Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Учимся читать внимательно и запоминать прочитанное

Учимся читать внимательно и запоминать прочитанное
Фото: Смотрим в книгу, видим... Фото: pixabay.com

Причем тексты-то самые простые, банальные: инструкция к холодильнику, школьный параграф, неказистый рассказик. Называется это функциональной неграмотностью. То есть по документам-то человек вполне себе образованный - умеет писать и читать, школу окончил. Но не понимает сути прочитанного текста, не может его пересказать, сам не в состоянии написать логически связный текст.

Что же это за напасть такая? Откуда к нам пришла?

О людях, которые формально грамотны, но на деле не могут внятно пересказать только что прочитанное, заговорили еще лет сорок тому назад. Тогда же начали искать причины проблемы. Не сказать, что с тех пор получен точный рецепт, как бороться с бедой. Но некие выводы сделаны:

1. Слишком раннее развитие детей 

У детей функциональная неграмотность чаще всего возникает из-за неправильного развития. Ученые во всем винят амбициозных родителей, которые стараются своих чад уже в три года научить чтению и письму. А потом демонстрировать в компании: мой-то вон какой вундеркинд! Только мозг ребенка еще к такой работе не готов. В трех-четырехлетнем возрасте он еще заточен на познание мира через осязание. Пальчиками в это время надо работать! Наверное, малыш и буквы выучит, и читать начнет. Вот только смысл прочитанного для трехлетнего карапуза останется непостижимым. 

2. Технический прогресс

Телевидение уже давно ничему не обучает, а лишь развлекает. Целыми днями тыкая по кнопкам пульта, человек утрачивает часть когнитивных функций: нарушается речь, память и мышление. А тут еще подоспел интернет... И уже нет необходимости что-то запоминать, тренируя мозг. Можно погуглить... 

Переключаясь с одного сайта на другой, человек не может долго сконцентрироваться на чем-то одном. А про уровень языка в Сети и говорить не стоит. 

3. Приезжие

Еще одну причину ученые видят в мигрантах. У себя дома эти люди могут быть очень даже образованными. Но, переезжая в другую страну и попадая в плохо ему известную языковую и культурную среду, человек уже не может так искусно и внятно выражаться. Где уж тут говорить о грамотной речи и точности изложения? 

ПРИЗНАНИЕ

Длинное предложение могу перечитывать несколько раз

Если в интернет-поисковик вбить запрос "не понимаю суть прочитанного", появляются сотни ссылок на форумы, где люди делятся своими проблемами. Вот только одна цитата (автору, как он пишет, 28 лет):

"У меня такая проблема. Мне трудно концентрироваться. Вроде думаешь о чем-то, потом раз, а мысль перескакивает уже на что-то другое. Не могу контролировать ход мысли. Когда пытаюсь изучать что-то новое, с трудом понимаю прочитанное. Если предложение сложное, то, дочитав до середины, уже забываю, что было в начале. Могу перечитывать его несколько раз. Иногда и с десятого не получается. Смысл отдельных слов понимаю, но собрать их не могу. Бывает, прочту - вроде все понял. Но если что-то или кто-то вдруг отвлечет, то приходится заново перечитывать текст". 

ВОПРОС - РЕБРОМ

Что делать? 

Чтобы ситуация не ухудшалась, выход один - больше читать. Вспомните знаменитый роман Рэя Брэдбери "451 градус по Фаренгейту", где запрещали книги во имя спокойствия, рекомендовали выключать мозг и пялиться на говорящие стены. Нам нужен такой результат? Поэтому в Японии и Великобритании всерьез занялись пропагандой чтения. В Стране восходящего солнца даже есть закон о поощрении детского чтения. А в Туманном Альбионе поддержку чтения считают национальной идеей. 

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Интернет тут ни при чем 

О том, как справиться с проблемой, мы поговорили с директором Института возрастной физиологии Марьяной Безруких.

- Марьяна Михайловна, так кто все-таки больше виноват?

- Винить никого не нужно. Гаджеты сами по себе не являются источником беды. Грамотный и на клавиатуре пишет без ошибок, а безграмотный - и на бумаге. Это же относится и к чтению: человек, не научившийся понимать текст, не понимает его с любого носителя.

Причины возникновения функциональной неграмотности могут быть разными. Главная - это несформированность навыков письма и чтения. А причиной ее могут быть индивидуальные особенности развития ребенка и неадекватная методика обучения. 

- Это можно как-то исправить?

- Функциональную неграмотность можно корректировать. Это длительная работа, важно правильно определить причину. 

- Если не обратить внимания на эту проблему, какие трудности в жизни ожидают ребенка?

- Функциональная неграмотность никогда не позволит человеку стать высококвалифицированным специалистом, кем бы он ни работал. Он не поймет элементарную инструкцию. Хотя в принципе мы уже живем в мире, где всюду преобладает такого рода неграмотность: в рекламе, речи и СМИ.

- Как его спасти от этой проблемы?

- Все делать вовремя: правильно учить читать и писать, корректировать проблемы развития, особенно речевого развития.

- Может ли "заработать" эту неграмотность взрослый образованный человек, выполняющий каждый день монотонную работу?

- Грамотность формируется в процессе письма и чтения. Вдруг возникшая безграмотность у взрослого может быть связана не с видом деятельности, а с нарушениями функционирования мозга. И для этого лучше обратиться к неврологу.

Новости по теме: образование Дети чтение