Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 марта
Загрузить еще

Дружба на работе: За и Против

Дружба на работе: За и Против

 Однако психологи предупреждают: если не хотите попасть в зависимость от офисных друзей, старайтесь держать дистанцию. Ведь вполне возможно, что с коллегами у вас нет ничего общего, кроме фонда заработной платы и начальника.

Вместе весело шагать…

С моей подругой Тамарой мы познакомились на работе 16 лет назад. В то время ничто долгих и, тем более, близких отношений не обещало. У каждой из нас была своя семья, свой круг друзей, а условия на той работе к дружеской обстановке не располагали: точнее всего их можно было бы назвать "военно-полевыми" - куча работы и начальник-самодур. Да и проработали мы вместе всего несколько месяцев. И, тем не менее, эти месяцы стали началом нашей дружбы. А дополнительным бонусом стало то, что, как оказалось, мы еще и живем на одной улице - через два дома друг от друга.

Что мы только вместе не делали! Толстели и худели, бегали по утрам и пили по вечерам, веселились и грустили, отмечали праздники и ходили по врачам, устраивали многочасовые посиделки и вылазки на шопинг. И на сегодняшний день моя Томсик - одна из очень немногих подруг, с которой мы за все время знакомства ни разу не поссорились.

К сожалению, такие истории редкость. Хотя почему к сожалению? Возможно, это и к счастью, ведь если бы друзья так просто находились и заводились, мы бы их так не ценили! 

Впрочем, практика показывает: совместная работа способна стать не только началом дружбы, но и ее финалом.

"Троянский конь"

Считается, что по-настоящему счастливым может считаться тот, кто по вечерам с удовольствием идет домой, а по утрам с не меньшим удовольствием вышагивает на работу. И если с тобой вместе работают лучшие друзья, приходить в офис вдвойне приятнее. В этом была уверена директор направления одной из столичных компаний Светлана, когда приложила все силы для того, чтобы в ее отделение была принята давняя подруга.

- Ольга - моя институтская подруга, с которой мы в студенческие годы были неразлучны, - рассказывает Светлана. - Неудивительно, что, когда Оля внезапно осталась без работы, она обратилась за помощью ко мне, и я устроила ее в нашу компанию. Но совсем скоро мне пришлось об этом пожалеть, ведь она стала самым настоящим "троянским конем", едва не разрушив и годами создававшуюся команду и налаженные бизнес-процессы. 

Первые звоночки раздались уже спустя месяц. Светлана узнала, что подруга постоянно козыряет их "особыми отношениями" перед коллегами. 

- Я поговорила с ней, но, к сожалению, мне не удалось убедить Ольгу в том, что наша институтская дружба не дает ей ни дополнительных прав, ни преимуществ перед остальными сотрудниками. Она продолжила себя вести в том же духе, и наша когда-то сплоченная команда начала разваливаться на глазах. Повторный разговор по душам ничего не дал, и спустя полгода Ольга была уволена. Насколько я знаю, следующую работу она нашла нескоро, но при этом у нее хватило совести в разговорах с нашими общими друзьями обвинить в этом меня: дескать, из-за нашей дружбы она в свое время приняла мое предложение, отказавшись от гораздо более выгодного, а теперь та вакансия уже давно занята. 

Надо ли говорить, что после всей этой нервотрепки Светлана зареклась принимать на работу знакомых? Теперь она глубоко убеждена: никаких приятелей и, тем более, родственников в компании быть не должно, и менять свое мнение не собирается.

- Эта история демонстрирует абсолютную недальновидность Светланы - многие на ее месте действовали бы гораздо более тонко и осторожно, - смеется психолог Оксана Навроцкая. - Ни для кого не секрет, что варианты так называемого "дружеского продвижения" в компаниях встречаются достаточно часто. И, взглянув на приятельские отношения с начальником глазами не слишком чистоплотного подчиненного, можно легко заметить: дружба с "правильным" человеком приносит неплохие дивиденды. 

