Павел ДИНЕЦ, Валерий ЖЕВАЧЕВСКИЙ, Олег КРУШИНСКИЙ (4 сентября 2007)
Детский психолог Олеся Вовчик-Блакытна: Дети в 6 лет, как правило, не готовы к школе.  Особенно мальчики

Детский психолог Олеся Вовчик-Блакытна: Дети в 6 лет, как правило, не готовы к школе. Особенно мальчики

Комментарии: 2
- Я самая маленькая, но у-у-мная, аж самой страшно!

На вопросы читателей «Комсомолки» отвечал известный детский психолог

В первый учебный день мамы-папы, дедушки-бабушки первоклашек облегченно вздохнули после галопа по школьным базарам. Наконец-то накрахмаленные, враз повзрослевшие детишки гордо вышагивают в школу стайками, похожими на цветочные клумбы. И если с семилетками все понятно - пробил час, то начало учебы в 6 лет - удел не всех.

Многие дети праздника не ощущают - Мишку под мышку и бегом в детский сад: мама, как обычно, опаздывает на работу.

И не ясно, в каком из них больше сомнений: «А может, нужно было отдать в школу?», «Наверное, со школой мы погорячились - он уже в первый день истерику закатил»…

Каждый год повторяется и разнообразная палитра чувств на лицах у малышей, изучающих своих вчерашних товарищей по песочнице. Как же гармонично пересечь один из важнейших рубежей в детской жизни?

Дополнительный год детства - полезен

- Здравствуйте, Олеся Александровна! Меня зовут Татьяна. Звоню из Киева. Мы с мужем хотели отдать сына в школу в этом году, в 6-летнем возрасте. Но на педагогической комиссии нас «зарубили», сказали - рано. Я хотела было идти ругаться, но потом передумала. Скажите, может, все-таки стоило настоять на своем?

- Татьяна, если честно, то дети в 6 лет, как правило, не готовы к школе психологически. Еще точнее - это исключение, когда они готовы. И девочки готовы чаще, чем мальчики. У нас в лаборатории психологии дошкольника мы делаем все, чтобы отрезвить и людей, и ответственных товарищей от массового впихивания 6-леток в школу. Надо, чтобы все поняли, что этот год не зря проходит в дошкольных учреждениях. Рано ребенка погружать полностью в учебную деятельность.

Поэтому на вашем месте я бы порадовалась, что есть еще возможность год провести в более комфортных для ребенка условиях.

- Но мне кажется, что ребенок отстанет от сверстников. Тем более большинство детей в новой группе на год младше.

- Я думаю, вам этот год нужно просто использовать с наибольшей пользой для вашего ребенка. То есть он может ходить в различные кружки, заниматься музыкой, спортом - для того чтобы овладеть всеми нужными навыками, которые пригодятся в школе. А сейчас идти на конфликты, чтобы втиснуться в 1-й класс, нежелательно в первую очередь для него.

Поговорите также с воспитателем, чтобы мальчику давали усложненные по сравнению с другими детьми задания, больше мотивировали на достижения. Он приобретет дополнительную уверенность в своих силах, которая поможет в школе. Вместе с педагогом, я думаю, вы справитесь.

Читать малыш должен захотеть!

- Я Мария, из Донецка. Мою дочь не приняли в школу в 6 лет, так как она не умеет читать. Разве это правильно? Ведь зачем тогда дети идут учиться?

- Думаю, причина отказа была не только в чтении. Хотя сейчас при наборе в школу такие элементарные вещи требуются - чтобы ребенок знал буквы или мог прочитать несколько слов, но, видимо, педагоги увидели и другие проблемы.

- А в каком возрасте нужно учить ребенка читать? И как правильно ускорить это нам?

- Жесткой привязки к возрасту нет. Ребенок сам должен захотеть начать читать, он должен захотеть стать таким, как папа и мама, которые умеют и любят читать книжки.

Сначала, когда вы 10 раз прочитаете «Курочку Рябу» вслух, карапуз выучит ее наизусть. А когда вы при чтении пропустите несколько слов - увидите активный протест, потому что наш грамотей уже поймет: что-то изменилось. Затем ребенок будет проговаривать эту «Курочку Рябу», а еще погодя - делать вид, что читает.

Вот тут самое время «подать» ему первые буквы: нарисовать на песке, вырезать большие буквы из бумаги. Прогуливаясь с ним, показывайте ему разные объявления, вывески магазинов и т.д. То есть в форме игры малыш будет постепенно овладевать этим качеством - умением читать.

