Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 марта
Загрузить еще

Искусствовед - о Татьяне Яблонской: "Ее с утра до вечера прессовали в идеологических отделах партии"

Искусствовед - о Татьяне Яблонской:
Фото: Татьяна Яблонская. Фото 1950 года

По случаю юбилея художницы у желающих увидеть ее работы с этим проблем не будет, поскольку только в Киеве открывается несколько юбилейных выставок Татьяны Яблонской. Самая большая - более 100 произведений живописи и графики, а также материалы из семейного архива - будет называться "І спогади і мрії". Она откроется 24 февраля в Национальном художественном музее Украины.

О том, что это будет за выставка, и о самой Яблонской "КП" в Украине" расспросила куратора проекта Оксану Баршинову.

- Все знают Яблонскую "советскую" по "Хлебу" и "Утру", Яблонскую "украинскую" - по фольклорным сериям 60-х годов. Мы же хотим показать Яблонскую как очень мощного художника второй половины ХХ века, - рассказывает Оксана Баршинова. - И хотим показать ее через шедевры, даже если главных шедевров Яблонской у нас нет, потому что очень много ее работ в свое время купила Третьяковская галерея, там они и сейчас. Это отдельный разговор, почему картины покупались в Москву, а не в Киев. Но это уже будет разговор об эпохе, о наследии борьбы с буржуазным национализмом, которого в Киеве все боялись и на всякий случай не принимали никаких экспериментов.

- А в Третьяковке не боялись?

- Нет. Москва – мультинациональный город, там все размывалось и труднее было повесить на что-либо ярлык национализма. Но вопрос - почему наши художники тогда считались националистами? Потому что они были укоренены в национальную традицию, как, впрочем, и везде. В 30-е годы Яблонская училась в киевском художественном институте у Федора Кричевского. На мой взгляд, ХХ век – это два крупных  художника: первая половина – Кричевский, вторая – Яблонская. Художники очень разноплановые, способные на каждом этапе своего творчества являть нам произведения первой величины.

- То, что Яблонская трижды была лауреатом Гоcпремий, происходило потому, что она хорошо умела работать в главном художественном методе СССР - соцреализме?

- Большой художник всегда больше и выше того стиля, которому он принадлежит, и в разы больше метода, который ему навязывают. Соцреализм – интересное условное понятие. В 1934 году он был директивно учрежден и не умер даже в 90-е, хотя вроде бы как официальный метод советского искусства должен был умереть вместе с СССР.

Но мы постоянно видим, как советские художники второй половины ХХ века в своих работах пытаются выйти за пределы соцреализма. Да, "Хлеб" Яблонской стал неким флагом соцреализма, не зря же репродукции этой картины на календарях и плакатах украшали каждое советское жилище. Но это шедевр, в котором каждый ощущает искусство. Потому что, с одной стороны, художник вносит в работу личные переживания, а с другой - выражает общие настроения: вот оно, настроение возвращения к мирному труду после войны, радость изобилия - есть хлеб, зерно, значит, все будет хорошо. И когда тема переживается художником внутри, в результате и получается шедевр. И гениальное решение сугубо живописных задач тоже нельзя сбрасывать со счетов: большой художник проявляет талант и мастерство даже в самых пропагандистских вещах.

- И все-таки, как Яблонской удавалось обходить острые углы в отношениях с властью?

- Я задавала этот вопрос родным Татьяны Ниловны. Казалось, злые силы обходили ее стороной, словно у нее была индульгенция в виде госпремий. Но на самом деле все было не так уж и просто. Скоро в издательстве "Родовід" выйдет книга воспоминаний Яблонской, туда войдут ее письма и отрывки из дневников. Так вот, она в своих дневниках описывает, как ее с утра до вечера прессовали в идеологических отделах партии. Иногда ей приходилось делать второй, более угодный вариант картины только ради того, чтобы сохранить первый. Как с картиной "Жизнь продолжается", первый вариант которой хранится в нашем музее.

- Тяжело быть талантливым в тоталитарной системе.

- Да, непросто. Ведь художник каждую минуту вынашивает свои образы, слушает, куда вдохновение направит кисть, а тут всякая наделенная властью чиновничья челядь, которая вообще не понимает ничего в искусстве и не знает ничего про муки творчества, творцам указывает. Художники воспринимались властью только как инструмент пропаганды. Творчества нет, что изображать и даже как - придумывали идеологические отделы партии.

Но был и гендерный момент. Еще одной проблемой Яблонской было то, что она была женщиной, которая оказалась на вершине, а ведь испокон веков повелось, что художник – мужская профессия. Но что делать, она действительно была мощнее всех, а ее окружали мужчины-художники, многие из которых были функционерами и отнюдь не гениями. Естественно, они завидовали. Это же человеческие взаимоотношения, а особенно в художественной среде, где каждый представляет из себя вселенную.