По словам психолога, продвижение по карьерной лестнице, зарубежные командировки, высокие оклады, премии, бонусы и прочие приятные "мелочи жизни" стимулируют некоторых сотрудников если и не дружить с начальником, то по крайней мере тщательно имитировать дружбу. Однако специалист предостерегает: дружба по расчету - это тяжелая работа, выполнять которую изо дня в день очень тяжело. Причем практика показывает: обидный прокол, который ставит жирный крест на такой "дружбе", часто происходит в самый неподходящий момент.

Ваш коллектив - это:

  • Коллектив профессионалов, работающих для достижения общей цели - 37,8%
  • Случайные попутчики, с которыми я легко разойдусь - 30,2%
  • Вторая семья - 18%
  • Команда единомышленников - 13,1%
  • Другое - 0,9%

Верите ли вы в дружбу с коллегами?

  • Да, совместная работа очень сближает - 53%
  • Зависит от компании: если корпоративная культура тому способствует, то вполне - 31.1%
  • Теоретически - да, но в моей практике такого не было - 9%
  • Нет, дружба и работа - понятия несовместимые - 5.2%

ИССЛЕДОВАНИЕ

Что украинцы думают о коллегах

Портал rabota.ua выяснил, что для наших сограждан означает работать в команде. Оказалось, что четверо из десяти опрошенных считают своих коллег коллективом профессионалов, а трое из десяти - случайными попутчиками. При этом 13% и вовсе заявляют: сотрудники для них - все равно что вторая семья! (подробнее см. "Инфографику"). 

Каждый четвертый-пятый предпочитает работу в команде, а 18% относят себя к одиночкам, которым лучше всего работается самостоятельно. Однако большинство (59%) против таких ограничений и признаются: самый лучший для них вариант - это чередование работы в команде с работой в одиночку. 

И напоследок еще один интересный момент. Украинцев, которые верят в дружбу на работе, в десять раз больше, чем тех, кто считает, что это несовместимые понятия. Треть опрошенных уверены, что дружелюбная атмосфера в компании полностью зависит от работодателя. Так что они вполне готовы дружить с коллегами, если корпоративная культура не предполагает обратного. 

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА

"Дружить со всеми не получится!"

- Хорошая работа - это не только интересные дела и высокая зарплата, но и благожелательная атмосфера в коллективе, - говорит психолог Марина Деркач. - Однако я бы не стала давать однозначный ответ на вопрос, что выбрать - дружбу с коллегами или сугубо деловое общение. Конечно, у дружбы на работе есть свои плюсы: это психологический комфорт на работе, позитив, взаимопомощь, чувство локтя, приятное общение в перерыве за чашечкой кофе. Не стоит забывать и о том, что для некоторых, кто изо дня в день курсирует по маршруту "дом - работа - дом", дружба на работе - это вообще практически единственный шанс завести приятелей. Но, как известно, в мире нет ничего идеального, так что минусов в дружеских отношениях не меньше. И самый главный заключается в том, что приятельские отношения зачастую завязываются между совершенно неинтересными друг другу людьми просто потому, что они проводят много времени вместе. Еще большие проблемы начинаются, когда один "друг" начинает использовать другого - перебрасывать на него дела, вынуждает прикрывать от начальства и т.д. Случается и так, что свою дружбу навязывает коллега, вообще не внушающий симпатии. И самое неправильное в этом случае - поддержать иллюзию дружбы "из вежливости".

В этом вопросе, как и во многих других, следует искать компромисс. Оптимальным вариантом взаимоотношений на работе я бы назвала такой: пара близких друзей, 5-10 приятелей, а с остальными - доброжелательная деловая вежливость. Помните, что приятельство, а тем более дружба, требуют огромной эмоциональной отдачи, так что дружить со всеми не получится.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Как работать с людьми, которые вас бесят: 5 советов

Конечно, было бы замечательно иметь дело только с коллегами, приятными во всех отношениях, но такая идеальная ситуация далека от реальности. Портал www.work.ua дал 5 советов всем, кто хочет работать более эффективно вне зависимости от коллектива.