Астрономы открыли двойную черную дыру

Фото: Так, в теории, выглядит двойная черная дыра. Фото: NASA, ESA, and G. Bacon (STScI)

Космический телескоп "Хаббл" сделал новые снимки самого близкого к нашей Галактике квазара Маркарян 231 (Mrk 231). Он находится в 600 миллионах световых лет от Земли. Ученые были немало удивлены обнаружив, что она ярко сияет за счет двух центральных черных дыр, которые яростно кружатся вокруг друг друга.

Это может означать, что Маркарян 231 образовалась в результате слияния двух галактик и совсем недавно, сообщили в НАСА.

Такой дуэт черных дыр создает огромное количество энергии, что заставляет ядро ​​галактики затмить по яркости все миллиарды звезд внутри своей системы.

Центральная черная дыра весит в 150 млн раз больше нашего Солнца, а вторая весит в 4 млн раза больше. Динамический дуэт завершает орбиту вокруг друг друга каждые 1,2 года.

Через несколько сотен тысяч лет они, скорее всего, сольются в одну.

Квазары - это самые яркие объекты во Вселенной. Мощность их излучения иногда в десятки и сотни раз превышает суммарную мощность всех звезд таких галактик, как наша. По одной из теорий, квазары представляют собой галактики на начальном этапе развития, в которых сверхмассивная черная дыра поглощает окружающее вещество. Источником излучения является аккреционный диск сверхмассивной черной дыры, находящейся в центре.

По другой версии - источник свечения это мощные активные ядра этих галактик.

Астрономы часто называют квазары космическими маяками, так как их излучение видно с огромных расстояний.

Кстати, на днях известный исследователь-теоретик черных дыр Стивен Хокинг сделал пугающее и в то же время интригующее заявление. Он сказал, что фильм "Интерстеллар" может оказаться правдивым - черные дыры являются загадочным и совершенно неизученным явлением природы. По словам профессора, через черные дыры можно путешествовать в другие измерения.

ЧТО ТАКОЕ ЧЕРНАЯ ДЫРА

Черная дыра - это область в пространстве-времени, гравитационное притяжение которой настолько велико, что покинуть ее не могут даже объекты, движущиеся со скоростью света, в том числе и сам свет. Граница этой области называется горизонтом событий, а ее характерный размер - гравитационным радиусом.

Что еще интересно - вокруг черной дыры есть так называемый диск аккреции — пылающее кольцо огня. Оно образуется потому, что материя, попадающая в черную дыру, закручивается вокруг нее по мере приближения к краю (как в водовороте). По мере вращения материя трется, появляется трение, а трение вырабатывает много тепла. Эта огненная масса материи нагревается до сотен тысяч градусов.

Хотя практическим путем эти загадочные объекты вселенной еще никто не изучал.