И главное - будьте расслаблены сами. Ребенок чутко улавливает, если в вашем голосе звучит тревога или подозрение: не дай бог забыл эту букву или не знает, как соединить «ма» плюс «ма»! И не нужно ничего ускорять. Дайте ребенку выполнить свою внутреннюю программу, а не вашу. Пусть обучение чтению станет как будто его собственной инициативой.

Личность педагога важнее самого метода

- Вас беспокоит Николай из Харькова. Я много слышал о разных альтернативных методах раннего развития ребенка. Никитины, Монтессори, вальдорфская педагогика… Какое отношение к ним у официальной психологии?

- В официальной психологии есть разные мнения. Поэтому скажу от себя лично. Считаю, что у всех перечисленных направлений очень много полезного и ценного. Но зацикливаться исключительно на чем-то одном не следует.

Потому что разные подходы существуют для разных целей. Например, методика Монтессори изначально создавалась для детей с определенными отклонениями в психофизическом развитии.

Что касается Никитиных, которые своих детей с малолетства всему обучали, закаливали, физически укрепляли, - много позитива. Но вместе с тем я остаюсь приверженцем той позиции, что ребенок в своем дошкольном возрасте должен проживать именно дошкольное детство. Не нужно забывать о том, что есть классические, проверенные временем критерии, по которым мы смотрим, чтобы в психическом развитии ребенка не было перекоса в одну или другую сторону. Без крайностей.

Думаю, здесь больше зависит от личности педагога и родителя, чем от метода самого по себе.

Кто-то и проблемного ребенка поймет, а кто-то вполне благополучное дитя исковеркает.

- Как вы смотрите на религиозное воспитание детей в школах?

- Я категорически против религиозного воспитания в общеобразовательной школе. Для этого есть добровольно-дополнительные воскресные школы. В первую очередь это личное дело ребенка и его родителей. Лучше подождать, когда человечек вырастет и сможет сделать свои собственные выводы, умозаключения, принять одну или другую позицию. Если с малолетства что-то внушается, то в определенной степени это можно назвать зомбированием и эксплуатацией привязанности ребенка к родителям с целью привлечения к той или другой религии.

Совсем другое дело, когда маленький человек видит наглядный пример родных и подражает по собственному почину, проявляет активный интерес. Тогда это нормально и не вредит личностному развитию.

Нет плохих детей - есть черствые взрослые

- Олеся Александровна, я звоню из Винницы. Наш мальчик сейчас идет в школу. Ему 6 лет. Примерно с трех лет он агрессивный, драчливый. Можно ли как-то это изменить? У нас обычная нормальная семья.

- Очень тяжело говорить заочно - почему так. Кроме того, с трех лет прошло еще три года - желательно было сразу разобраться, когда вы что-то заметили.

Но в целом скажу, что дети проявляют излишнюю агрессивность, когда им не хватает эмоционального тепла в семье. Малыш хочет, чтобы его погладили, посидели с ним, послушали, о чем он разговаривает, какие фантазии себе сочинил. Если этого мало, то энергия проявляется в таких формах. Он подобным неприятным даже себе самому способом привлекает внимание. Позже это становится привычкой.

Дайте ребенку почувствовать себя любимым, признанным - вы удивитесь переменам. Хотя теперь это может быть непросто и потребует утроенного старания с вашей стороны.

- Здравствуйте, это Елена из Севастополя. Мой ребенок - слишком бесстрашный, поэтому попадает порой в опасные ситуации: лазает по лестницам, перекладинам, падает все время, несколько раз были серьезные ушибы, переломы. Иногда уследить просто невозможно. А в этом году (сыну 6 лет) уже идем в школу. Я просто боюсь его отпускать. Что делать?

- Я думаю, вашему сыну нужна дополнительная физическая активность, ему ее не хватает. Приобщите его к спорту.

Кстати, в связи с поступлением в школу и дополнительными новыми нагрузками такие проявления у него могут обостриться. Будьте внимательны и не торопитесь с какой-нибудь борьбой (карате, тхеквондо…). Пусть научится не только прыгать и драться, но и расслабляться. Самый лучший вариант для начала - это плавание. А когда станет старше, он, может быть, захочет заниматься более экстремальными видами спорта. Но дойти к ним нужно без травм - с руками и ногами.

Замечательно, если и дома папа в состоянии выйти на зарядку, поупражняться с сыном вместе. Ребенок откликнется на это с радостью и благодарностью.

