24 апреля

Ученые выяснили, почему со временем высыхает и желтеет бумага

Фото: Ученые научились реставрировать древние бумаги. Фото с сайта freeyaho.ru.

Физикам удалось обнаружить, какие именно группы атомов отвечают за пожелтение бумаги и изменение ее физических свойств.

Известно, что бумага желтеет из-за сложного и до конца пока не понятного процесса окисления целлюлозы, сопровождающегося не только изменением цвета, но и изменением структуры бумаги и ее физических свойств. Ученые использовали спектральный анализ и численные методы (на основании теории функционала плотности), чтобы определить, какие именно хромофоры – группы атомов, обуславливающие цвет химического соединения – отвечают за желтый цвет.

Оказалось, что за изменения цвета отвечают хромофоры, состоящие из атома углерода, связанного двойной связью с кислородом и одной связью с водородом. Исследователи говорят, что их открытие поможет реставраторам при восстановлении старых документов. Кроме этого, возможно, новые результаты будут полезны при создании бумаги, которая со временем не желтеет, передает lenta.ru.

Теория функционала плотности, использовавшаяся в этой работе - основной метод для расчета электронной структуры молекул и конденсированного вещества в физике и химии, основанный на законах квантовой механики. Этот метод регулярно используется при теоретических расчетах.