Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
24 апреля
Загрузить еще

Иностранцы в "Борисполе": "Мы объявляем голодовку!"

Иностранцы в
Фото: Рассчитывать на то, что вернут деньги за билет на отмененный рейс, вряд ли приходится. Фото Артема Слепачука
Каждый день "Аэросвит" отменяет все новые рейсы. Сегодня не было самолетов на Москву, Ташкент, Телль-Авив, Стокгольм, Будапешт, Кишинев, Донецк, Одессу, Симферополь. 
 
В аэропорту корреспонденты "Комсомольской правды в Украине" ожидали увидеть разъяренную толпу. Но нет – тихо. Слишком тихо.
 
- Мы уже выдохлись, - говорит Мубарет Гулямова. - Должны были вылететь в Ташкент еще 5 января. И с тех пор живем в аэропорту.
 
- То есть почти неделю?
 
- Да. Гостиницу нам не дают. Ночуем прямо здесь, спим по очереди. Один спит - другой сторожит вещи.
 
Мубарет Гулямова уже четвертый день поит чаем товарищей по несчастью. Фото Артема Слепачука
 
Вещей у узбеков - уйма. Летели домой с пересадкой из Москвы, с заработком, со всем скарбом - и одеяла, и даже чайник электрический есть…
 
- Мы его кипятим – чай пьем, заварка есть, - грустно улыбается Мубарет и тут же предлагает чаю.
 
Говорит, с рейса осталось еще человек десять.
 
- Остальные улетели. Авиакомпания предложила их "подбросить" до Алма-Аты, а там они должны за свой счет добираться до Ташкента, - говорит Мубарет. - Но это еще 200 долларов. А у меня нет лишних денег, буду ждать.
 
Но ждать надо чутко - иначе останешься голодным.
 
- Два раза в день представители авиакомпании выносят в терминал еду в судочках - бортовое питание, - говорит гражданин Израиля Артем Кричевский, который третьи сутки хочет улететь в Израиль. - В какой части терминала они появятся - загадка. Мы караулим, потом начинается свалка. Надо успеть урвать свой судок, пока вьетнамцы не сбежались…
 
- Они наглее?
 
- Их кормят в первую очередь, потому что они меньше всего жалуются и шумят. А евреев - в последнюю! Нам заявили, что мы получим, "если что-то останется". Как вам такое? Это ж беспредел… Притом беспредел сразу по многим пунктам: нет гостиницы, сдать билет - нельзя, не принимают, получить какую-то информация невозможно - представители авиакомпании не выходят "в массы".
 
- Лично я буду голодать, - подключается гражданка Швейцарии Лариса Бударова, она вторые сутки хочет вылететь в Цюрих. - Конечно, тут всем плевать - даже если умру, но, может, в Швейцарии меня увидят по ТВ. И вышлют самолет!
 
- Вы лучше ешьте - неизвестно еще, сколько сидеть, - запальчиво советует какой-то мужчина, прислушавшись к разговору. - Мы вот только что прилетели из Хошимина (Вьетнам), еле выбрались. Просидели в "стерильной зоне" сутки: с детьми, стариками, без еды и воды. Стали уже орать - громить стойки. Вышел представитель авиакомпании. Говорит: хотите улететь - соберите 50 тысяч долларов. Оплатим керосин, заправимся - полетим.
 
- А вы?
 
- А мы так одурели, что стали сбрасываться. Насобирали уже 15 тысяч долларов, потом плюнули: с какой стати? Кто нам возместит?
 
- И как же улетели?
 
- А как в 90-е. Прилетел борт, и пилот в пакете привез наличку. Отдал кому надо, и наш самолет заправили. Повезло…
 
Впрочем, везет тому, кто сам себя везет. У компании не хватает денег не только на керосин, не хватает самолетов. Потому на один борт претендуют пассажиры сразу из десятка городов. Потому в "стерильной зоне" периодически случается бойня.
 
- Сейчас прилетел самолет, на него претендовали пассажиры из Симферополя, Одессы и Донецка, - говорит одна из "жительниц" аэропорта Ольга. - Но крымчане не растерялись - взяли в заложники женщину, что отрывает корешки на билетах. Окружили и заставили звонить руководству. Она расплакалась, убежала. Но рацию забыла - они ее схватили, стали вызывать руководство.
 
И стало ясно - этот борт летит в Симферополь. Жители Донецка и Одессы вышли из "стерильной зоны". Они сдались - плюнули на потерянные деньги за билеты, покупают новые - на поезда или самолеты других авиакомпаний. А что делать? Можно, конечно, неделю жить в аэропорту и "охотиться" за кормежкой, но такое унижение не каждый выдержит. Вот и выходит, что внешне в аэропорту вроде все спокойно.
 
Но настоящие мученики уже так измучились, что не бунтуют.
 
СОВЕТЫ ПАССАЖИРАМ
 
1. Что делать, если билет уже на руках или вы застряли в аэропорту?
 
Увы, единственное, что вы сейчас можете сделать - получить заблаговременно информацию о том, состоится ли рейс, которым вы собираетесь воспользоваться. Или же пора покупать билеты другого перевозчика.
 
- Звоните в колл-центр компании или заходите на сайт аэропорта, откуда должен быть вылет, - рассказали нам в пресс-службе аэропорта "Борисполь". - Вся информация об отмененных или задержанных рейсах должна быть представлена там.
 
Если вы застряли в аэропорту из-за отмены рейса перевозчика, придется раскошеливаться на новый билет.
 
- Если же у вас нет денег, то следует обратиться за поддержкой в украинское консульство или посольство, - советует юрист Михаил Юмашев. - А разбираться с компанией и требовать компенсации удобнее будет уже дома.
 
2. Кто будет перевозить пассажиров по маршрутам разорившейся компании?
 
Сценарий пока что один. Скорее всего авиакомпания уступит свои рейсы конкурентам. Кстати, еще до объявления о возможном банкротстве специализированные СМИ писали, что "Аэросвит" может отдать некоторые рейсы "Международным авиалиниям Украины" (МАУ). Но есть ли у МАУ самолеты, чтобы осуществлять неожиданно доставшиеся ей перелеты в полном объеме - вопрос. Получить самолеты к рейсам в придачу не получится, отмечают эксперты.
 
- Большинство самолетов "Аэросвита" находятся в лизинге, - предупреждает Виктор Портников.
 
3. Кто компенсирует задержки вылета, отмену рейсов?
 
- Когда компания - банкрот, то получить от нее компенсацию довольно сложно, - говорит юрист Михаил Юмашев. - Поэтому, если вам достался билет на рейс "Аэросвита", готовьтесь к тому, что, возможно, придется покупать новый билет.
 
Хотя можно, конечно, попытаться вернуть деньги. По правилам, если ваш рейс отменили, имеете право требовать возврата 100 процентов от уплаченных средств. Нужно подать письменную претензию в службу онлайн бронирования перевозчика - [email protected] или в кассу по месту покупки.