Ребенок должен насытиться родной речью, прежде чем учить иностранную

- Добрый день, Олеся Александровна. Звоню из Киева. Я ваша тезка, Олеся. Как и когда следует начинать обучение ребенка иностранному языку?

- Здравствуйте, тезка. Я считаю, ребенок должен в первую очередь овладеть своим родным языком. Если в семье складывается так, что мама разговаривает на одном языке, а папа на другом, то постепенно после трех лет ребенок может на канву одного языка нанизывать и второй. То есть они будут развиваться параллельно и не смешиваться. Это же касается и иностранного языка. Но главное, изучение иностранного языка не должно ни в коей мере быть навязанным со стороны родителей. Если ребенок развивается в украинской культуре и будет слушать английские или русские песенки, он захочет их проговаривать - и таким образом возникнет интерес к этому языку. Он будет просто механически повторять, не понимая слов и что за ними стоит. Но постепенно усвоит ритм языка, его мелодику - и потом возникнет интерес. И только тогда можно осознанно давать малышу какие-то азы. Лучше, если этот будут песни, игры, загадки в игровой форме.

- И все-таки в каком возрасте лучше всего подключать эти игры?

- Я думаю, ребенок должен насытиться своим языком, уметь свободно и правильно излагать свои мысли. Приблизительно в 5 лет может возникнуть интерес к другому языку и главное - реализоваться.

Он овладеет языком естественно и постепенно, играя с другими детишками. А в искусственных ситуациях до пяти лет это с трудом получится. Будет просто насилием.

- В Украине и во многих других странах есть проблема двуязычия. Как лучше ее решить?

- Вы знаете, эта проблема появилась не после приобретения Украиной независимости - она и раньше была. Повторюсь, среди психологов доминирует все-таки одна точка зрения - сначала ребенок должен овладеть азами своего родного языка. А после трех лет можно постепенно овладевать и другим языком.

Если ребенок растет в двуязычной семье - он все равно слышит другой язык. И если это не регулировать, будет смешение языков, суржик.

- А как с этим бороться?

- Родным языком все-таки считается тот, на котором говорит мама. Если это украинский, будем считать, что это родной язык. А если папа разговаривает на русском, то он может разговаривать с ребенком на русском, но желательно, чтобы до трех лет он все-таки пытался говорить на украинском языке. Тогда ребенок будет различать языки и общаться на двух, как родных. А иначе происходит перенос логики одного языка на другой, смешение лексики - тот самый суржик.

Как определить, готов ли ваш ребенок к учебе?

- Олеся Александровна, мы хоть и пошли в школу в этом году с шести лет, но до сих пор сомневаемся, правильно ли сделали. Какие знания должен иметь ребенок к школе?

- Знания о себе, членах своей семьи, родном городе, деревне, стране, о мире в целом. У него должна быть развитая, понятная, выразительная речь. Ребенок должен знать буквы, цифры до 10, уметь выполнять простые арифметические действия. Владеть понятиями «большой - маленький», «слева - справа», «высокий - низкий», сравнивать и различать геометрические фигуры, классифицировать предметы по величине, цвету, форме, другим признакам.

И, конечно же, ребенок должен иметь богатый игровой опыт - уметь общаться с детьми. Развитые дошкольные виды деятельности - рисование, лепка, конструирование, умение петь, двигаться в танце, декламировать стихи, рассказывать сказки и описывать картинки - все это подводит фундамент под готовность к школе.

Будущий школьник должен знать, что он многое умеет делать хорошо, чувствовать себя любимым, хорошим и ценным, уважать себя. Тогда он будет испытывать интерес к разным событиям - общественным, историческим, культурным, к явлениям природы. Будет иметь желание и умение слушать, рассказывать истории, общаться с людьми, делиться своими чувствами и мыслями. Что в конечном счете и определяет успешность обучения.

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Олеся Александровна Вовчик-Блакытна - ведущий научный сотрудник лаборатории психологии дошкольника Института психологии им. Г.С. Костюка Академии педагогических наук Украины, кандидат психологических наук. Мать троих детей.

Автор книг на тему воспитания подрастающего поколения.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Тайная любовь Потапа и Насти: 5 доводов, почему они вместе
Тайная любовь Потапа и Насти: 5 доводов, почему они вместе [фото] 14286 3

Долгие годы певец и продюсер Алексей Потапенко скрывал кардинальные изменения в личной жизни, но в конце года решился на сердечный "каминг-аут". Кто же она, тайная муза одного из самых успешных артистов Украины?

Спорт