Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 апреля
Загрузить еще

«Я первой записалась в ГАИ»

«Я первой записалась в ГАИ»

Сегодня Госавтоинспекция Украины отмечает 10-летие со дня создания. В этот день дверь квартиры винничанки Валентины Клюквиной будет открыта для гостей. Ведь 90-летняя Валентина Федоровна до сих пор является первой и единственной женщиной в Украине - заместителем начальника ГАИ области. В середине прошлого века она 9 лет руководила гаишниками Винничины.

Сегодня подполковник милиции Валентина Клюквина живет одна в скромной двухкомнатной квартире. Женщина похоронила мужа, дочь и сына. У нее есть трое внуков. Когда я спросила, нет ли правнуков, Валентина Федоровна засмеялась и ответила: «Нет, я еще молодая бабуся».

С мужем познакомилась на работе

- Валентина Федоровна, расскажите, как вы попали в ГАИ?

- В 1936 году я оканчивала Саратовский автодорожный техникум. Однажды к нам пришел офицер из милиции и сказал: «У нас открывается новое подразделение - Госавтоинспекция. Предлагаем вам попробовать в нем свои силы». И подробно объяснил, что ГАИ будет отвечать за порядок на дорогах.

Надо сказать, что к тому времени я пережила семейную трагедию. Мой отец, водитель, в 1934 году погиб в автокатастрофе. Поэтому, услышав предложение офицера, я решила, что новое подразделение создали специально для того, чтобы на дорогах происходило как можно меньше аварий и смертей. Я первой подняла руку и записалась в ГАИ.

- Вы одна такая оказалась смелая?

- Нет, нас было двое: я… и мой будущий муж. Михаил был так влюблен в меня, что тоже написал заявление.

По распределению мы поехали в Ростов. Его назначили начальником областной ГАИ, а меня старшим инженером техотдела. На дворе стоял 1938 год.

- И скоро началась война…

Раньше женщин больше уважали

- Чем же занималась тогда госавтоинспекция?

- Мы работали день и ночь. Было очень много паники, аварий, хаоса. Вот и наводили порядок на дорогах. Следили за светомаскировкой: фары должны были светить не дальше чем на метр. Как-то шла колонна солдат, а водитель из-за плохой видимости в нее врезался. Тогда погибло много людей. Мы сильно переживали, ведь не на поле боя, а свой же убил столько народа.

Помимо того, до конца войны я занимала должность начальника квалификационной комиссии. Мы сутками принимали экзамены у молодых шоферов, уходивших на фронт. Их готовили экстерном по ускоренной программе. Нам поставили задачу: главное, чтобы выпускники знали, где газ, тормоз и сцепление...

Когда Украину освободили, мужа направили восстанавливать Винницу. Так мы и оказались здесь. Он стал главным инженером автобусного парка, а я попала в ГАИ в квалифкомиссию. А с 1951 по 1960 гг. работала заместителем начальника Винницкой областной ГАИ.

- Не тяжело было на такой должности?

- Тогда женщин больше уважали. Меня воспринимали как равную. Один раз, правда, случился конфуз. В 1951 году в Киеве проводили республиканское совещание ГАИ. И когда нас расселяли в гостинице, оказалось, что среди всех участников конференции - я единственная барышня. Они долго не знали, куда меня деть, а потом раскошелились и поселили в шикарный одноместный номер.

- Машину водите?

- Конечно, и очень хорошо. Первым нашим семейным транспортом стал трофейный мотоцикл «Цундап». Я ездила на нем два года, но он был очень тяжелый. Потом мы купили немецкий трофейный «Мерседес» - штабную мощную машину. На нем я ездила очень долго - надежный был аппарат! Правда, в 1970-х годах подошла наша очередь покупать жутко модные тогда «Жигули». И вот на радостях мы этот «Мерседес» подарили одному хорошему человеку.

- Валентина Федоровна, что бы вы пожелали современным гаишникам?

- Честно служить, выполнять требования, соблюдать форму, быть справедливыми, человечными и помнить о тех, кто стоял у истоков ГАИ.

Фото из домашнего архива Валентины Клюквиной и пресс-группы ГАИ УМВД Украины в Винницкой области.