Сегодня 23 августа +23°C
В НАСА подтвердили: гравицапа фурычит

Когда-нибудь EmDrive Роджера Шойера (слева) позволит построить нечто вроде пепелаца, на котором перемещались по Вселенной Уэф и Би с планеты Плюк. Фото: youtube.com

Невозможное стало возможным

Британский ученый Роджер Шойер сильно озадачил мир науки и техники еще в 2000 году, когда продемонстрировал прототип своего двигателя - EmDrive. Или гравицапу, как стали называть его у нас. Конечно же, не случайно. Ведь этот самый EmDrive позволяет перемещаться в пространстве, ничего из себя не извергая и не отбрасывая - как оснащенный гравицапой аппарат, на котором летали герои фильма "Кин-дза-дза!".

В реальной жизни все существующие ныне космические двигатели дают выхлоп - создают тягу, что-то отбрасывая: или продукты сгорания топлива, или ионы, разогнанные электромагнитным полем.

Гравицапа Шойера проста до изумления. Закрытый усеченный конус - эдакое запаенное с двух сторон ведро. Внутри - источник СВЧ-излучения - магнетрон. Примерно такой же генерирует волны в бытовой микроволновке. И все. Включаешь "микроволновку" в "ведре", и там возникает сила, которая действует по направлению к донышку большей площади. Чудо какое-то...

С 2000 года "здравомыслящие ученые" доказывают: EmDrive не может создавать тягу, потому что ее появление противоречило бы законам Ньютона. Например, закону сохранения импульса. Однако "ведро" каким-то загадочным образом все-таки тянет. В исследовательском центре

НАСА (Johnson Space Center in Texas) - конкретно в лаборатории Eagleworks Laboratory (она же Advanced Propulsion Physics Laboratory ) - недавно в этом удостоверились, проведя собственные эксперименты.

- Додумались, пацаки? Фото: Кадр из фильма

До Марса - за 10 недель

История с испытаниями гравицапы Шойера в ­НАСА напоминала детектив. Сначала о них пошли слухи, потом блогеры слили в Сеть черновики лабораторных отчетов, которые свидетельствовали о том, что двигатель реально работает - фурычит, как выражаются энтузиасты. И, наконец, появилась публикация в рецензируемом научном журнале Journal of Propulsion and Power с описанием экспериментов и задокументированным достижением - тягой в 1,2 миллиньютона на киловатт. Немного. Но если верить специалистам, и такой хватит, чтобы долететь до Марса за 10 недель, а до Луны - аж за 4 часа. Это в разы быстрее, чем на ракете с традиционными двигателями.

В чем секрет?

Самую свежую попытку разобраться в сути феномена предприняли финские физики из Университета Хельсинки.

- У EmDrive, конечно же, есть выхлоп, как и у любого другого реактивного двигателя, - полагает профессор Арто Аннила. И считает, что гравицапа отбрасывает фотоны, которые выделяются в результате интерференции волн СВЧ-излучения. Просто их не видно - фотоны гасят друг друга, находясь в противофазе. Но импульс переносят благодаря появлению невидимой электромагнитной волны - с так называемой нулевой поляризацией. Как объясняет профессор, аналогичное явление можно воспроизвести в воде, если пустить волны так, чтобы горб одной накладывался на впадину другой. Процесс идет, но на поверхности волн не ­видно.

Аннила предполагает, что волны, производящие тягу, возникают за счет асимметрии корпуса EmDrive. Сам Шойер подобного не исключает. Но мыслит проще. Мол, на донышко большей площади микроволны давят сильнее, чем на противоположное.

Коллегам объяснение про давление волн кажется слишком примитивным. И они - вроде Арто Аннилы - изощряются в экзотических гипотезах. Грешат то на некий "виртуальный плазменный тороид", то на "квантовые колебания вакуума", то на "эфир", от которого "ведро" отталкивается, то на экзотические частицы, которые создают тягу, "вылетая непосредственно из ткани пространства-времени".

А в отчете Eagleworks скромно записано, что устройство создает силу, которую "нельзя отнести к какому-либо из известных электромагнитных явлений".

СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ

На честном слове и на одном "ведре"

Толковых объяснений сути работы EmDrive пока нет. Но сам он набирает популярность. Действующие модели испытали в Китае, Великобритании, Германии. В Румынии гравицапу спаял дома из медных листов исследователь-любитель. Некто Берча Джулиан. Тягу получил.

Энтузиазм понятен. Затраты на эксперименты с EmDrivе мизерны. А эффект может быть огромным. Если летать лишь в пределах Солнечной системы, то на борт корабля, оснащенного гравицапами, даже топлива брать не придется. СВЧ-излучение можно будет генерировать за счет энергии от солнечных батарей. А для дальних экспедиций, конечно же, потребуются какие-нибудь мощные источники. Например, ядерные реакторы. Или термоядерные - когда-нибудь их же создадут.

