Солнечное знамение: астрономы видят
на светиле странные фигуры

Солнечное знамение: астрономы видят
на светиле странные фигуры

Комментарии: 6
Огромный черный шар с хвостом - это совсем не страшно, успокаивают ученые.

"Инопланетный корабль" воровал плазму

Кадры, полученные с борта солнечной обсерватории НАСА SDO (Nasa's Solar Dynamics Observatory) и выложенные недавно на YouTube, возбудили пользователей Интернета. Только за один день их посмотрели почти 400 тысяч человек. И неудивительно. Видно, что к Солнцу пристроился некий темный объект размером с нашу Землю. Протянул толстый шланг. И словно бы что-то сосет из нашего светила.

Это корабль пришельцев, испугались самые мнительные зрители, заправляется солнечной плазмой. Другие вообще ужаснулись, предположив, что к Солнцу подлетела "Звезда смерти", как из "Звездных войн", и приступила к уничтожению нашего мира. Или образовалась черная дыра, в которой скоро сгинет не только Солнце, но и вся система.

Существует, правда, и более жизнеутверждающая гипотеза. Согласно ей, в кадр попал процесс рождения из недр светила новой планеты.

В ответ на ажиотаж НАСА выступило с разъяснениями. Что бывает крайне редко. Специалисты агентства отвергли все четыре гипотезы.

Как сообщил астрофизик, специалист по Солнцу из НАСА Алекс Янг, в кадр попал протуберанец. А темным он выглядит оттого, что холоднее своего окружения -  около 8 тысяч градусов против двух миллионов. В протуберанце сконденсировано поднявшееся над поверхностью Солнца вещество, которое удерживается магнитным полем.

А то, что выглядит темным диском, - это торец протуберанца, который на самом деле представляет собой тоннель. Или воронку.

Это мнение частично разделяет и сотрудник лаборатории рентгеновской астрономии Солнца Физического института имени Лебедева Сергей Богачев. Только он считает, что в кадр попала так называемая корональная каверна. Или "магнитное торнадо" - вихрь, который тянется вдоль поверхности Солнца и выбрасывает вещество наружу. В сечении он круглый.

Кстати, чуть раньше SDO  зафиксировала столб солнечного торнадо в профиль. Он взметнулся на сотни тысяч километров, перемещался со скоростью более полумиллиона километров в час.

Змея проползла

В декабре 2010 года Солнце несколько дней извергало плазму в таком количестве, что она стала извиваться змеей в атмосфере светила. И удлинилась до небывалых размеров. Сначала протянулась на 402 тысячи километров. Это чуть больше, чем расстояние от Земли до Луны. Потом достигла рекордных 700 тысяч километров.

Змея могла взорваться. Но обошлось. Она исчезла с умеренным корональным выбросом, направленным в сторону от нашей планеты.

Шар вылетел

Астроном-любитель из Голландии Ян Тиммерманс в начале мая 2011 года снимал пятно, расположенное на юго-западе светила. А случайно запечатлел удивительный протуберанец, который оторвался от поверхности Солнца и превратился в огненный шар.

Размер - с наш, земной.

К сожалению, Ян не уточнил дальнейшую судьбу феномена: то ли огненная сфера упала обратно на Солнце, как это обычно бывает с протуберанцами, то ли улетела прочь, как плазменный сгусток коронального выброса.

Ангел взмахнул крыльями

В июне прошлого года Солнце метнуло в окружающее пространство гигантский сгусток плазмы, который изогнулся петлей, распался на несколько нитей и вернулся обратно на светило.

По оценкам экспертов, высота протуберанца превысила 150 тысяч километров.

Как сообщил астрофизик Алекс Янг из НАСА, выброс длился несколько часов. И по форме удивительным образом напоминал ангела, взмахнувшего крыльями.

Явление, натурально, выглядело неким знамением. Однако ничего трагического в глобальном масштабе тогда не произошло. Случилось лишь через 10 дней, когда норвежский псих убил почти 100 человек. Но вряд ли уместно каким-то образом увязывать эти события. Была бы очень большая натяжка.

Разумнее всего, конечно, считать ангела, вылетевшего из Солнца, оптической иллюзией. Но с другой стороны… Кто знает, какие они - ангелы - на самом деле. И где живут-водятся. Вдруг есть и вот такие - огромные. И дом их - Солнце…

Вреда Земле гигантский ангельский протуберанец не принес. Поскольку почти вся вылетевшая из светила плазма вернулась обратно, притянутая чудовищным магнитным полем и гравитацией.

Есть ли скрытый смысл в других явлениях, наблюдаемых на Солнце? Мистики наверняка его найдут. Уж слишком зловеще выглядят черные дыры-тоннели, змеи и огненные шары.

СПРАВКА "КП"

Под присмотром

Солнечную динамическую обсерваторию (Solar Dynamics Observatory - SDO) НАСА вывело  на орбиту 11 февраля 2010 года. И теперь не спускает глаз с Солнца ни на секунду. Чтобы не прозевать какое-нибудь важное и потенциально опасное для человечества событие.

