогда можно осознанно давать малышу какие-то азы. Лучше, если этот будут песни, игры, загадки в игровой форме.

- И все-таки в каком возрасте лучше всего подключать эти игры?

- Я думаю, ребенок должен насытиться своим языком, уметь свободно и правильно излагать свои мысли. Приблизительно в 5 лет может возникнуть интерес к другому языку и главное - реализоваться.

Он овладеет языком естественно и постепенно, играя с другими детишками. А в искусственных ситуациях до пяти лет это с трудом получится. Будет просто насилием.

- В Украине и во многих других странах есть проблема двуязычия. Как лучше ее решить?

- Вы знаете, эта проблема появилась не после приобретения Украиной независимости - она и раньше была. Повторюсь, среди психологов доминирует все-таки одна точка зрения - сначала ребенок должен овладеть азами своего родного языка. А после трех лет можно постепенно овладевать и другим языком.

Если ребенок растет в двуязычной семье - он все равно слышит другой язык. И если это не регулировать, будет смешение языков, суржик.

- А как с этим бороться?

- Родным языком все-таки считается тот, на котором говорит мама. Если это украинский, будем считать, что это родной язык. А если папа разговаривает на русском, то он может разговаривать с ребенком на русском, но желательно, чтобы до трех лет он все-таки пытался говорить на украинском языке. Тогда ребенок будет различать языки и общаться на двух, как родных. А иначе происходит перенос логики одного языка на другой, смешение лексики - тот самый суржик.

Как определить, готов ли ваш ребенок к учебе?

- Олеся Александровна, мы хоть и пошли в школу в этом году с шести лет, но до сих пор сомневаемся, правильно ли сделали. Какие знания должен иметь ребенок к школе?

- Знания о себе, членах своей семьи, родном городе, деревне, стране, о мире в целом. У него должна быть развитая, понятная, выразительная речь. Ребенок должен знать буквы, цифры до 10, уметь выполнять простые арифметические действия. Владеть понятиями «большой - маленький», «слева - справа», «высокий - низкий», сравнивать и различать геометрические фигуры, классифицировать предметы по величине, цвету, форме, другим признакам.

И, конечно же, ребенок должен иметь богатый игровой опыт - уметь общаться с детьми. Развитые дошкольные виды деятельности - рисование, лепка, конструирование, умение петь, двигаться в танце, декламировать стихи, рассказывать сказки и описывать картинки - все это подводит фундамент под готовность к школе.

Будущий школьник должен знать, что он многое умеет делать хорошо, чувствовать себя любимым, хорошим и ценным, уважать себя. Тогда он будет испытывать интерес к разным событиям - общественным, историческим, культурным, к явлениям природы. Будет иметь желание и умение слушать, рассказывать истории, общаться с людьми, делиться своими чувствами и мыслями. Что в конечном счете и определяет успешность обучения.

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Олеся Александровна Вовчик-Блакытна - ведущий научный сотрудник лаборатории психологии дошкольника Института психологии им. Г.С. Костюка Академии педагогических наук Украины, кандидат психологических наук. Мать троих детей.

Автор книг на тему воспитания подрастающего поколения.