Юрий ТКАЧЕНКО. Фото автора и из архива «КП». (14 мая 2008)
«Эти танки можно приравнять к полотнам Ван Гога!»

«Эти танки можно приравнять к полотнам Ван Гога!»

Танки серии МК-5 выпускались в Англии с 1917-го по 1918 год и заслуженно входят в топ-десятку лучшей военной техники мира. За год производства с конвейера успели сойти 400 машин.

Молчаливые участники жарких баталий Первой мировой и Гражданской попали в Луганск еще в 1936 году. Такой шикарный подарок сделал землякам маршал Советского Союза Клим Ворошилов. Он распорядился передать городу два из четырнадцати трофейных английских танков, отбитых у генерала Деникина.

С той поры раритетная техника уже несколько раз меняла прописку. Сначала она красовалась на территории станкостроительного завода, партийный актив которого дважды ее едва не угробил (после начала Великой Отечественной войны машины намеревались порезать на металл, а потом попросту закопать). Но областное руководство оказалось дальновиднее. Наконец в начале 50-х пара британских МК-5 заняла свое место у памятника Борцам революции.

- Я тогда часто сбегал из дому, - вспоминает луганский археолог Николай Тарасенко, - и прожил в одном из этих танков всю зиму. В другом же квартировали два ростовских вора-гастролера. А вскоре люки заварили.

В 70-е годы боевые машины вошли в экспозицию областного краеведческого музея. О том, что они больше, чем местная достопримечательность, луганчане узнали совершенно случайно.

- Начиная с 1998-го в музей стали приходить письма из Англии. Их авторы просили дать сведения о танках из нашей экспозиции, - говорит директор краеведческого музея Анатолий Кулишов. - Мы же в силу привычки ничего особенного в них не видели. Но британцы настоятельно добивались выслать им подробное описание, фотографии. После того наши танки принялись включать в мировые каталоги.

Так трофеи Ворошилова попали в поле зрения британского исторического общества «Друзья Линкольн-танка» из города Линкольна, где в начале ХХ века создали первый в истории человечества танк. Преклонение британцев перед уникальной техникой, собранной в их стране, заставляет энтузиастов искать сохранившиеся экземпляры по всему миру, даже в пустынях Африки. Именно фанаты организации выяснили, что на территории бывшего СССР есть пять штук МК-5 именно той модификации, которой уже не располагает и сама страна-производитель! Три из них нашлись в Украине: один в Харькове и два в Луганске.

В прошлом году в город приехал председатель общества «Друзей Линкольн-танка» Роберт Скотт и, увидев плачевное состояние раритетов, предложил совместный проект по восстановлению и реконструкции. На все про все требуется круглая сумма - до полумиллиона гривен. Решением последней сессии горсовета часть денег (около 50 тысяч гривен) уже выделили. Но англичане понимают: этого мало. Потому во время своего второго визита в Луганск Роберт Скотт заявил, что представит обстоятельный доклад правительству Великобритании и подключит к проекту благотворительные фонды, даже ЮНЕСКО.


Кстати, несмотря на то что луганские МК-5 внесены в Государственный реестр Украины как памятники истории национального значения, в Интернете то и дело появляются слухи об их продаже.

- Танки из экспозиции Луганского областного краеведческого музея и по стоимости, и по историческому значению можно смело приравнивать к полотнам великого Ван Гога! - говорит историк Сергей Ромадин. - Луганчане просто не до конца понимают, какая ценность хранится в их городе!

- Обнаружение любого раритета всегда вызывает ажиотаж у коллекционеров, - объясняет заместитель главы Луганского городского общества охраны памятников истории Петр Шевченко. - Уникальные танки не исключение. Нам уже делали предложения потенциальные покупатели старины. Но МК-5 ни в коем случае никогда и никому не будут проданы!

ТТХ МК-5

  • Масса - 14 т.
  • Длина - 6080 мм.
  • Ширина - 2620 мм.
  • Высота - 2750 мм.
  • Толщина брони 6-14 мм.
  • Скорость по шоссе до 14 км/ч.
  • Вооружение - 3 или 4 пулемета.
  • Экипаж - 3 человека.
  • Преодолеваемые препятствия:

               - высота стены -    0,75 м,

               - ширина рва -      2,10 м,

               - глубина брода - 0,80 м.

  • Запас хода - 130 км.

СПРАВКА «КП»

Английские боевые машины на параде в Москве.

Английские боевые машины на параде в Москве.

Крымские трофеи

Основные английские танки периода Первой мировой войны МК-4 и МК-5 провели немало удачных боев. Трофейные МК-4 имелись в кайзеровской армии, а МК-5 - в войсках английских интервентов и у белогвардейцев в России. Два английских танка, установленные возле Луганского областного краеведческого музея, были отбиты красноармейцами в боях с добровольческой армией генерала Деникина при штурме Перекопа.

К слову, захваченные красноармейцами, они под названием «Риккардо» использовались в РККА до 1930 года. Кроме того, по нескольку машин имелось в вооруженных силах Латвии, Польши, Японии и Эстонии. Кстати, эстонские сослужили последнюю службу в августе 1941 года при обороне Таллина от немцев.

Член Военного совета Краснознаменного Балтийского флота вице-адмирал Николай Смирнов вспоминал, что в те тяжелые дни ему доложили о найденных на складе четырех танках «Рено», оставшихся от армии буржуазной Эстонии. Однако, судя по описанию, это были МК-5. Наскоро подремонтированные, они пошли в бой и хоть немного, но помогли защитникам города.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт

вакансии Донецк танцовщицапогода тутМелисса МакКарти