- Вы выстраиваете выставку вокруг шедевров Яблонской. Но ведь ее "Хлеб" в Третьяковке в Москве.

- Да. У нас есть авторское повторение, но мы его не будем выставлять, оно слабее "третьяковских". Потому что если мы говорим о выставке шедевров, то они там и должны быть. У нас есть хороший живописный этюд к "Хлебу" центральной фигуры девушки, которая закатывает рукава. У нас есть подготовительные рисунки 1947-48-х годов, сделанные на обоях, потому что тогда был дефицит бумаги, у нас есть прекрасная фотография самой Яблонской на фоне картины "Хлеб". Точно так же мы расскажем о других работах, которых нет в коллекции, например, о прекраснейшей картине "Безымянные высоты", "Лен", "Вечер во Флоренции".

То есть мы пройдем весь путь Яблонской, начиная с работы "Перед стартом" и заканчивая пастелями, созданными в последние годы жизни. Это такие эфемерные вещи, очень нежные и красивые. У нас их в коллекции нет, но они есть в достаточном количестве в семье художницы. Мы сотрудничаем с ее дочерью Гаяне Атаян.

- К юбилею Яблонской открылось несколько выставок в разных музеях. Тут, как говорится, что могли… А вот, как вы думаете, чего не хватает?

- Мне кажется, что красиво было бы утвердить премию ее имени. И очень важно издавать побольше материалов, книг, исследований на тему творчества Яблонской. Потому что с этим трагическая ситуация: у нас по Яблонской все монографии советского времени. По моему мнению, к 100-летию этой художницы стол передо мной должен был бы быть завален новыми книгами о ней. В России, Франции, Испании так бы и произошло.

БЫЛО ДЕЛО

Как Кучма Героя давал

Президент Леонид Кучма в 2002 году приезжал к художнице домой, чтобы наградить лично. Дело в том, что Татьяна Ниловна, пережившая инсульт (умерла через три года, в 2005-м), прийти за наградой сама уже не могла. А Героя Украины вручает только президент.

Дочь художницы Гаяне Атаян с иронией вспоминает о том случае, поскольку к визиту гаранта, который уложился в 5 минут, их готовили месяц! А по ходу еще и ремонт во всем доме сделали. При этом Гаяне рассказывала, что ее маму это звание очень тронуло. "Украина меня признала!" - говорила Яблонская.

О ВЫСТАВКЕ

Ретроспективная юбилейная выставка "І спогади, і мрії", приуроченная к 100-летию Татьяны Яблонской, откроется в Национальном художественном музее с 25 февраля.

На выставке будет представлено около 100 произведений живописи и графики, материалы из семейного архива, которые охватывают основные периоды творчества художницы. Творчество Татьяны Яблонской определяет основные тенденции украинского искусства второй половины ХХ века. Ее произведения - "Хлеб" (1949), "Лебеди" (1966), "Юность" (1969), "Жизнь продолжается" (1971), "Лен" (1977) - вошли в сокровищницу национальной культуры.

Национальный художественный музей

  • Ул. Грушевского, 6.
  • Тел. 278-74-54.
  • Билеты: 10–40 грн.

ТОП-5

Самые знаменитые картины

1. "Хлеб" (1949), хранится в Третьяковской галерее

Это полотно - однозначно самая популярная картина Яблонской. В Третьяковке "Хлеб", как настоящий шедевр  соцреализма, неизменно в главной экспозиции, как одна из  визитных карточек галереи. 

Замысел картины возник во время летней практики в передовом советском колхозе села Летава  (Каменец-Подольская обл.), куда Яблонская в качестве преподавателя Художественного института повезла студентов.  Прошло три года после окончания войны, страна постепенно начала возвращаться к мирной жизни. Окунувшись с головой в круговорот сельских будней, художница нашла в них вдохновение.

"Мне хотелось передать дружную энергию работы, пафос коллективного труда. Веселый, всегда с песнями, коллективный труд", - писала Яблонская в своих воспоминаниях.

В Летаве Яблонская сделала более 300 рисунков и этюдов.

- Помню, в один счастливый день какого-то ясновидения я решила резко увеличить и разлить по всему холсту огромный ворох зерна. Хотелось, чтобы хлеб, ради которого и работают эти люди, звучал в картине с большей силой и радостью. В этот день и пришло название картины – "Хлеб", - вспоминала художница.

Живая, полная движения и солнечного света ода "счастью и радости труда", в которую Яблонская вложила всю душу, принесла ей первую Сталинскую премию, которая подняла ее на художественный Олимп.

Родные художницы рассказывали, что на деньги от той премии, а сумма немалая – 10 тысяч рублей, Татьяна Ниловна первым делом пошла и купила себе пять ситцевых платьев.

