Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Лилия Гриневич: Реформа высшего образования будет проходить в три этапа

Лилия Гриневич: Реформа высшего образования будет проходить в три этапа
Фото: Фото: Максим Люков

1 июля в Верховной Раде состоялось революционное голосование. 276 народных депутатов нажали кнопки "за" новый закон о высшем образовании. Путь к реформе высшего образования был тернистым и длинным, подготовка заняла более трех лет. 

Какие новшества ждут абитуриентов, студентов и преподавателей уже с 1 сентября 2015 года? Какие вузы получат львиную долю госзаказа? Смогут ли лауреаты Нобелевской премии работать в отечественных вузах? На эти и другие вопросы во время прямой телефонной линии в "КП" ответила глава парламентского комитета по вопросам образования и науки Лилия Гриневич. 

Вузов станет меньше, но качество образования - лучше

Виктория: - Приведет ли реформа высшего образования к сокращению количества вузов?

- Думаю, что может. В первую очередь, реформа высшего образования предлагает прозрачную конкуренцию между вузами. Госзаказ и абитуриентов в первую очередь будут получать те вузы, которые предлагают лучшее качество образования. А для этого будет проводиться внешнее оценивание качества высшего образования. Кроме того, с 2016 года начнет работать механизм распределения государственного заказа, который будет учитывать выбор абитуриентов. Как это будет действовать? Вы сдаете ВНО и заполняете форму - на первом месте у вас такой-то университет, на втором - другой, на третьем - еще один. И в зависимости от вашего результата ВНО распределяется место госзаказа в выбранный приоритетно вами университет. Это приведет к тому, что именно университеты, которые способны предложить лучшее качество образования, будут получать госзаказы. А те университеты, которые не развиваются, не соответствуют требованиям рынка труда, не получат своего абитуриента и в конечном итоге  будут вынуждены или закрываться, или присоединяться к более сильным, которые дают качественное образование.  

Размер стипендий определят сами вузы

Юля: - Какие стипендии будут получать учащиеся вузов?

- Будут академические и социальные стипендии. По принятому закону, вуз самостоятельно будет определять, кому и сколько начислять стипендии. То есть прерогатива вуза - устанавливать балл, набрав который студент может претендовать на стипендию. Отмечу, предполагается, что ориентировочно не менее двух третьих и не более 75% тех, кто учится на бюджетном дневном обучении, могут претендовать на стипендию. 

- А дети-сироты будут получать в любом случае?

- Это отдельные социальные стипендии, которые выплачиваются студентам, которые столкнулись с определенными жизненными обстоятельствами. Они не касаются обучения. 

Виктор: - В чем будет заключаться автономия вузов? Это какая-то западная модель?

- Нельзя сказать, что это западная модель. Понимаете, есть базовые ценности в высшем образовании. Для того чтобы преподаватели и студенты имели академическую свободу, университеты должны быть автономными, то есть независимыми по максимуму от органов власти. Автономия университетов будет заключаться в возможности распоряжаться заработанными средствами, создавать учебные программы и планы под стандарты высшего образования, привлекать на работу преподавателей, в том числе  с заграничными дипломами. Яркий пример: сейчас даже если Нобелевский лауреат приедет в Украину трудоустраиваться в вуз, он должен пройти долгую бюрократическую процедуру нострификации (до 6 месяцев).  

На 100% реформа заработает с 2016 года

Екатерина: - Когда вступит в силу реформа? Как она будет реализовываться: поэтапно или сразу?

- Закон должен еще подписать президент. Но настоящий вызов для нас - его имплементация. Понятно, что это системная реформа и она будет поэтапной: некоторые новшества вступят в силу буквально после подписания закона президентом и его обнародования, то есть с начала нового учебного года. А некоторые положения, которые требуют соответственно больших организационных усилий и времени, например, уменьшение максимальной нагрузки преподавателей с 900 до 600 часов, требует адаптации в течение целого года. Такие положения вступят в силу не раньше 1 сентября 2015 года. А все статьи, которые требуют дополнительного финансирования, заработают с 1 января 2016 года.

Часто мне задают вопрос: а когда мы будем иметь результаты этой реформы? Думаю, что первые результаты будут видны через 5 лет,  когда мы получим реального выпускника и увидим, как он будет трудоустраиваться и как изменится качество высшего образования.  

Теперь студенты смогут влиять на выборы ректора. Фото: Константин бУНОВСКИЙ 

Ректора смогут выбирать даже первокурсники?

Олеся: - Насколько мне известно, в законе прописана выборность ректоров. Как будут проходить выборы? Что они дадут?

- На сегодняшний день ректоров выбирает конференция трудового коллектива. И очень часто действующий ректор формирует делегатов на конференцию так, чтобы они проголосовали за него. По новому закону, вводятся прямые выборы ректора - всем коллективом и делегатами от студентов.

Есть и еще одно новшество - ротация руководящего состава вузов (ректор, деканы, завкафедрами). Они имеют возможность работать на своих должностях не больше 2 каденций по 5 лет. Это административные должности, на которых сегодня люди бывают иногда 30 и больше лет, что полностью перекрывает возможность карьерного роста молодым научно-педагогическим работникам.

- С какого курса студенты могут голосовать?

- Студенческое самоуправление будет выбирать своих делегатов для этого голосования. И оно самостоятельно определится, с какого курса делегировать студента. 

Светлана: - Поменяется ли статус "действующих" кандидатов наук и доцентов? Если да, то когда? И будут ли в таком случае сняты надбавки за степень и звания?

- Все кандидаты наук автоматически признаются докторами философии, и все надбавки, которые были за ними, остаются. 

Эдуард: - Законом якобы предусмотрено электронное поступление в вузы. Расскажите, как это будет выглядеть на практике?

- С 2016 года будет работать определенная программная система. В ней вы определяете приоритетный список вузов, куда вы хотите поступать. А дальше эта система, учитывая ваши баллы ВНО и требования вуза, предлагает, куда вы можете поступить. И ваша задача уже будет приехать в определенный вуз на начало обучения со своими документами. 

Приоритет - развитие государственного языка

Ольга: - Читала в законе, что язык преподавания в вузе - украинский. То есть все преподаватели в обязательном порядке перейдут на украинский? А студенты тоже будут отвечать на украинском?

- Очень важным является то, что основным языком преподавания будет государственный язык. Объясню почему. Если основным языком преподавания является государственный язык, этот язык развивается, развивается его терминологический аппарат. Причем он развивается гуманитариями,  естественниками, технарями и т.д. Поэтому в высшем образовании базовый язык преподавания должен быть государственным. 

В местах проживания нацио­нальных меньшинств закон предусматривает возможность преподавания на языке меньшинств, для того чтобы люди могли потом исполнять свои профессиональные обязанности. Также в законе написано, что для обеспечения академической мобильности студентов часть курсов может преподаваться на английском или другом иностранном языке. 

Что касается вашего конкретного вопроса, может ли студент отвечать на другом языке, например русском, наверное, может в определенных случаях.

Леонид: - Как не допустить вероятности превращения Национального агентства по качеству образования в коррупционного супермонстра? 

- Одна из задач реформы высшего образования - победить монополизацию и коррупцию в образовании. Это национальное агентство будет состоять из признанных экспертов, которые проводят саму экспертизу. В механизм формирования ведомства мы заложили принцип избежания конфликта интересов. Например, ректор не может быть членом Национального агентства. В будущем планируем это Национальное агентство внести в реестр европейских агентств. А для того необходимо продемонстрировать абсолютно прозрачные механизмы оценки качества работы вузов.