Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
19 апреля
Загрузить еще

Эксперимент "КП": пройдите тест для первоклашки

Эксперимент
Фото: Современные дошкольники благодаря телевидению и интернету знают понемногу о множестве тем, но это только запутывает, когда надо отвечать коротко и однозначно. Фото: Михаил Фролов.
А ведь для некоторых вступительная кампания-2014 подходит к концу… Те, кто не поступил в лучшие учебные заведения, переживают, "прокручивают", в чем "прокололись". "Надо было готовиться, а не гулять", - сердятся мамы и папы. Не удивляйтесь: речь о шестилетках, для которых поступить в облюбованные родителями школы бывает сложнее, чем абитуриентам в вузы. Конкурс доходит до 10 человек на место. Собеседования хотя и не называются тестами или экзаменами, увы, часто требуют от ребенка способности угадывать, какой ответ ждут от него взрослые. Родители передают друг другу: проверка мелкой моторики, памяти или фонематического слуха - это цветочки. По ним действительно видно, что умеет ребенок. А вот "вопросы на логику" - повод не взять "неблатного" малыша, придравшись к ответам. Ведь современные дети дают далеко не те ответы, которые "запланировали" авторы методик, созданных 20-40 лет назад.
 
"КП" провела эксперимент: проверить по этим опросникам школьную готовность взрослых солидных людей. 
 
ОТВЕЧАЮТ
Психоаналитик Марина Бабушкина.
Кандидат философских наук, доцент Алена Боровицкая.
Экономист Елена Любченко. 
Тест "Опиши понятие" 
 
1. Опиши лимон. 
 
Марина: - Цитрус, имеет кислый вкус, желтый цвет и овальную форму.
 
Елена: - Желтый, яркий, ароматный, кислый фрукт. 
 
Алена: - Тропический фрукт, желтый, красивый, сочный, кислый, полезный. Вкусно с сахаром, между прочим. 
 
Правильный ответ: не менее трех признаков, дающих представление о цвете, форме, вкусе и других качествах лимона. 
 
2. Опиши правду. 
 
Марина: - Ничего себе! Правда - когда говорят то, что есть. Это они хотят услышать? Но парадокс в том, что мы ребенка в какой-то степени обманываем, заставляя так определять правду. Ведь она у каждого своя. Такая неоднозначная тема. У представителей разных партий, разных философских течений свои трактовки.
 
Елена: - Я в шоке! Правда и есть правда. Попробуй ее опиши…
 
Алена: - Правда либо есть, либо ее нет. Когда пытаемся дать определение, возникает тема лжи. Правда - все, что не ложь. Бывает горькой и при этом лучше сладкого обмана.  
 
Правильный ответ: раскрыть суть понятия "когда говоришь все, как было на самом деле". Неполный ответ - описание через противопоставление "это не ложь". 
 
Тест "Завершение предложений" 
 
Если будет сильный мороз, то...
 
Марина: - Могут выйти из строя поезда "Хюндай", полопаться магистрали центрального отопления. 
 
Елена: - В такой день приятно закутаться в одеяло и пить чай. 
 
Алена: - Будет холодно. Надоели уже эти вопросы! Никакой системности, только на одной теме сконцентрируешься, спрашивают о другом… 
 
Правильный ответ: описание последствий (лужи замерзнут, я не пойду в школу).
 
Неправильным считается обозначение возникшего образа вместо прогноза: будет холодно. 
 
Тест школьной зрелости (Я. Йирасека) 
 
1. Почему плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?
 
Марина: - А кто сказал, что это плохо? Проще было бы ответить при такой формулировке "чем плохо". Допустим, дело не сделано. Хотя все относительно. Если это киллер, который уклонился от работы, все только к лучшему. 
 
Елена: - Раньше считалось, что это плохо. Статья была "За тунеядство". Сейчас, если у человека есть доходы, пусть себе решает - работать или нет. 
 
Алена: - Кому именно плохо? Может, его совесть мучает? Потому что это обман или самообман. 
 
Правильный ответ один из следующих: остальные должны на него работать, он ленивый, не может ничего купить.
 
2. Ножницы, бумага, клей напоминают тебе о чем?
 
Марина: - Об уроке труда. 
 
Елена: - О декупаже, занималась им. Можно украсить любую мебель. 
 
Алена: - О создании чего-то нового. Оригами, конструирование. 
 
Правильный ответ: об аппликации. 
 
3. Чем отличается старый человек от молодого? 
 
Марина: - Всем! Возрастом, здоровьем… Позвольте, а насколько молодой? Если ребенок, то ростом. Мужчина или женщина - тоже важно. Ладно, общее отличие: у пожилого человека отсутствуют репродуктивные функции. 
 
Елена: - Сложно так сразу… Молодой активный, а старый нет? Здоровее, лучше выглядит? Сейчас это все неоднозначно. Та же Мадонна или Пугачева дадут фору молодежи. Просто старые - уже пожившие. 
 
Алена: - Человек в возрасте уже материально обеспечен, а молодой социально не защищен. А как звучит правильный ответ? Да уж, есть удивительно оптимистичное определение: скорее умрет… Так детям и говорят? Не факт - а если молодому кирпич на голову свалится?
 
Правильный ответ: назвать не менее трех различий - седина, морщины, старый человек уже не может работать, как раньше, скорее умрет. 
 
4. Чем похожи друг на друга белка и кошка?
 
Марина: - Небольшие животные, у них одни и те же части тела (уши, хвост, лапы), их можно содержать в квартире… 
 
Елена: - Животные, покрытые шерстью. Упоминаются в переносном смысле: "кошки на душе скребут", "белочка"…
 
Алена: - Кошка больше похожа на другую кошку. Конечно, обе млекопитающие, но чтобы прямо похожи… Что там в ответах? Лазят по деревьям? Протестую: кошек часто снимают "аварийщики", потому что они не могут сами спуститься. 
 
Правильный ответ: назвать не менее двух признаков подобия - когти, хвост, четыре лапы, умеют лазить по деревьям. 
 
5. Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается шлагбаум?
 
Марина: - Чтобы люди не попали под поезд. Это точно вопросы для первого класса?
 
Елена: - Чтобы никто не прошел на пути. 
 
Алена: - Не вникала. Запутанно звучит: раньше-позже, вдоль-поперек… Машины ограждают от поезда. Но если машин рядом нет, шлагбаум все равно автоматически опускается.
 
Правильный ответ: чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Ответ "Чтобы никто не попал под поезд" считается неполным.    
 
Итак, ни одной из участниц нашего эксперимента, успешных профессионалов и счастливых мам (у каждой - по двое детей), не удалось по этим тестам набрать достаточно баллов для поступления в первый класс гимназии, лицея, спецшколы.
 
Не пора ли менять методики? 
 
В тему
 
Проверьте себя, пройдя испытания для шестилеток 
 
Тест Пьерона-Рузера:
 
Расставьте знаки в геометрические фигуры: в квадрат - плюс, в треугольник - минус, в кружок - ничего не ставьте и в ромб - точку. Делайте это только подряд построчно.
 
Время - 60 сек.
 
Хороший результат: заполнение 100 фигур бланка безошибочно или с самостоятельным исправлением допущенных ошибок.