- Мы получили возможность видеть светило целиком и в сверхвысоком разрешении, - говорит Мадхулика Гухатакурта - ученый, отвечающий в НАСА за миссию SDO. - А это позволяет обнаружить связи между различными процессами на нем. Те связи, о которых мы раньше даже не подозревали.

Ныне у гелиофизиков появилась возможность фиксировать на поверхности Солнца объекты протяженностью в 350 километров. Прежде о таком и не мечтали. В целом же обсерватория должна помочь разобраться в поведении магнитных полей на Солнце и собрать данные, которые позволят в итоге прогнозировать вспышки и корональные выбросы.

Не исключено, что удастся больше узнать о том, как на самом деле устроено Солнце. И проверить теоретические модели. Ожидается чуть ли не революция в наших представлениях о светиле.

На SDO установлен телескоп, который позволяет получать изображения каждые 10 секунд в разных спектральных диапазонах с угловым разрешением в 1 секунду. Телескоп реагирует и на температуру в диапазоне от нескольких тысяч до десятков миллионов градусов, работая как тепловизор. Он показывает, как меняется, к примеру, температура газа при его выбросах.

Из изображений, полученных последовательно, специалисты потом монтируют видео событий, развивающихся на поверхности Солнца.

Обсерватория стоит почти миллиард долларов. И по плану должна проработать еще три года.

ТОП–6 политических скандалов апреля
ТОП–6 политических скандалов апреля 126

"КП в Украине" выяснила по кому ударят уголовные дела в отношении Николая Мартыненко и Романа Насирова, и почему уходит Гонтарева.

В России десятки человек задержаны на акции  Надоел
В России десятки человек задержаны на акции "Надоел" [фото] 1587 5

Несмотря на дождь акция собрала большое количество участников.

Япония назвала  серьезной угрозой  запуск ракеты в КНДР
Япония назвала "серьезной угрозой" запуск ракеты в КНДР 289 5

Премьер-министр Страны восходящего солнца призвал США и Китай оказывать давление на правительство Ким Чен Ына.

В районе Кубы пропал с радаров пассажирский самолет
В районе Кубы пропал с радаров пассажирский самолет 865

На борту могли находиться до 39 человек.

В Попасной из  Градов  обстреляли кладбище
В Попасной из "Градов" обстреляли кладбище [фото] 394

Никто из местных жителей ранений не получил.

Мэра города Дергачи насмерть переехал грузовик
Мэра города Дергачи насмерть переехал грузовик 1428

Глава города скончался в машине скорой помощи.

Последствия снегопадов: Ждет ли Украину плохой урожай?
Последствия снегопадов: Ждет ли Украину плохой урожай? 2474

Какие плодово-ягодные культуры пострадали от аномальной погоды в апреле.

Что будет с долларом и евро после праздников
Что будет с долларом и евро после праздников 1418

По прогнозам аналитиков FOREX CLUB, курс гривны на наличном рынке в мае может находиться в диапазоне 26–27,5 грн. за доллар.

Когда возобновится доверие к гривне
Когда возобновится доверие к гривне 633 2

В МВФ считают, что достаточные международные резервы являются движущим элементом макроэкономической стабильности, а, следовательно, и доверия к национальной валюте.

Слушая мой рассказ об НЛО, люди смеялись:  Батя, сколько ты выпил?
"Слушая мой рассказ об НЛО, люди смеялись: "Батя, сколько ты выпил?" 3214 2

Тридцать лет назад украинского пенсионера похитили пришельцы.

Слишком много выходных? Украинцев хотят заставить работать больше
Слишком много выходных? Украинцев хотят заставить работать больше 1333 1

Экс-министр экономики Владимир Лановой считает, что у украинцев слишком много выходных и поддерживает отмену переноса праздничных выходных на будни. Эксперты не согласны.

Топ-5 экзотических рецептов мяса на мангале
Топ-5 экзотических рецептов мяса на мангале 1157

В преддверии праздника "КП" в Украине" решила поделиться креативными способами приготовления шашлыка.

Евровидение-2017 : на билетах уже заработали больше 45 миллионов гривен
"Евровидение-2017": на билетах уже заработали больше 45 миллионов гривен 300 2

В продажу поступили тикеты в фан-зону и Golden Circle.

Дочь Жанны Бадоевой сделала на нее пародию
Дочь Жанны Бадоевой сделала на нее пародию [видео] 979

Видео в соцсети опубликовала сама телеведущая. За несколько часов ролик набрал больше 120 тысяч просмотров.

Победитель  Голоса країни - 7  Александр Клименко:  Если бы соцсети были живыми, их можно было бы канонизировать
Победитель "Голоса країни - 7" Александр Клименко: "Если бы соцсети были живыми, их можно было бы канонизировать" 128

"Поющий батюшка" побывал в гостях у "КП" в Украине".

Владимир Кличко:  Что вообще к черту произошло?!
Владимир Кличко: "Что вообще к черту произошло?!" [видео] 838

Украинский боксер после поражения заявил, что в контракте на бой с Джошуа есть пункт об обязательном реванше. Продолжение следует!

Этони Джошуа: “При всем уважении к Кличко, я пришел, чтобы избить его