Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
19 апреля
Загрузить еще

«Москвич» ценой 26 килограммов золота ФОТО

«Москвич» ценой 26 килограммов золота ФОТО
Фото: В 1949 году «Москвич» стоил 9 тыс. рублей и купить его простой человек не мог.

Харьковский коллекционер-реставратор Дмитрий Сварчевский импортными машинами не увлекается. Его гордость - 56 детищ советского автопрома. 14 уже отреставрированы, остальные пока на очереди.

10 тысяч евро за метр

- У меня традиционная автоориентация, - шутит Дмитрий. - В моей коллекции нет машин с какими-то необычными деталями. Единственное исключение - горбатый «Запорожец» с кузовом из стеклопластика, который разработали в ХАДИ (Харьковский автодорожный университет. - Прим. авт.). 

Настоящая страсть - машины, которые возили неуловимых советских шпионов и тех, кто руководил Союзом. Их сейчас остались единицы.

Свои первые четыре машины Дмитрий собрал и отреставрировал самостоятельно, поэтому знает, сколько стоит ремонт раритета.

- Сейчас существует четкая формула расходов на реставрацию автомобиля: 10 тысяч евро за 1 метр. Это значит, что восстановить машину длиной 5 метров обойдется в 50 тысяч евро. Хотя если машина совсем «убитая», сумма на ремонт вырастает вдвое, - раскрывает секреты Дмитрий.


Коллекционер-реставратор Дмитрий Сварчевский специализируется на советском автопроме.

Все машины в коллекции Сварчевского на ходу, у них есть талон техосмотра и даже страховка. 

Купить раритетную машину - непросто, а машину с легендарным прошлым - вообще большая удача, говорит Дмитрий Сварчевский. И тут же признается: таких автомобилей в его коллекции несколько. Одна из изюминок - огромная правительственная «Чайка» 1986 года.

- Второй человек после Горбачева, заместитель генсека ЦК КПСС Владимир Ивашко на ней ездил, - гордится автовладелец.

Автомобиль поражает велюровой и замшевой отделкой салона, шторками и даже редким в те годы в Союзе встроенным кассетным магнитофоном. Но самое ценное скрыто от глаз: машина изнутри обшита броней.

- Автомобиль весит 4,5 тонны, здесь бронированные двери, перегородки, днище, плиты под сиденьями. При нападении охраняемое лицо кладут на пол, а сверху ложится телохранитель. Стекла, которое могло бы выдержать снаряд, нет, а броня удержит, - объясняет специалист.


На этой «Чайке» 1986 года ездил заместитель Горбачева по партии Владимир Ивашко.

Роскошная машина на ходу, но ездить на ней по городу - дорогое удовольствие: автомобиль расходует 40 л бензина на 100 км.

Сварчевский ласково называет «Москвич» с приметной номерной серией ЧР «дедушкой». В конце 40-х прошлого века номера с серией ЧХ были у государственных авто, на которых ездили чиновники, а ЧР придумали специально для частных владельцев.

- Машину с серией ЧР харьковчане тогда называли «чертово ракло». В 1949 году человек честным путем не мог купить себе такую машину - она стоила 9 тысяч сталинских рублей. Пересчитать на нынешние деньги эту цену можно только с привязкой к золоту: в те годы за 1 г драгоценного металла платили 35 копеек, получается, цена «дедушки» равна 26 кг золота, - прикидывает Сварчевский. - «Москвич» стоил 9 тысяч, «Победа» - 16 тысяч, а ЗИМ - 40 тысяч.

Полигон для занятий сексом

- «Волга» ГАЗ-21 - так называемый «косыгинский» заказ. Ее добавляли к высшим советским наградам: ордену Ленина, званию Героя Советского Союза, Ленинской или Государственной премии, - продолжает экскурсию по своему гаражу Сварчевский.

В коллекции харьковчанина - автомобиль, который вручили ко второй звезде Героя СССР командующему центральной группой войск в Венгрии генерал-полковнику Егорову.

- Для своего времени это был продвинутый автомобиль: приемник, печка, часы (которые, кстати, очень громко тикают), стеклоочиститель, омыватель - не во всякой машине того времени это было. Тогда эта «Волга» месте с ГАЗ-13 «Чайкой» получили Гран-при на промышленной выставке в Брюсселе.

Еще одна фишка этого «экспоната» - невероятно просторный салон.

- Идеальная машина для секса, - рекламирует Дмитрий. - Спинку передних сидений отбрасывают - и получается одна большая кровать.

В соседнем гараже еще одна, неприметная с виду черная «Волга».

- Эту машину называли «волк в овечьей шкуре». На 25-х «Волгах» ездили советские спецагенты. Внешне - обычный автомобиль, но у него восьмицилиндровый двигатель. Чтобы его уравновесить (иначе от дисбаланса машина просто перевернется), в багажнике лежит тяжеленная металлическая плита.

Купить машину, на которой возили академика, нобелевского лауреата Льва Ландау, Дмитрию Сварчевскому помог случай.


Изюминка коллекции ЗИМ, который принадлежал академику Льву Ландау.

- Листал как-то газету объявлений и среди рубрик «иномарки» наткнулся на объявление: «Продается ЗИМ». Созвонились, поехали смотреть машину. Бог знает где, в колхозе на отшибе, среди сеялок и прочей сельхозтехники стоит, точнее, лежит вросший в землю ЗИМ. И так он врос в эту землю, что, когда его оттуда выкорчевывали грузовиком, у него поломалось сцепление, - вспоминает Дмитрий.

На реставрацию ЗИМа 1951 года выпуска ушло восемь лет, а средств - вдвое больше обычного. Зато сейчас черный красавец поблескивает лаком, как будто только сошел с конвейера.

БЫЛО ДЕЛО

С киношниками можно запросто заработать инсульт

- С кино не связываюсь - дело неблагодарное. Во-первых, все хотят снимать машины задаром. И не то что денег - даже благодарственной грамоты, чтобы поднять статус машине, мол, в кино играла, не выписывают. Во-вторых, киношники запросто машину угробят.

Мой друг дал раритетный отреставрированный автомобиль Чухраю на съемки фильма «Водитель для Веры». В финальном кадре его машина падает в пропасть, взрывается и сгорает. И это все снимали на глазах владельца, который тут же, на площадке, от увиденного заработал инсульт. Ходить владелец начал через три года.