Ученые требуют защитить марсиан

Существующие в настоящее время ограничения являются недостаточно строгими.

Международная группа исследователей выступила с предложением ужесточить требования биологической безопасности, предъявляемые к исследовательским миссиям на другие планеты. Статья одного из ученых с подробным изложением предложений появилась в журнале Science, пишет lenta.ru.

Сейчас делами биологической защиты занимается Комитет по исследованию космического пространства (Council on Space Research - COSPAR) Международного совета научных союзов. Его требованиям подчиняются ведущие космические агентства, включая NASA, ESA и Роскосмос.

В частности, COSPAR устанавливает ограничения на максимальное количество микроорганизмов, которое может присутствовать в космическом аппарате во время посадки на другую планету. Например именно комитет настоял, чтоб манипулятор зонда "Феникс" был дезинфицирован и до посадки на Марс находился в специальном защитном кожухе. Это было сделано, чтобы исключить попадание земной "живности" на устройство, которое должно непосредственно контактировать с почвой Красной планеты.

Но некоторым этого мало – по мнению исследователей, существующие в настоящее время ограничения являются недостаточно строгими. Это связано с тем, что они разрабатывались не для защиты возможной жизни на иных планетах, а для соблюдения чистоты экспериментов (чтобы исключить, например, обнаружение будущими аппаратами на том же Марсе жизни, которую эти аппараты туда занесли).

Ученые полагают, что разработка новых требований безопасности становится особенно актуальной в свете многочисленных планов по запуску космических миссий на другие планеты. Например, Европейское космическое агентство разрабатывает в настоящее время новый марсоход ExoMars, который будет способен бурить поверхность. По мнению исследователей, при текущих требованиях безопасности подобное исследования может достаточно легко занести земную жизнь на Марс.