Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Вкалывают роботы, а не человек

Вкалывают роботы, а не человек
Фото: - Не знаю я никакого Терминатора, и мне не нужны твои одежда, ботинки и мотоцикл. Мне нужна твоя работа. Фото: Иван ВИСЛОВ

Писатели-фантасты, похоже, ошиблись. Роботы не будут устраивать восстания машин и захватывать власть на планете. Им это просто незачем. Они расправятся с человечеством тихой сапой. Вот, например, миллиардер и основатель Microsoft Билл Гейтс, который не понаслышке знает, как умные механизмы заменяют людей, предлагает облагать налогами труд роботов. И направить деньги тем, кто потерял источник дохода из-за роботов. 

ВЗБЕСИВШИЙСЯ ЧАЙНИК ИЛИ РАЗГНЕВАННЫЙ ХАКЕР?

Но роботы бывают разные. Они пылесосят нашу квартиру, пока нас нет дома, опускаются на глубины вместо водолазов, разыскивают мины вместо саперов, красят детали машины вместо рабочих, чтобы те не дышали ядовитыми газами. И таких умных машин на порядки больше, чем человекоподобных андроидов. Но если они нам помогают, почему мы их боимся?

- Нельзя быть уверенным в своей безопасности на 100%. Надо рассматривать разные сценарии. В этом и есть суть прогнозирования, - считает британский ученый-футуролог Джеймс Вудхайзен. - С какой-то стороны это даже хорошо, что мы боимся. Страх заставит нас более тщательно относиться к процессу роботизации. И мы сможем избежать трагедии в конце. 

Да, тот факт, что машины смогут через какое-то время самостоятельно мыслить, ученые не отрицают. Но с взбесившимся принтером или чайником мы наверняка справимся. А вот с командой живых разгневанных хакеров, взламывающих условную систему "Умный дом" у вас в квартире, уже вряд ли. И именно этого стоит бояться, считают ученые, а не пресловутого "восстания машин". 

ЛИШНИЕ ЛЮДИ?

Другой вопрос - роботы могут погубить нас по-другому. Они отнимут нашу работу. В зоне риска - автомобилестроение, электроника и металлообработка. По данным Международной федерации роботов (IFR), именно специалисты этих заводов попадают под сокращение. И не только они. 

- Пройдет буквально лет 20, и профессия водителя исчезнет, - ставит диагноз экономист Алексей Комиссаров.

- В Германии, например, уровень роботизации с каждым годом повышался, - объясняет Джеймс Вудхайзен. - И они до сих пор в пятерке самых развитых стран по этому показателю. Но как только они открыли границы для мигрантов, процесс замедлился.

НЕ БУДЬ ЛУДДИТОМ!

Отчасти история развития цивилизации говорит о том, что человечество придумывает себе работу. Еще в начале XIX века луддиты (английские оппозиционеры промышленной революции. - Ред.) устроили митинг против внедрения конвейеров на их текстильном заводе. Они боялись, что лишатся работы. Правильно боялись, лишились, но нашли другую. 

- Если бы я был фермером в штате Айова в 1900 году и на мое поле телепор­тировался экономист из XXI века, который сказал бы: "Хэй, дружище, знаешь что? Всего за сто лет занятость в сельском хозяйстве упадет с 40 до 2% благодаря росту производительности. Куда пойдут оставшиеся 38%?" Вряд ли я бы сказал, что они будут инструкторами по йоге или разработчиками мобильных приложений... Но у меня хватило бы мудрости порадоваться за то, что, несмотря на сокращение аграриев на 95%, людям хватает еды. Это огромный прогресс, - считает Дэвид Отор, профессор экономики в Массачусетском технологическом институте.

Кстати, массовая автоматизация в США век назад нивелировала ремесло фермера, и молодежь пошла не в поле, а в школы и университеты. И рост уровня образования стал одной из причин, почему технологии сейчас развиваются взрывными темпами. Возможно, и нашествие роботов обернется чем-то хорошим, а мы боимся... 

 

РЕЙТИНГ "КП"

Кого потеснят умные механизмы

Разнорабочие. Похоже, останутся только те, кто собирает роботов. Хотя тоже не факт. В Китае уже построили почти полностью автоматизированный завод, на котором роботов тоже собирают роботы.

Водители. Автомобиль - это самый опасный вид транспорта. Большинство ДТП происходит из-за невнимательности или лихачества шофера. Особенно если он нетрезв. Беспилотники правила не нарушают.

Журналисты. Уже сейчас существуют программы, которые пишут новости без помощи человека. Например, шведский ученый Сверкер Йоханссон написал алгоритм, с помощью которого он загружает по 10 тыс. статей ежедневно на сайт Википедия. Но роботы не умеют мыслить образами. Поэтому публицисты и обозреватели, пожалуй, уцелеют.

Бармены. Жаль менять живого бармена на бездушную машину. Ведь его работа не только наливать, но и слушать, сопереживать. Но на круизном лайнере Anthem of the Seas на Карибах наняли робота-бармена. Машину разработали в Массачусетском технологическом институте несколько лет назад. Напитки заказываешь с планшета, а рука робота (других частей тела у него нет) делает коктейль. Правда, посетители жалуются: не так вкусно, без души и, бывает, посуду бьет. Зато не надо платить чаевые.

Новости по теме: Робототехника