В Украину прилетели министр обороны США и спецпредставитель Волкер
В Украину прилетели министр обороны США и спецпредставитель Волкер 1

Глава Пентагона будет одним из восьми иностранных министров обороны, которые посетят парад в честь Дня Независимости.

Марина Порошенко удивила выбором наряда на День флага Украины
Марина Порошенко удивила выбором наряда на День флага Украины [фото] 6

Первая леди любит дорогие изделия украинских дизайнеров, но на этот раз сделала исключение.

Неля Штепа:  Если бы меня расстреляли в Славянске, была бы сегодня Героем Украины
Неля Штепа: "Если бы меня расстреляли в Славянске, была бы сегодня Героем Украины" 49

Экс-мэр Славянска боится не дожить до вынесения приговора и жалуется на здоровье.

В Луганской области поезд столкнулся с грузовиком, перевозившим медикаменты
В Луганской области поезд столкнулся с грузовиком, перевозившим медикаменты 63

Водитель успел покинуть автомобиль до столкновения. Поезд протащил машину с десяток метров.

Луценко заявил, что пока нет оснований подозревать Дыминского в смертельной аварии [видео] 163 1

Генпрокурор также добавил, что за рулем точно сидел не водитель бизнесмена, как утверждает последний. Журналисты тем временем опубликовали видео с якобы Дыминским за рулем.

Опубликовано видео с места бойни на заводе ГАЗ
Опубликовано видео с места бойни на заводе ГАЗ [видео] 814

Три человека погибли и двое тяжело ранены от рук обезумевшего из-за ревности работника литейного цеха.

Урожай 2017: какими будут цены на продукты осенью
Урожай 2017: какими будут цены на продукты осенью 233

Несмотря на сложные погодные условия, нашу страну ждет рекордный урожай картофеля и неплохой урожай зерновых.

Гройсман пообещал реформы уже в сентябре
Гройсман пообещал реформы уже в сентябре 267 2

Кабмин Украины планирует в сентябре вернуться к рассмотрению ключевых реформ - здравоохранения, образования и пенсионной.

Нацбанк отменил суточные ограничения на выдачу средств
Нацбанк отменил суточные ограничения на выдачу средств 238

С сентября 2016 года можно было получить не более 250 тысяч гривен в сутки.

Безопасность, "коммуналка" и бесплатные квартиры: мэр Покровска отчитался за полгода 18

Илон Маск показал первый скафандр, разработанный его компанией
Илон Маск показал первый скафандр, разработанный его компанией [фото] 177

Глава SpaceX и Tesla отметил, что это рабочая версия (не макет), которую уже проверили двойным вакуумным давлением.

Переселенец из Донецка:  Мои японские карпы налегают на макароны
Переселенец из Донецка: "Мои японские карпы налегают на макароны" [фото] 594

50-летний дончанин Станислав Коваль с начала войны перебрался с семьей в село Яблоновка, где организовал "ферму" по разведению карпов кои.

Ани Лорак встретит День Независимости в Турции, а Руслана - в гетманской столице [фото] 55

"КП" в Украине" знает, где, с кем и как проведут 26-ю годовщину со дня независимости страны наши звездные любимчики.

Спецэфир ко Дню Независимости: нам покажут 26 вещей, которые нас изменили
Спецэфир ко Дню Независимости: нам покажут 26 вещей, которые нас изменили 113 1

Как провести главный праздник страны у телевизора с пользой.

Танцевальная интрига: Партнерша Комарова - Дорофеева?
Танцевальная интрига: Партнерша Комарова - Дорофеева? [фото] 1128

Фаны Дмитрия Комарова утверждают, что рассекретили напарницу ведущего в проекте "Танцы со звездами".

Мое время вышло: Уэйн Руни больше не будет играть за сборную Англии
Мое время вышло: Уэйн Руни больше не будет играть за сборную Англии [видео] 54

Скандальный матч  Динамо : почему столичный клуб не хочет ехать в Мариуполь
Скандальный матч "Динамо": почему столичный клуб не хочет ехать в Мариуполь 937

Безопасность, страх или козни "Шахтера" - все, что нужно знать о конфликте и аргументы сторон.

Рудковская и Плющенко решили обвенчаться: два платья и бриллиантовые тиары
Рудковская и Плющенко решили обвенчаться: два платья и бриллиантовые тиары 1034

Прожив вместе 10 лет, российский фигурист Евгений Плющенко и музыкальный продюсер Яна Рудковская решили обвенчаться в церкви. Церемония пройдет осенью.