"Хлеб" (1949)

2. "Утро" (1954), Третьяковская галерея

Портрет старшей дочери Лены Яблонская написала в полученной в том же году квартире в самом центре Киева  на углу улиц Саксаганского и Красноармейской. У картины был настолько жизнеутверждающий сюжет, что ее репродукция тут же разлетелась по газетам и журналам, даже "Огонек" напечатал. Но верхом признания стал момент, когда картину "Утро" поместили среди других художественных шедевров в учебнике "Родная речь", каждый советский школьник обязан был проникнуться радостью жизни и написать об этом сочинение. 

"Утро" сыграло ключевую роль в личной жизни главной героини картины. Дочь художницы Елена Отрощенко на учебе в Московском художественном институте познакомилась с художником из Казахстана Арсеном Бейсембиновым. Еще мальчиком он влюбился в картину "Утро", а заодно и в девочку с картины. Судьба распорядилась так, что Лена и Арсен поженились. Старшая дочь Татьяны Яблонской уже очень давно живет в Казахстане. В Алмате в 1962 году родился и самый первый внук Яблонской – Зангар. 

"Утро" (1954).

3. "Жизнь продолжается" (1970), Национальный художественный музей Украины

С начала 60-х у Татьяны Яблонской начался так называемый "украинский период". Путешествуя по Закарпатью, она открывает для себя декоративность и орнаментальность западноукраинского искусства, что подвигает ее к созданию картины "Жизнь продолжается".

В это же время на одном из съездов художников художница выступает против произвола партийных чиновников, которые, посещая выставки, взяли моду убирать из экспозиции ту или иную работу. Ей этого не простили. "Жизнь продолжается" была снята со стены с мотивировкой "она позорит советскую действительность". Дальше последовал вызов в ЦК партии, где художницу обязали создать другой вариант картины более богатый, ведь в СССР не может быть плохо одетых девушек и старых хат.

Второй вариант картины висит в Третьяковке, а оригинал украшает наш НХМУ. Скандал с картиной привел к тому, что Яблонскую на несколько лет лишили всех занимаемых должностей и возможности участвовать в выставках.

"Жизнь продолжается" (1970).

4. "Юность" (1969), Национальный художественный музей

Сама художница говорила, что "Юность" каждый понимает по-своему и что эта картина навсегда останется загадкой для нее самой. Она вообще мало вписывается в творчество Яблонской, а критики называют ее несвоевременной, нетрадиционной и абсолютно несоветской. Но вот так она увидела просторы вольной юности и написала  их во время пленэра в Седневе на Черниговщине. Картину  извлекли на свет божий из музейных фондов и представили в экспозиции уже после смерти автора.

В семье художницы любят рассказывать историю о японце, который заочно влюбился в картину и будучи по делам в Европе специально заехал в Киев, чтобы увидеть "Юность". Но оказалась, что она в запасниках, которые недоступны. Так японец и не постиг загадки полотна. Но ведь не он один. 

"Юность" (1969).

5. "Колокольчики" (2005). Архив семьи Т. Яблонской

После инфаркта, а затем инсульта в 1999 году Татьяна Ниловна была прикована к инвалидному креслу и очень ослабела, но продолжала писать уже не маслом - на него сил не было, - а пастелью. В это время мир сузился для художницы до вида из окна. Беда еще в том, что у художницы отнялась правая рука, и она вынужденно переучилась писать пастели левой. Зрение слабело, рука отказывала, поэтому картины получались немногословные.

- Они, конечно, камерные, но это маленькие шедевры: красивые сильные работы художника-гения, который в таком возрасте если даже угол дома изобразит, то это будет событие, такая вот стадия зрелости, - рассказывает о пастелях Яблонской искусствовед Оксана Баршинова.

Даже в день смерти 88-летняя Яблонская взяла в руки пастель и, уходя, вдохнула жизнь в букет садовых колокольчиков.

"Колокольчики" (2005).

КСТАТИ

Картины стоят десятки тысяч фунтов

На сегодняшний день невозможно установить абсолютный перечень всех работ художницы. Она была потрясающе работоспособна, при этом очень строга к себе и, как вспоминает дочь, "жгла свои забракованные работы целыми рулонами".

Много ее работ ушло за границу и осело в частных коллекциях. Картины украинской художницы стоят десятки тысяч фунтов. Например, в 2006 году на аукционе Сотбис выставляли работы Яблонской 50-х годов. Стартовая цена каждой составляла 25 тысяч фунтов. В результате одна из работ была продана за 79 тысяч.

Доходит даже до того, что на выставках попадаются подделки "под Яблонскую", с чем старается бороться ее дочь Гаяне, которая взяла на себя сегодня непростую миссию – быть хранительницей наследия матери.

Новости по теме: Художники