Ученые вычислили естественный предел продолжительности нашего существования

Фото: Самая старая жительница планеты итальянка Эмма Морано отметила 116-й день рождения. Фото: globallookpress.com

За последние 100 лет люди стали жить гораздо дольше. Для сравнения: ожидаемая продолжительность жизни в Российской империи в конце XIX века составляла для мужчин 29,43 года, а для женщин - 31,69. К сегодняшнему дню этот показатель увеличился более чем вдвое.

Акулы возраста библейских старцев

Если дело пойдет и дальше такими темпами, то вскоре мы доберемся и до библейских старцев. Напомним, что согласно Ветхому Завету Адам ушел в лучший мир в возрасте 930 лет, а последний допотопный патриарх Ной прожил 950 лет.

Что самое поразительное: последние научные данные подтверждают, что библейское долголетие не противоречит законам природы! Об этом свидетельствует исследование команды датских и норвежских морских биологов, которое они опубликовали в этом году. Ученые установили, что гренландские полярные акулы могут жить как минимум... 400 лет. И это вдвое больше, чем недавние рекордсмены - киты и черепахи (см. таблицу).

Вы спросите, как определяли возраст акул, ведь им не выдавали паспорта? Оказалось, у морских хищниц есть один биологический датчик, который помогает определять дату рождения не хуже, чем годовые кольца у деревьев. Речь идет о хрусталике глаза. Прозрачные белки, из которых состоит хрусталик, не участвуют в обмене веществ и не обновляются с момента рождения. Поэтому достаточно определить возраст молекул белка, чтобы узнать возраст животного. По этой методике был подсчитан возраст 5-метровой акулы. Результат - 392 года!

Если позвоночные в естественной среде могут жить 400 и более лет - это благоприятный знак и для людей.

Но гренландская акула все-таки особая статья: живет она в арктических холодных водах. При таких габаритах у нее медленный обмен веществ. А скорость метаболизма напрямую влияет на продолжительность жизни.

Осень патриархов

А какие пределы жизни положены природой для человека? Это выяснили и биологи из медицинского колледжа Альберта Эйнштейна - одного из лучших исследовательских центров США.

Они стали собирать и анализировать медицинскую статистику по разным возрастным группам. Начнем с оптимистического известия: рост средней продолжительность жизни по-прежнему наблюдается во всех изу­ченных странах (данные представило 41 государство). Это говорит о том, что уровень медицины позволяет современному человеку без особых проблем дожить до 80 и даже до 100 лет.

А плохая новость в том, что верхнюю границу продолжительности жизни поднять не удалось. Ученые изучали базу данных по 534 сверхдолгожителям (более 110 лет), которые покинули этот мир в период с 1968 по 2006 год. В этой возрастной группе никакого прогресса не наблюдалось.

- Полученные результаты говорят о том, что у человеческого долголетия есть биологический предел, который фактически уже достигнут, - комментирует итоги исследования биолог Александр Марков. - Мировой рекорд был поставлен француженкой Жанной Кальман, умершей в 1997 году в возрасте 122 лет. С тех пор никто из супердолгожителей не мог перешагнуть рубеж 120 лет. Достижения медицины, которые увеличивают среднюю продолжительность жизни, не в силах помочь преодолеть определенный биологический барьер.

Иными словами, с течением времени все больше людей будет осваивать 100-летний рубеж. А дальше даже самые живучие из нас будут упираться в границу, установленную природой. По мнению американских исследователей, максимальный предел жизни - это 125 лет. При этом 125-летний рубеж будет покоряться людям раз в 10 тысяч лет. Биологи считают, что достичь возраста библейских старцев все же возможно. Но уже не за счет ресурсов организма, а с помощью новых биотехнологий, которые сорвут естественный "стоп-кран".

На рекорд идут любительница бренди и узник концлагеря

При определении круга долгожителей самый важный момент - документальное подтверждение даты рождения. Потому что есть большое количество людей, заявляющих о своем древнем происхождении (иногда дело доходит до 200 и даже 400 лет), но проверить эти утверждения не представляется возможным. Сегодня во всем мире насчитывается 47 человек в возрасте 110 лет и старше, чей статус сомнению не подлежит. Назовем только троих из них:

Эмма Морано, 116 лет и 319 дней*, Италия. Самая возрастная жительница планеты. После смерти француженки Жанны Кальман Эмма осталась единственным человеком на земле, кто праздновал день рождения в ХIX веке - 29 ноября 1899 года. Ежедневно ест мясо и три яйца всмятку, до сих пор позволяет себе выпить рюмку домашнего бренди. Единственный ребенок Эммы умер во младенчестве.

Вайолет Браун, 116 лет и 217 дней, Ямайка. Второй по старшинству человек на планете. Последняя из живущих подданная королевы Виктории. Мать четверых детей. Ее первенцу Гарольду 96 лет и 176 дней.

Исраэль Криштал, 113 лет и 28 дней, Израиль. Старейший мужчина на земле. Родился в местечке Жарнув Российской империи (теперь Польша). Во время Второй мировой войны, в августе 1944 года, попал в концлагерь "Освенцим". Потерял жену и двоих детей. На момент освобождения весил 33 килограмма. В 1950 году переехал в Израиль, где открыл кондитерскую лавку.

*На 13 октября 2016 года.