Оксана ЯКУШКО («КП» - Харьков»). Фото автора. (4 ноября 2008)
«Москвич» ценой 26 килограммов золота ФОТО

«Москвич» ценой 26 килограммов золота ФОТО

Комментарии: 2
В 1949 году «Москвич» стоил 9 тыс. рублей и купить его простой человек не мог.

Харьковский коллекционер-реставратор Дмитрий Сварчевский импортными машинами не увлекается. Его гордость - 56 детищ советского автопрома. 14 уже отреставрированы, остальные пока на очереди.

10 тысяч евро за метр

- У меня традиционная автоориентация, - шутит Дмитрий. - В моей коллекции нет машин с какими-то необычными деталями. Единственное исключение - горбатый «Запорожец» с кузовом из стеклопластика, который разработали в ХАДИ (Харьковский автодорожный университет. - Прим. авт.). 

Настоящая страсть - машины, которые возили неуловимых советских шпионов и тех, кто руководил Союзом. Их сейчас остались единицы.

Свои первые четыре машины Дмитрий собрал и отреставрировал самостоятельно, поэтому знает, сколько стоит ремонт раритета.

- Сейчас существует четкая формула расходов на реставрацию автомобиля: 10 тысяч евро за 1 метр. Это значит, что восстановить машину длиной 5 метров обойдется в 50 тысяч евро. Хотя если машина совсем «убитая», сумма на ремонт вырастает вдвое, - раскрывает секреты Дмитрий.


Коллекционер-реставратор Дмитрий Сварчевский специализируется на советском автопроме.
Коллекционер-реставратор Дмитрий Сварчевский специализируется на советском автопроме.

Все машины в коллекции Сварчевского на ходу, у них есть талон техосмотра и даже страховка. 

Купить раритетную машину - непросто, а машину с легендарным прошлым - вообще большая удача, говорит Дмитрий Сварчевский. И тут же признается: таких автомобилей в его коллекции несколько. Одна из изюминок - огромная правительственная «Чайка» 1986 года.

- Второй человек после Горбачева, заместитель генсека ЦК КПСС Владимир Ивашко на ней ездил, - гордится автовладелец.

Автомобиль поражает велюровой и замшевой отделкой салона, шторками и даже редким в те годы в Союзе встроенным кассетным магнитофоном. Но самое ценное скрыто от глаз: машина изнутри обшита броней.

- Автомобиль весит 4,5 тонны, здесь бронированные двери, перегородки, днище, плиты под сиденьями. При нападении охраняемое лицо кладут на пол, а сверху ложится телохранитель. Стекла, которое могло бы выдержать снаряд, нет, а броня удержит, - объясняет специалист.


На этой «Чайке» 1986 года ездил заместитель Горбачева по партии Владимир Ивашко.
На этой «Чайке» 1986 года ездил заместитель Горбачева по партии Владимир Ивашко.

Роскошная машина на ходу, но ездить на ней по городу - дорогое удовольствие: автомобиль расходует 40 л бензина на 100 км.

Сварчевский ласково называет «Москвич» с приметной номерной серией ЧР «дедушкой». В конце 40-х прошлого века номера с серией ЧХ были у государственных авто, на которых ездили чиновники, а ЧР придумали специально для частных владельцев.

- Машину с серией ЧР харьковчане тогда называли «чертово ракло». В 1949 году человек честным путем не мог купить себе такую машину - она стоила 9 тысяч сталинских рублей. Пересчитать на нынешние деньги эту цену можно только с привязкой к золоту: в те годы за 1 г драгоценного металла платили 35 копеек, получается, цена «дедушки» равна 26 кг золота, - прикидывает Сварчевский. - «Москвич» стоил 9 тысяч, «Победа» - 16 тысяч, а ЗИМ - 40 тысяч.

Полигон для занятий сексом

- «Волга» ГАЗ-21 - так называемый «косыгинский» заказ. Ее добавляли к высшим советским наградам: ордену Ленина, званию Героя Советского Союза, Ленинской или Государственной премии, - продолжает экскурсию по своему гаражу Сварчевский.

В коллекции харьковчанина - автомобиль, который вручили ко второй звезде Героя СССР командующему центральной группой войск в Венгрии генерал-полковнику Егорову.

- Для своего времени это был продвинутый автомобиль: приемник, печка, часы (которые, кстати, очень громко тикают), стеклоочиститель, омыватель - не во всякой машине того времени это было. Тогда эта «Волга» месте с ГАЗ-13 «Чайкой» получили Гран-при на промышленной выставке в Брюсселе.

Еще одна фишка этого «экспоната» - невероятно просторный салон.

- Идеальная машина для секса, - рекламирует Дмитрий. - Спинку передних сидений отбрасывают - и получается одна большая кровать.

В соседнем гараже еще одна, неприметная с виду черная «Волга».

- Эту машину называли «волк в овечьей шкуре». На 25-х «Волгах» ездили советские спецагенты. Внешне - обычный автомобиль, но у него восьмицилиндровый двигатель. Чтобы его уравновесить (иначе от дисбаланса машина просто перевернется), в багажнике лежит тяжеленная металлическая плита.

Купить машину, на которой возили академика, нобелевского лауреата Льва Ландау, Дмитрию Сварчевскому помог случай.


Изюминка коллекции ЗИМ, который принадлежал академику Льву Ландау.
Изюминка коллекции ЗИМ, который принадлежал академику Льву Ландау.

- Листал как-то газету объявлений и среди рубрик «иномарки» наткнулся на объявление: «Продается ЗИМ». Созвонились, поехали смотреть машину. Бог знает где, в колхозе на отшибе, среди сеялок и прочей сельхозтехники стоит, точнее, лежит вросший в землю ЗИМ. И так он врос в эту землю, что, когда его оттуда выкорчевывали грузовиком, у него поломалось сцепление, - вспоминает Дмитрий.

На реставрацию ЗИМа 1951 года выпуска ушло восемь лет, а средств - вдвое больше обычного. Зато сейчас черный красавец поблескивает лаком, как будто только сошел с конвейера.

БЫЛО ДЕЛО

С киношниками можно запросто заработать инсульт

- С кино не связываюсь - дело неблагодарное. Во-первых, все хотят снимать машины задаром. И не то что денег - даже благодарственной грамоты, чтобы поднять статус машине, мол, в кино играла, не выписывают. Во-вторых, киношники запросто машину угробят.

Мой друг дал раритетный отреставрированный автомобиль Чухраю на съемки фильма «Водитель для Веры». В финальном кадре его машина падает в пропасть, взрывается и сгорает. И это все снимали на глазах владельца, который тут же, на площадке, от увиденного заработал инсульт. Ходить владелец начал через три года.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт