15 апреля

Ученые обнаружили ген кофемании

Фото: Фото: globallookpress.com

Автор этой заметки сам является заядлым кофеманом. С утра чашечка. Перед завтраком еще одна. В обед, потом в перерыве между работой, перед ужином...

И вот теперь у меня появилась уважительная причина не пилить себя за "вредную привычку".

Ученые Университета Эдинбурга в Шотландии выяснили, что у некоторых людей присутствует особый ген, вернее, изменения в нем, которые заставляют человека подсесть на кофе. Сделать такое открытие помогло сравнение структуры ДНК у более чем тысячи людей, живущих в семи относительно изолированных и небольших деревушках в Италии.

На первом этапе исследования итальянцы заполняли анкеты, фиксируя, как часто они пьют кофе. На втором - у них брали пробы крови для анализа генома.

А когда во время третьего этапа ученые свели показатели первого и второго, оказалось, что те люди, которые пьют кофе чаще остальных, имеют особый ген, который отвечает за производство фермента Q10, а тот, в свою очередь, является одним из важнейших звеньев в системе клеточного дыхания и, помимо прочего, связан с окислением кофеина.

Так вот, именно его (фермента) мелкие мутации могут усиливать процесс вывода кофеина из организма.

После итальянцев ученые проверили свое открытие на примере нескольких тысяч жителей Голландии. Повторный анализ подтвердил: зависимость между геном и потреблением кофе действительно существует!

И именно мутации в нем управляют тем, как наше тело перерабатывает кофеин и соответственно вызывает или нет тягу к новой чашечке.

Всего ученым удалось найти два десятка мелких мутаций длиной в одну "букву"-нуклеотид, которые так или иначе влияли на то, насколько человек был склонен употреблять кофе. Все эти мутации, как показал дальнейший анализ, находились на шестой хромосоме, внутри гена PDSS2, причем некоторые из них вносили достаточно заметные изменения в кофеманство их носителей.